Итог занятия.
Письмо в воздухе буквы Ы с называнием ее элементов.
ЗАНЯТИЕ № 22
Тема: Звуки [ы]-[и]; буквы ы-и .
Цель: учить дифференцировать звуки [ы]-[и] и буквы ы-и в слогах и словах; обучать звуко-буквенному анализу.
Оборудование: зеркала, звуковая дорожка, предметные картинки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Упражнение «Один — много». Выделить голосом последний звук в слове.
муха —мухИ лиса — лисЫ
жук — ... пчела — ...
утка —... дятел —... ,
медведь — ... заяц — ...
олень — ... оса — ...
волк — ... ворона — ...
2. Введение в тему.
— Какой последний звук в словах вы произносили? ([ы], [и]). Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и обозначать их буквами ы, и.
3. Артикуляционная гимнастика.
Чередование «Окошечко» — «Трубочка» — «Улыбка».
Чередование «Окошечко» — «Заборчик».
«Прятки».
Произношение гласных по звуковой дорожке:
4. Сравнение звуков по артикуляции.
— Чем отличается произношение звуков?
Дети произносят звуки , наблюдая за артикуляцией в зеркале и делают вывод : при произношении звука [ ы ] губы менее напряжены , язык отодвинут в глубь рта , а при произношении звука [ и ] губы растянуты в улыбку , кончик языка упирается в нижние зубы .
5. Дифференциация ы — и.
а) Загадки.
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Мишка
С подстриженною гривой
Скачет ретиво.
И у дома своего
Ржет негромко: «И-го-го!»
Лошадка
Дети открывают книгу ( с . 37) и рассматривают картинки .
— Как ржет лошадка? Как ревет медведь?
б) Пальчиковые упражнения.
Лошадка
Чуть тряхнула лошадь гривой,
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре . Большой палец кверху . Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом , образуя пальчиками гриву . Большой палец кверху . Два больших пальца образуют уши .
Мишка
Ладони на себя , все пальцы , кроме больших , переплетены , большие ( «уши медведя» ) — выставлены вверх .
в) — Лошадка Искорка и медведь предлагают вам зарядку. Если услышите в слове звук [ы] — присядьте, если [и]—потянитесь вверх.
дым ива
кит сито
дыня коты
мышка такси
г) «Эхо». Запомнить и повторить слоговые ряды:
ви — ви — вы ды — ды — ди
пы — пи — пы ти — ты — ти
д) «Перекличка».
- Медведь и лошадка перекликаются. Медведь ревет: ы-ы..., а лошадка отвечает: и-и... .
пы — пи выть — ...
ты — ... ныть — ...
мы — ... быть — ...
е) «Лошадка и медведь ждут гостей» (с. 37).
— Назовите гостей. Определите, какой звук в слове — [ы] или [и]1 Кто пойдет в гости к лошадке? А кто пойдет к медведю? Какие животные были в гостях у лошадки? (Домашние.) А у медведя какие животные гостили? (Дикие.)
ж) — Посмотрите на Юпика. Какие буквы у него в руках? Поставьте эти буквы в схемы слов-названий животных (Кит, рыба, лиса, бык.)
з) — Рассмотрите схемы внизу страницы. В схемах стоят буквы ы и и. Сколько звуков в каждом слове? Подберите слова к каждой схеме.
6. Итог занятия.
— Раздайте угощения Искорке и медведю.
У детей картинки : пирог , конфеты , дыня , апельсин , сыр , арбузы , киви , вафли , бобы , малина , пирожное , ягоды .
ЗАНЯТИЕ №23
Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель: обобщить знания о гласных звуках и буквах; обучать звуко-буквенному анализу; развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.
Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, карандаши, фломастеры, силуэты планет, аудиозапись песни Винни-Пуха, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Узнай гласные звуки».
Логопед беззвучно артикулирует ряд гласных звуков: а о у и т. д. Дети воспроизводят голосом звуковой ряд.
2. Артикуляционная гимнастика.
Покусать:
а) верхнюю губу;
б) нижнюю губу.
Чередование «Окошечко» — «Хоботок». Чередование «Улыбка» — «Трубочка».
3. Закрепление произношения гласных звуков.
а) Анализ и синтез ряда гласных.
— Какие звуки мы изучили? Что узнали о гласных звуках?
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать ,
Громкий гудок паровозу подать ,
Нежно лошадкой могут заржать ,
Даже медведем могут рычать ,
Эхом далеким в лесу отвечать
— Юпику очень понравились гласные звуки. «Какие они нежные, певучие, музыкальные, голосистые», — подумал он и решил назвать гласными звуками планеты. Послушайте их названия и обозначьте символами гласных звуков название каждой планеты:
а о э у;
и о у ы.
У каждого ребенка по два силуэта планет , на которых дети фишками или фломастерами обозначают звуковой ряд .
б) Изучив все гласные,
Ты можешь без труда,
Как маг или волшебник,
Превращать слова.
Бык , гласный [ ы ]. Логопед ставит символ звука [ ы ], затем заменяет его на символ звука [ а ].
— Во что превратился бык?
Аналогично производится «превращение» следующих слов:
кот —► кит
дым —► дом
эхо —► ухо
4. Закрепление гласных звуков и букв по пособию (с. 38)
а) Кто поет эту песенку?
Если я чешу в затылке —
Не беда!
В голове моей опилки —
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но шумелки и вопилки
(А также кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
Иногда! Да!
(Винни-Пух)
Дети открывают книги . Находят Винни - Пуха .
— Какая любимая еда у Винни-Пуха? В нижнем правом углу страницы бочка меда. Но до нее Винни-Пуху надо добраться. Отправимся в путь вместе с Винни-Пухом,
б) Хорошо живет на свете Винни-Пух!
Оттого поет он эти песни вслух!
— Пройдем с Винни-Пухом по кирпичной дорожке и пропоем гласные звуки.
Физминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили, Головой своей кружили Вот так, вот так. | Вращение головой в одну сторону, затем в другую. |
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали Вот так, вот так. | Наклоны в сторону. |
Вперевалочку ходили И из речки воду пили Вот так, вот так. | Ходьба на месте на внешней стороне стопы. Наклоны вперед. |
А потом они плясали, Выше лапы поднимали Вот так, вот так. | Поднимание ног, согнутых в коленях. |
в) Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам — парам, тарам — парам —
На то оно и утро!
— Пришел Винни-Пух к друзьям. Они ждут его на балконе. Скажите, кто его друзья? (Рысь, волк, паук, лиса.)
Сколько этажей в доме? Каждый из друзей занимает свой этаж. Надо отгадать, кто на каком этаже живет. Помогут нам гласные звуки, они горят в слове красным огоньком.
Дети определяют количество звуков в слове , место гласных и подбирают этаж для слова .
г) — Погостил Винни-Пух у друзей и отправился дальше в путь. Кто встретился ему на пути?
Но вдруг пошел дождь, но не простой, а буквенный.
Падают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
На каждой капле дождя
Буква гласная.
Вот бы узнать,
Где им в слове стоять?
Дата: 2019-07-30, просмотров: 222.