Некоторые представители современной западной философии религии настойчиво ищут пути какого-то сочетания, а возможно, и интеграции философско-исследовательских и научно-религиоведческих подходов к изучению религии. Интересный проект соединения философии религии и религиоведческих дисциплин предложил известный философ Ниниан Смарт.
Смарт проделал эволюцию в своих воззрениях на отношения философии религии и религиоведения. В течение довольно длительного периода Смарт считал, что роль философии в рамках таких отношений должна заключаться в «концептуальном анализе», понимаемом как исследование логического статуса религиозных понятий и идей. В настоящее время, согласно Смарту, философия религии в сочетании с религиоведением должна стать своего рода «философией мировоззрений». Словом «мировоззрения» обозначается у Смарта совокупность как религий, традиционных и новых, так и светских идеологий.
Проект Смарта заключается в том, чтобы использовать концептуальный аппарат философии религии и религиоведения для изучения всех наиболее значимых, распространенных и влиятельных идеологий мира — как религиозных, так и светских. По замыслу Смарта изучение религии, осознающее все многообразие «символической жизни» человечества, широко использующее сравнительный анализ, может оказаться зффектив-
169
ным в исследовании наиболее значимых идеологий современного мира. Подобное религиоведение может быть полезным и для выработки нового мировоззрения, которое учитывало бы как разнообразие современного мира, так и потребность этого мира в каких-то общих, объединяющих воззрениях. Таким образом, Смарт ставит перед религиоведением как собственно научно-исследовательские, так и философско-мировоззренческие задачи.
В самом общем виде Смарт представляет свой проект следующим образом: «Современное религиоведение наряду с изучением традиционных вероисповеданий должно обратиться также к рассмотрению светских символов и идеологий — национализма, марксизма, демократии,— которые зачастую соперничают с религией и в то же время в каком-то важном смысле сами являются религиозными. Таким образом, современное изучение религии способствует осмыслению мировоззрений, как традиционных, так и светских, которые стали мотором социальной и моральной преемственности и изменения; поэтому оно должно исследовать верования и чувства, а также стремиться понять то, что существует в головах людей. То, во что люди верят, является важным аспектом реальности безотносительно к тому, истинно оно или нет» м.
Смарт указывает и те общие позиции, которые должен занять исследователь при реализации этого проекта: «Аналитик мировоззрений должен бороться на два фронта. Справа находятся те «традиционные» верую* щие, которые рассматривают бесстрастное и безоценочное описание верований как подспудную угрозу вере. Слева — те гуманисты и марксисты, которые считают религию чем-то иррациональным, что должно быть объяснено как разновидность проекции» ,
Смарт выделяет далее следующие характеристики современного религиоведения, которые создают условия для решения подобной задачи. Во-первых, оно плюралистично, занимается многими религиями и светскими мировоззрениями. Во-вторых, оно открыто в смысле изучения систем верований и символов, находящихся за границами традиционных религий. В-третьих, оно рассматривает мировоззрения как исторически, так и систематически, стремится посредством «структурированной эмпатии» встать на точку зрения верующих. В-четвертых, осуществляет тематические сравнения, которые помогают осветить отдельные традиции. В-пятых,
оно полиметодично: использует многие методы из различных дисциплин - истории, истории искусства, филологии, археологии, социологии, антропологии, философии и т. д. В-шестых, оно стремится показать власть религиозных идей и практики, а также их взаимоотношения с другими аспектами существования человека. В-седьмых, оно может создать условия не только для понимания мира и его различных систем верований, но также и для личного поиска духовной истины 16.
Искомая «философия мировоззрений» должна каким-то образом организовать различные компоненты религиоведческого комплекса. «Философия религии должна расшириться с тем, чтобы стать философией мировоззрений,— отмечает Смарт.— Она должна стать верхним этажом здания, средний этаж которого образует сравнительный и исторический анализ религий и идеологий, а нижний — феноменология, причем не только опыта и действия, но и феноменология символической жизни человека в целом» ,7.
Философия мировоззрений должна быть «реалистически» связана с действительно существующими мировоззрениями. Она должна осуществлять анализ структуры и истории таких мировоззренческих систем. Смарт проводит в связи с этим аналогию с философией науки, для которой оказалось очень благотворным сотрудничество с историей науки.
На основе истории и сравнительного изучения религий можно прийти к познанию определенной «логической структуры этих систем». Другими словами, может стать понятным характер связи между различными измерениями религии, а также характер связи между различными доктринальными компонентами.
Сравнительное изучение религии и светских идеологий возможно потому, по мнению Смарта, что они обладают некоторыми «общими фундаментальными свойствами». Смарт считает, что и религии и светские идеологии «демонстрируют тесную связь между теорией и практикой; не являются непосредственно верифицируемыми или фальсифицируемыми; требуют полной вовлеченности и приверженности, предлагают объяснение человеческой истории; предполагают этические принципы; обладают учением о природе человека; могут претерпевать определенное развитие в идейном и практическом плане; обладают эсха1ологической ориентацией; имеют космологию; обладают теорией относительно генезиса
170
•71
1- Л.
религии» ,8. Если же кратко охарактеризовать то общее, что делает возможным сопоставление религий и светских мировоззрений, то можно сказать, что «как религии, так и идеологии направляют человека относительно смысла жизни» 19.
Концепция Н. Смарта, несомненно, содержит масштабный проект сочетания философии религии и религиоведения. Однако в рамках этого проекта, именуемого «философией мировоззрений», остаются все же неясными функции философии религии. Все по существу ограничивается проектированием для нее будущей синтетической роли.
* * *
Подводя итоги, отметим следующее. Наша точка зрения заключается прежде всего в том, что современная философия религии не в состоянии выполнять содержательно-синтетические и методологические функции по отношению к комплексу религиоведческих дисциплин.
И религиоведческие дисциплины со своей стороны не проявляют никакой заинтересованности в философии религии. Это связано в основном с тем, что, по мнению религиоведов, философии религии практически нечего предложить конкретно-дисциплинарному изучению религии. Кроме того, религиоведы по-прежнему считают, что философское исследование религии не может быть объективным, нейтральным в ценностном отношении, «научным». В обоснование такого воззрения обычно ссылаются на то, что одной из основных, если не главной задачей философии религии является решение проблем истинности религии.
Очевидно, что существует тесная зависимость между научно-религиоведческим подходом к религии и общим пониманием природы, ценности и функций религии, распространенным в культурном сознании той или иной эпохи. Изучение религии всегда тесно связано с общим пониманием религии, господствующим в данную эпоху, в значительной мере определяется общим интеллектуальным и культурным уровнем развития общества
Можно высказать предположение, что указанное общее понимание религии наиболее полно выражается в философии религии. Философия религии оказывает поэтому преимущественно опосредованное воздействие на религиоведческий комплекс.
ш
Дата: 2019-07-30, просмотров: 348.