ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ривать как аналитическую экспликацию и реконструк­цию идейных и методологических приципов, т. е. теоре­тической программы философской теологии как особого типа философствования, а также ее основных типов и

функций.

Во второй главе этой части Представлены наиболее интересные и репрезентативные, с точки зрения автора, философско-тсологические концепции, содержащие целостное философское учение о боге. Эти концепции были созданы в 70—80-е годы нашего столетия.


 


Вторая основная форма философии религии — фило­софская теология. В историческом плане именно эта форма имела явное преобладание. По существу до эпохи Просвещения философия религии выступала исключи­тельно как философская теология, что, разумеется, не исключало наличие в ней религиоведческих компонен­тов.

Философия религии в ее философско-теологической форме представляет собой слияние, сплавление воедино философии и религии, осуществляемое в религиозных целях.

Принципиальной характеристикой философской теологии как определенного типа философствования является убежденность в том, что философия способна давать позитивно-конструктивные решения религиоз­ных проблем. Философская теология представляет со­бой положительное и развернутое решение проблемы отношения философии и религии, философии и теологии. В этом отношении она отличается от целого ряда пози­ций как в теологии, так и в философии, утверждающих принципиальную некомпетентность философии в рели­гиозных делах.

Философская теология — это философия религии, выполняющая разнообразные экспликативныс, интер­претационные, оправдательные и конструктивные функ­ции по отношению к религии. При этом, однако, следует подчеркнуть, что в настоящее время менее, чем когда бы то ни было, среди западных философов и теологов есть какое-либо единомыслие и ясность относительно приро­ды и функций философской теологии.

Данная часть работы включает две главы. В первой исследуются основные общие характеристики философ­ской теологии. Содержание этой главы следует расемат-

178


I1


*


Глава седьмая

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОЛОГИИ

§ 1. Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология

Тот тип философско-религиозного теоретизирования, о котором пойдет речь,— «философская теология» по­мимо этого имеет целый ряд других обозначений, преж­де всего «естественная теология», «фундаментальная теология», «религиозная философия», «религиозная ме­тафизика», «христианская философия», «христианская метафизика», «рациональная теология». Во всех слу­чаях речь идет о рациональной деятельности, соотноси­мой с «уведомлением свыше», получением знания в пер­вую очередь из божественного откровения, из религиоз­ных традиций или из религиозного опыта или противо­поставляемой им.

Мы предпочитаем обозначение «философская теоло­гия» в силу следующих причин. Прежде всего термин «философская теология» наиболее отчетливо показы­вает, что речь идет о попытках каким-то образом исполь­зовать элементы именно философского рассуждения в служебных по отношению к религии целях. Этот термин сразу же подчеркивает, что основная, принципиальная задача данного типа использования философии заклю­чается в философской экспликации учения о боге пози­тивной исторической религии или о создании учения о боге сугубо философскими средствами.

Традиционно в соответствующих целях использо­вался термин «естественная теология». Основная причи­на предпочтения термина «философская теология» тер­мину «естественная теология» заключается в том, что первый термин может применяться как к конфессио­нальным, так и к внеконфессиональным философско-религиозным построениям. Термин «естественная теоло­гия» обычно использовался для обозначения философ-ско-апологетических и философско-конструктивных уси­лий, сопряженных с конфессиональной теологией. В данной работе в некоторых случаях также используется обозначение «естественная теология», когда речь идет о конфессиональной философской теологии. Кроме того,

180


термин «философская теология» позволяет оттенить то обстоятельство, что рассматривается современная фор­ма данного типа философствования. «Естественная тео­логия» в Новое время нередко сопрягалась с рассужде­ниями о «естественной религии». Термин «философская теология» в общем свободен от такой коннотации. Различение между естественной теологией и фило­софской теологией иногда проводится на основании раз­личения источников познания. Естественная теология — это будто бы знание о существовании и атрибутах бога, получаемое из природы, а философская теология - - это знание о боге, приобретаемое исключительно средства­ми философии. Такое различение представляется не сов­сем верным, особенно в историческом плане, так как естественная теология в указанном смысле всегда счи­талась философским предприятием.

Понятие «фундаментальная теология» при всех его разнообразных трактовках сохраняет конфессиональ­ную определенность и потому уже понятия «философ­ская теология», могущего включать и внеконфессио-нальные философские учения о боге.

Следует подчеркнуть, что относительно предмета и методов фундаментальной теологии нет единомыслия. Нет ясности и относительно характера использования философии в ней.

Долгое время споры вокруг философской теологии носили форму дискуссий относительно принципиальной возможности, природы и функций «христианской фило­софии» и «христианской метафизики». Особую остроту такие дискуссии приобрели в первой половине нашего столетия, в пору расцвета неосхоластики. Вообще мно­гообразная судьба понятия «христианская философия» отражает напряжения в отношениях с философией в рамках христианских конфессий.

Термин «христианская философия» указывает на философию, выражаемую имплицитно или эксплицитно христианством. Это философия, которая пребывает в согласии с содержанием.«христианской вести», а также философия, используемая в рамках христианско-идео-логического комплекса. Понятие «христианская филосо­фия» также уже понятия «философская теология». Философская теология может обозначаться и как «метафизика» или «христианская метафизика»- Обозна­чение «философская теология» представляется пред­почтительным в силу того, что проблематика абсолюта,








181


вообще религиозная проблематика образует лишь часть, пусть и важнейшую, по мнению многих, интересов метафизики.

Термин «религиозная философия» довольно рас­плывчат, он не выражает основной задачи рассматри­ваемого типа философствования — экспликации или создания философского учения о боге. Кроме того, этот термин в настоящее время очень редко употребляется в философской и теологической литературе на Западе.

Термин «рациональная теология» не представляется удачным. В известном смысле он может применяться к рассматриваемому виду философствования, поскольку практически все разновидности философской теологии претендуют на приобретение знания только посредством разума, противопоставляя себя в этом плане собственно теологии, опирающейся также на традицию и опыт. Но попытки использовать разум в религиозном рассужде­нии еще не означают, что речь идет как раз о философ­ском разуме, который является сущностью определяе­мого феномена.

* * *

В основе программы философской теологии лежит опре­
деленное понимание природы философствования, опре­
деленное понятие философии Философия представляет­
ся как свободное размышление, как высшее осуществле­
ние свободы человеческого разума, в том числе и в рели­
гиозной сфере. При таком понимании философии при­
знается неправомерность обусловленности философст­
вования чем-либо иным, кроме принципов и предметно­
сти этого философствования. Философия ориентирована
на бытие своего предмета в нерушимости его бытийных
прав и истинности. Это означает, что базисная проблема
философской теологии заключается в том, может ли
философское размышление, опирающееся только на
опыт мира и опыт человеческого существования, дать
само по себе какое-то знание о существовании бога, его
природе и действии.            ','

В основе всякого философско-теолог ического про­екта, особенно традиционного, лежит также определен­ная концепция природы человека. Философская теоло­гия, прежде всего в функции философского богонозна-ния, предполагает понимание природы человека как «естественно религир_Эн.рго существа». Человек по самой

182


своей природе обладает «направленностью» к богу. Естественная человеческая религиозность и инициирует, как явно или неявно предполагается, философское бого-познание как спонтанное и высшее проявление разум­ной природы человека. В рамках конфессиональной философской теологии признается также, что человек испытал в божественном откровении еще и «сверхъес­тественный призыв».

Можно вычленить два основных типа философской теологии. Первый тип связан со служебными функциями философии по отношению к позитивной религии, кон­кретнее — религии западных христианских конфессий. Второй тип — это внеконфессиональное философско-теологическое теоретизирование.

Обозначение «конфессиональная философская тео­логия» употребляется в следующем смысле. Речь идет о тех элементах философствования и о тех философских теориях, которые в принципе могут быть пригодны или даже адекватны фундаментальным христианским уста­новкам.

Соответственно внеконфесснональными являются, в таком понимании, все те философские принципы и по­строения, которые не могут соответствовать таким фун­даментальным христианским установкам.

Конфессиональная философская теология осуществ­ляется в действительности как компонент теологиче­ского комплекса западных христианских конфессий. Конфессиональная философская теология в широком смысле — это стремление осуществить синтез христиан­ской веры и философии. Это означает прежде всего, что ее принципы и теоретические построения так или иначе соотносятся с фактом и содержанием богоот­кровения. Следует подчеркнуть, что это верно безотно­сительно к конфессионально-институциональной при­надлежности конкретного философа. Речь идет об опре­деленном варианте философско-теологического теорети­зирования.

Существование и функции конфессиональной фило­софской теологии обусловлены в конечном счете потреб­ностью религии в «естественной», «разумной» мысли и познании, воплощением которых традиционно считается философия. Клаус Кремер отмечает: «Мысль о боге имеет существенное значение для философии, но и фило­софия имеет существенное значение для мысли о боге. Что бы и как бы ни являлось или представлялось чело-

183


 


веку в качестве бога, разумное понятие бога предпосы­лается при этом как масштаб для оценки и принятия того, что представляется как божественное»'.

Приверженцы конфессиональной философской тео­логии считают, что она выполняет очень нужные для по­зитивной религии функции. Они подчеркивают, что сам принцип конфессиональной философской теологии пред­полагает сугубо пропедевтический или вспомогательный характер всех ее построений по отношению к теологии откровения. Более того, и философский акт богопозна-ния, т. е. философскую теологию, в строгом смысле нель­зя считать чем-то глубоко нерелигиозным или арелиги-озным, направленным на то, чтобы сделать бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим деянием. В таком богопоз-нании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.

В таких обоснованиях правомерности конфессио­нальной философской теологии отчетливо видно базис­ное противоречие этого вида теоретизирования. Это про­тиворечие между претензией на беспредпосылочность, непредвзятость философско-разумного богопознания и принципиальной посылкой, заключающейся в призна­нии божественной основы мира, понимании самого мира как какого-то общего откровения, подтверждающего «специальное» словесное откровение бога, данное в ка­нонических текстах.

Конфессиональная философская теология может выступать в различных формах. Целесообразно, на наш взгляд, вычленить следующие важнейшие формы кон­фессионального использования философии. Во-первых, применение элементов философствования в различных разделах конфессиональной теологии, в первую очередь при разработке церковно-догматического учения о боге. Во-вторых, разнообразные метатеологические функции, т. е. философский анализ теологии, осуществляемый в служебных и апологетических целях. В-третьих, фило­софская теология используется как относительно авто­номное философское богопознание, осуществляемое в тех границах и в соответствии с теми принципами, кото­рые определяются церковно -теологическими инстанция­ми. Эта последняя форма традиционно считается фило­софской, или естественной теологией в строгом смысле слова.




















184


В первом случае * речь идет об использовании эле­ментов философского знания и философского рассужде­ния в рамках конфессиональной теологии. Элементы фи­лософского знания и рассуждения включаются в нефи­лософскую по своему существу смысловую и концеп­туальную связь, что определяет характер функциониро­вания этих элементов. Они подчиняются нефилософ­ским, точнее, внефилософским посылкам и критериям рациональности, становятся лишь инструментальными в процессе достижения предзаданных теоретических ре­зультатов.

Философская теология этого типа выполняет сугубо служебные по отношению к систематической теологии функции, что обусловлено общим установившимся по­ниманием природы систематической теологии в запад­ном христианстве. Если попытаться кратко выразить разнообразные представления о сущности систематиче­ской и вообще собственно теологии, то можно сказать, что она понимается как причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о со­держании и характере религиозной веры.

Основным моментом в данной характеристике явля­ется «причастность». Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуж­дения. На характер теологии оказывает определяющее воздействие и то обстоятельство, что теолог всегда при­надлежит к какому-то религиозному сообществу, а это предполагает, в частности, известный контроль за его деятельностью. В силу определенных социологических закономерностей эта принадлежность не может не накладывать отпечатка на содержание работы тео­лога.

Понятно, что элементы философского знания и рас­суждения, используемые в тех или иных построениях собственно теологии, утрачивают самостоятельность и практически растворяются в новом контексте. В тех же случаях, когда нельзя говорить о полной интеграции фи­лософствования в новый контекст, возникает известное напряжение, порождающее трудноразрешимые пробле-

• В данном параграфе рассматривается только одна из указан­ных форм конфессиональной философской теологии Две другие будут представлены в двух последующих.

185


-.


мы. Известно, как сложно протекал в христианстве про­цесс оформления церковно-догматического учении о боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная ин­теграция этих элементов в базисные смысловые образо­вания христианства давала в истории импульс к кри­тике, к призывам к «деэллинизацин христианства» и т. д.

Вообще христианская теология в ее историческом оформлении теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее «спекулятивных» компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необхо­димость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст.

Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Такое взаимодействие определило и облик средневеко­вой схоластической теологии. В Новое время и в совре­менную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосре­дованное воздействие философии на теологию усилива­ется.

Современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконст­рукции, обусловленные, во-первых, осознанием много­слойное™ и многосмысленности соответствующих со­держаний Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вто­рых, обостренностью герменевтического сознания в со­временной теологии и философии, ведущей в свою оче­редь к осознанию того, насколько всякая интерпретаци­онная экзегетическая деятельность обусловлена много­образными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к фи­лософии как к средству богопознания, причем как в экзегетических, так и в конструктивно-систематических целях.

Таким образом, философия самым широким образом используется в различных разделах собственно теоло­гии западных христианских конфессий.


При всем том представляется неоправданным отож­дествление такой конфессиональной философской тео­логии с использованием разума в вероучении и теологии христианских церквей. Соответственно проблему фило­софской теологии нецелесообразно полностью отож­дествлять с известной проблемой отношения между зна­нием и верой.

Теологический рационализм — особенно это приме­нимо к последним двум столетиям — питается не только философским разумом. Он опирается, причем во все большей степени, и на рациональность других сфер духовно-интеллектуальной деятельности — науки, ис­кусства и т. д.

* * *

Внеконфессиональная философская теология — это та­кая философская теология, которая ни в своих отправ­ных моментах, ни в характере рассуждения, ни в резуль­тирующем построении не исходит из «божественного откровения».

Философская теология внеконфессионального типа реализует по существу программу превращения филосо­фии в религию. Базисная тенденция внеконфессиональ-пой философской теологии заключается в действитель­ности в стремлении создать некую философскую рели­гию, философскую веру. Прежде всего она концептуали­зирует бога — «центральную религиозную действитель­ность». А всякая такая концептуализация имплицирует и определенное отношение к божественной реальности, т. е. конституирует основополагающее религиозное от­ношение. Кроме того, философское учение о боге кон­цептуализирует и характер отношений между богом и миром, между богом и человеком, а эта концептуализа­ция определяет и вид религиозного отношения к миру, религиозного поведения в мире.

Разумеется, философское учение о боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиоз­ное отношение. Тем не менее оно способно образовать основу какой-то веры, по крайней мере «философской веры» религиозного плана.

Внеконфессиональная философская теология, вер­ная своим принципам, является поэтому чем-то неправо­мерным с позиций конфессиональной теологии во всех ее разновидностях. Тем не менее, если говорить строго, внеконфессиональная философская теология является и


 


1В6


187


в историческом и в логическом отношении продолже­нием конфессиональной философской теологии. Конфес­сиональная философская теология, представляющая мир не как творение, но как «чистый мир», «чистую при­роду», выступает уже как «предварительная форма» внеконфессиональной философской теологии. Они по существу тождественны в своих исходных посылках и средствах осуществления. Остается только различие по результирующему построению.

Как представляется, внеконфессиональную философ­скую теологию следует понимать как завершение опре­деленной базисной тенденции естественной, т. е. конфес­сиональной философской, теологии к обособлению от теологии откровения. Философская теология, сопрягаю­щаяся с «естественной религией», может претендовать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции но отношению к ней.

* * *

Программа внеконфессиональной философской теоло­гии, какой она была представлена выше, предполагает некое полностью автономное философско-теологическое конструирование, в результате которого создается ка­кое-то новаторское философское учение о божестве.

При этом ко внеконфессиональной философской тео­логии следует отнести и те работы, где предпринимаются попытки осуществить синтез философско-теологических идей различных религиозных традиций, причем резуль­тирующее построение не носит теистического характера. *" Даже в тех случаях, когда божественная реальность, какой ее представляет данная концепция, может в конеч­ном счете получить теистическое истолкование, но при этом такое истолкование не осуществляется в самой этой концепции, ее целесообразно квалифицировать как внеконфессиональную. Разумеется, во всех случаях имеются в виду концепции, создаваемые на почве евро­пейской философии.

В заключение имеет смысл коснуться вопроса о при­надлежности — в соотнесении с общей классификацией, легшей в основу данной книги,— тех разнообразных концепций, которые ставят своей целью уведомить о су­ществовании «священного» и дать ему какое-то истолко­вание.

С определенной точки зрения эти концепции можно

185.


отнести к философской теологии. По существу они ре­шают задачи философской теологии как философского богопознания. Они указывают средства, с помощью ко­торых удостоверяется существование высшей реально­сти, эксплицируют, насколько считают возможным, при­роду этой реальности, наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мир­ской действительностью.

Исходный пункт таких концепций образуют апелля­ции к опыту как «опыту священного». «Священное» предстает как наделенное многими атрибутами, которые традиционно считаются божественными. Наконец, мир­ская действительность, по крайней мере некоторые ее компоненты, может представать в «иерофанической перспективе», т. е. как проявление «священного», а то и в «теофанической перспективе», т. е. как проявление бога. Все это дает определенные основания отнести ука­занные концепции к философской теологии внеконфес-сионального типа.

В то же время представляется более целесообразным квалифицировать концепции «священного» как рели­гиоведческие, поскольку указанные только что философ-ско-теологические моменты чаще всего предстают в кон­тексте религиоведческого исследования и в общем под­чиняются смысловым ориентациям академически-иссле­довательского плана.

При анализе «священного» предпринимается попыт­ка указать, назвать и охарактеризовать объект религии, причем объект религиозного отношения и поведения во­обще, а не какой-то конкретной религии. Речь идет в действительности о стремлении предложить «всеобщее сущностное определение» религии.

В общем можно сказать, что в концепциях «священ­ного» религия понимается как встреча и как обхожде­ние со «священным». В соответствии с этими конценция-ми такие встреча и обхождение получают своеобразную форму в конкретных религиях.

Понятие «священного» делает возможным сравни­тельное изучение религий, поскольку выполняется ос­новное условие такого изучения, а именно указываются общие характеристики объектов различных религий. В терминах современной философии религии можно ска­зать, что концепции «священного» указывают общий предикат или набор общих предикатов для фундамен­тальных представлений или претензий различных рели-

189


.>


гий. Если Брахман — это священное, Яхве — священ­ное, Нирвана — священное и т. д., то указывается нечто общее, пусть и трудноопределимое, и сопоставление становится возможным.

Следует отметить, что разработки проблематики «священного» в 80-е годы становятся все более редкими.












Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.