ривать как аналитическую экспликацию и реконструкцию идейных и методологических приципов, т. е. теоретической программы философской теологии как особого типа философствования, а также ее основных типов и
функций.
Во второй главе этой части Представлены наиболее интересные и репрезентативные, с точки зрения автора, философско-тсологические концепции, содержащие целостное философское учение о боге. Эти концепции были созданы в 70—80-е годы нашего столетия.
Вторая основная форма философии религии — философская теология. В историческом плане именно эта форма имела явное преобладание. По существу до эпохи Просвещения философия религии выступала исключительно как философская теология, что, разумеется, не исключало наличие в ней религиоведческих компонентов.
Философия религии в ее философско-теологической форме представляет собой слияние, сплавление воедино философии и религии, осуществляемое в религиозных целях.
Принципиальной характеристикой философской теологии как определенного типа философствования является убежденность в том, что философия способна давать позитивно-конструктивные решения религиозных проблем. Философская теология представляет собой положительное и развернутое решение проблемы отношения философии и религии, философии и теологии. В этом отношении она отличается от целого ряда позиций как в теологии, так и в философии, утверждающих принципиальную некомпетентность философии в религиозных делах.
Философская теология — это философия религии, выполняющая разнообразные экспликативныс, интерпретационные, оправдательные и конструктивные функции по отношению к религии. При этом, однако, следует подчеркнуть, что в настоящее время менее, чем когда бы то ни было, среди западных философов и теологов есть какое-либо единомыслие и ясность относительно природы и функций философской теологии.
Данная часть работы включает две главы. В первой исследуются основные общие характеристики философской теологии. Содержание этой главы следует расемат-
178
I1
*
Глава седьмая
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОЛОГИИ
§ 1. Конфессиональная и внеконфессиональная философская теология
Тот тип философско-религиозного теоретизирования, о котором пойдет речь,— «философская теология» помимо этого имеет целый ряд других обозначений, прежде всего «естественная теология», «фундаментальная теология», «религиозная философия», «религиозная метафизика», «христианская философия», «христианская метафизика», «рациональная теология». Во всех случаях речь идет о рациональной деятельности, соотносимой с «уведомлением свыше», получением знания в первую очередь из божественного откровения, из религиозных традиций или из религиозного опыта или противопоставляемой им.
Мы предпочитаем обозначение «философская теология» в силу следующих причин. Прежде всего термин «философская теология» наиболее отчетливо показывает, что речь идет о попытках каким-то образом использовать элементы именно философского рассуждения в служебных по отношению к религии целях. Этот термин сразу же подчеркивает, что основная, принципиальная задача данного типа использования философии заключается в философской экспликации учения о боге позитивной исторической религии или о создании учения о боге сугубо философскими средствами.
Традиционно в соответствующих целях использовался термин «естественная теология». Основная причина предпочтения термина «философская теология» термину «естественная теология» заключается в том, что первый термин может применяться как к конфессиональным, так и к внеконфессиональным философско-религиозным построениям. Термин «естественная теология» обычно использовался для обозначения философ-ско-апологетических и философско-конструктивных усилий, сопряженных с конфессиональной теологией. В данной работе в некоторых случаях также используется обозначение «естественная теология», когда речь идет о конфессиональной философской теологии. Кроме того,
180
термин «философская теология» позволяет оттенить то обстоятельство, что рассматривается современная форма данного типа философствования. «Естественная теология» в Новое время нередко сопрягалась с рассуждениями о «естественной религии». Термин «философская теология» в общем свободен от такой коннотации. Различение между естественной теологией и философской теологией иногда проводится на основании различения источников познания. Естественная теология — это будто бы знание о существовании и атрибутах бога, получаемое из природы, а философская теология - - это знание о боге, приобретаемое исключительно средствами философии. Такое различение представляется не совсем верным, особенно в историческом плане, так как естественная теология в указанном смысле всегда считалась философским предприятием.
Понятие «фундаментальная теология» при всех его разнообразных трактовках сохраняет конфессиональную определенность и потому уже понятия «философская теология», могущего включать и внеконфессио-нальные философские учения о боге.
Следует подчеркнуть, что относительно предмета и методов фундаментальной теологии нет единомыслия. Нет ясности и относительно характера использования философии в ней.
Долгое время споры вокруг философской теологии носили форму дискуссий относительно принципиальной возможности, природы и функций «христианской философии» и «христианской метафизики». Особую остроту такие дискуссии приобрели в первой половине нашего столетия, в пору расцвета неосхоластики. Вообще многообразная судьба понятия «христианская философия» отражает напряжения в отношениях с философией в рамках христианских конфессий.
Термин «христианская философия» указывает на философию, выражаемую имплицитно или эксплицитно христианством. Это философия, которая пребывает в согласии с содержанием.«христианской вести», а также философия, используемая в рамках христианско-идео-логического комплекса. Понятие «христианская философия» также уже понятия «философская теология». Философская теология может обозначаться и как «метафизика» или «христианская метафизика»- Обозначение «философская теология» представляется предпочтительным в силу того, что проблематика абсолюта,
181
вообще религиозная проблематика образует лишь часть, пусть и важнейшую, по мнению многих, интересов метафизики.
Термин «религиозная философия» довольно расплывчат, он не выражает основной задачи рассматриваемого типа философствования — экспликации или создания философского учения о боге. Кроме того, этот термин в настоящее время очень редко употребляется в философской и теологической литературе на Западе.
Термин «рациональная теология» не представляется удачным. В известном смысле он может применяться к рассматриваемому виду философствования, поскольку практически все разновидности философской теологии претендуют на приобретение знания только посредством разума, противопоставляя себя в этом плане собственно теологии, опирающейся также на традицию и опыт. Но попытки использовать разум в религиозном рассуждении еще не означают, что речь идет как раз о философском разуме, который является сущностью определяемого феномена.
* * *
В основе программы философской теологии лежит опре
деленное понимание природы философствования, опре
деленное понятие философии Философия представляет
ся как свободное размышление, как высшее осуществле
ние свободы человеческого разума, в том числе и в рели
гиозной сфере. При таком понимании философии при
знается неправомерность обусловленности философст
вования чем-либо иным, кроме принципов и предметно
сти этого философствования. Философия ориентирована
на бытие своего предмета в нерушимости его бытийных
прав и истинности. Это означает, что базисная проблема
философской теологии заключается в том, может ли
философское размышление, опирающееся только на
опыт мира и опыт человеческого существования, дать
само по себе какое-то знание о существовании бога, его
природе и действии. ','
В основе всякого философско-теолог ического проекта, особенно традиционного, лежит также определенная концепция природы человека. Философская теология, прежде всего в функции философского богонозна-ния, предполагает понимание природы человека как «естественно религир_Эн.рго существа». Человек по самой
182
своей природе обладает «направленностью» к богу. Естественная человеческая религиозность и инициирует, как явно или неявно предполагается, философское бого-познание как спонтанное и высшее проявление разумной природы человека. В рамках конфессиональной философской теологии признается также, что человек испытал в божественном откровении еще и «сверхъестественный призыв».
Можно вычленить два основных типа философской теологии. Первый тип связан со служебными функциями философии по отношению к позитивной религии, конкретнее — религии западных христианских конфессий. Второй тип — это внеконфессиональное философско-теологическое теоретизирование.
Обозначение «конфессиональная философская теология» употребляется в следующем смысле. Речь идет о тех элементах философствования и о тех философских теориях, которые в принципе могут быть пригодны или даже адекватны фундаментальным христианским установкам.
Соответственно внеконфесснональными являются, в таком понимании, все те философские принципы и построения, которые не могут соответствовать таким фундаментальным христианским установкам.
Конфессиональная философская теология осуществляется в действительности как компонент теологического комплекса западных христианских конфессий. Конфессиональная философская теология в широком смысле — это стремление осуществить синтез христианской веры и философии. Это означает прежде всего, что ее принципы и теоретические построения так или иначе соотносятся с фактом и содержанием богооткровения. Следует подчеркнуть, что это верно безотносительно к конфессионально-институциональной принадлежности конкретного философа. Речь идет об определенном варианте философско-теологического теоретизирования.
Существование и функции конфессиональной философской теологии обусловлены в конечном счете потребностью религии в «естественной», «разумной» мысли и познании, воплощением которых традиционно считается философия. Клаус Кремер отмечает: «Мысль о боге имеет существенное значение для философии, но и философия имеет существенное значение для мысли о боге. Что бы и как бы ни являлось или представлялось чело-
183
веку в качестве бога, разумное понятие бога предпосылается при этом как масштаб для оценки и принятия того, что представляется как божественное»'.
Приверженцы конфессиональной философской теологии считают, что она выполняет очень нужные для позитивной религии функции. Они подчеркивают, что сам принцип конфессиональной философской теологии предполагает сугубо пропедевтический или вспомогательный характер всех ее построений по отношению к теологии откровения. Более того, и философский акт богопозна-ния, т. е. философскую теологию, в строгом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или арелиги-озным, направленным на то, чтобы сделать бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим деянием. В таком богопоз-нании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.
В таких обоснованиях правомерности конфессиональной философской теологии отчетливо видно базисное противоречие этого вида теоретизирования. Это противоречие между претензией на беспредпосылочность, непредвзятость философско-разумного богопознания и принципиальной посылкой, заключающейся в признании божественной основы мира, понимании самого мира как какого-то общего откровения, подтверждающего «специальное» словесное откровение бога, данное в канонических текстах.
Конфессиональная философская теология может выступать в различных формах. Целесообразно, на наш взгляд, вычленить следующие важнейшие формы конфессионального использования философии. Во-первых, применение элементов философствования в различных разделах конфессиональной теологии, в первую очередь при разработке церковно-догматического учения о боге. Во-вторых, разнообразные метатеологические функции, т. е. философский анализ теологии, осуществляемый в служебных и апологетических целях. В-третьих, философская теология используется как относительно автономное философское богопознание, осуществляемое в тех границах и в соответствии с теми принципами, которые определяются церковно -теологическими инстанциями. Эта последняя форма традиционно считается философской, или естественной теологией в строгом смысле слова.
184
В первом случае * речь идет об использовании элементов философского знания и философского рассуждения в рамках конфессиональной теологии. Элементы философского знания и рассуждения включаются в нефилософскую по своему существу смысловую и концептуальную связь, что определяет характер функционирования этих элементов. Они подчиняются нефилософским, точнее, внефилософским посылкам и критериям рациональности, становятся лишь инструментальными в процессе достижения предзаданных теоретических результатов.
Философская теология этого типа выполняет сугубо служебные по отношению к систематической теологии функции, что обусловлено общим установившимся пониманием природы систематической теологии в западном христианстве. Если попытаться кратко выразить разнообразные представления о сущности систематической и вообще собственно теологии, то можно сказать, что она понимается как причастное, или вовлеченное, систематизированное теоретическое размышление о содержании и характере религиозной веры.
Основным моментом в данной характеристике является «причастность». Действительно, участие в вере определяет теологию как особый способ размышления и теоретизирования. Участие в вере определяет не только содержание, но и базисные предпосылки самого рассуждения. На характер теологии оказывает определяющее воздействие и то обстоятельство, что теолог всегда принадлежит к какому-то религиозному сообществу, а это предполагает, в частности, известный контроль за его деятельностью. В силу определенных социологических закономерностей эта принадлежность не может не накладывать отпечатка на содержание работы теолога.
Понятно, что элементы философского знания и рассуждения, используемые в тех или иных построениях собственно теологии, утрачивают самостоятельность и практически растворяются в новом контексте. В тех же случаях, когда нельзя говорить о полной интеграции философствования в новый контекст, возникает известное напряжение, порождающее трудноразрешимые пробле-
• В данном параграфе рассматривается только одна из указанных форм конфессиональной философской теологии Две другие будут представлены в двух последующих.
185
-.
мы. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического учении о боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих элементов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к «деэллинизацин христианства» и т. д.
Вообще христианская теология в ее историческом оформлении теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее «спекулятивных» компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст.
Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Такое взаимодействие определило и облик средневековой схоластической теологии. В Новое время и в современную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается.
Современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойное™ и многосмысленности соответствующих содержаний Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятельность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в экзегетических, так и в конструктивно-систематических целях.
Таким образом, философия самым широким образом используется в различных разделах собственно теологии западных христианских конфессий.
При всем том представляется неоправданным отождествление такой конфессиональной философской теологии с использованием разума в вероучении и теологии христианских церквей. Соответственно проблему философской теологии нецелесообразно полностью отождествлять с известной проблемой отношения между знанием и верой.
Теологический рационализм — особенно это применимо к последним двум столетиям — питается не только философским разумом. Он опирается, причем во все большей степени, и на рациональность других сфер духовно-интеллектуальной деятельности — науки, искусства и т. д.
* * *
Внеконфессиональная философская теология — это такая философская теология, которая ни в своих отправных моментах, ни в характере рассуждения, ни в результирующем построении не исходит из «божественного откровения».
Философская теология внеконфессионального типа реализует по существу программу превращения философии в религию. Базисная тенденция внеконфессиональ-пой философской теологии заключается в действительности в стремлении создать некую философскую религию, философскую веру. Прежде всего она концептуализирует бога — «центральную религиозную действительность». А всякая такая концептуализация имплицирует и определенное отношение к божественной реальности, т. е. конституирует основополагающее религиозное отношение. Кроме того, философское учение о боге концептуализирует и характер отношений между богом и миром, между богом и человеком, а эта концептуализация определяет и вид религиозного отношения к миру, религиозного поведения в мире.
Разумеется, философское учение о боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное отношение. Тем не менее оно способно образовать основу какой-то веры, по крайней мере «философской веры» религиозного плана.
Внеконфессиональная философская теология, верная своим принципам, является поэтому чем-то неправомерным с позиций конфессиональной теологии во всех ее разновидностях. Тем не менее, если говорить строго, внеконфессиональная философская теология является и
1В6
187
в историческом и в логическом отношении продолжением конфессиональной философской теологии. Конфессиональная философская теология, представляющая мир не как творение, но как «чистый мир», «чистую природу», выступает уже как «предварительная форма» внеконфессиональной философской теологии. Они по существу тождественны в своих исходных посылках и средствах осуществления. Остается только различие по результирующему построению.
Как представляется, внеконфессиональную философскую теологию следует понимать как завершение определенной базисной тенденции естественной, т. е. конфессиональной философской, теологии к обособлению от теологии откровения. Философская теология, сопрягающаяся с «естественной религией», может претендовать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции но отношению к ней.
* * *
Программа внеконфессиональной философской теологии, какой она была представлена выше, предполагает некое полностью автономное философско-теологическое конструирование, в результате которого создается какое-то новаторское философское учение о божестве.
При этом ко внеконфессиональной философской теологии следует отнести и те работы, где предпринимаются попытки осуществить синтез философско-теологических идей различных религиозных традиций, причем результирующее построение не носит теистического характера. *" Даже в тех случаях, когда божественная реальность, какой ее представляет данная концепция, может в конечном счете получить теистическое истолкование, но при этом такое истолкование не осуществляется в самой этой концепции, ее целесообразно квалифицировать как внеконфессиональную. Разумеется, во всех случаях имеются в виду концепции, создаваемые на почве европейской философии.
В заключение имеет смысл коснуться вопроса о принадлежности — в соотнесении с общей классификацией, легшей в основу данной книги,— тех разнообразных концепций, которые ставят своей целью уведомить о существовании «священного» и дать ему какое-то истолкование.
С определенной точки зрения эти концепции можно
185.
отнести к философской теологии. По существу они решают задачи философской теологии как философского богопознания. Они указывают средства, с помощью которых удостоверяется существование высшей реальности, эксплицируют, насколько считают возможным, природу этой реальности, наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мирской действительностью.
Исходный пункт таких концепций образуют апелляции к опыту как «опыту священного». «Священное» предстает как наделенное многими атрибутами, которые традиционно считаются божественными. Наконец, мирская действительность, по крайней мере некоторые ее компоненты, может представать в «иерофанической перспективе», т. е. как проявление «священного», а то и в «теофанической перспективе», т. е. как проявление бога. Все это дает определенные основания отнести указанные концепции к философской теологии внеконфес-сионального типа.
В то же время представляется более целесообразным квалифицировать концепции «священного» как религиоведческие, поскольку указанные только что философ-ско-теологические моменты чаще всего предстают в контексте религиоведческого исследования и в общем подчиняются смысловым ориентациям академически-исследовательского плана.
При анализе «священного» предпринимается попытка указать, назвать и охарактеризовать объект религии, причем объект религиозного отношения и поведения вообще, а не какой-то конкретной религии. Речь идет в действительности о стремлении предложить «всеобщее сущностное определение» религии.
В общем можно сказать, что в концепциях «священного» религия понимается как встреча и как обхождение со «священным». В соответствии с этими конценция-ми такие встреча и обхождение получают своеобразную форму в конкретных религиях.
Понятие «священного» делает возможным сравнительное изучение религий, поскольку выполняется основное условие такого изучения, а именно указываются общие характеристики объектов различных религий. В терминах современной философии религии можно сказать, что концепции «священного» указывают общий предикат или набор общих предикатов для фундаментальных представлений или претензий различных рели-
189
.>
гий. Если Брахман — это священное, Яхве — священное, Нирвана — священное и т. д., то указывается нечто общее, пусть и трудноопределимое, и сопоставление становится возможным.
Следует отметить, что разработки проблематики «священного» в 80-е годы становятся все более редкими.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 270.