Первое, что обращает на себя внимание при анализе современного западного философского религиоведения,— это отказ от претензий на выявление или даже объяснение «сущности религии», свойственных некоторым разновидностям философии религии прошлого.
В сопоставлении с подобными амбициозными претензиями современное западное философское религиоведение налагает на себя двойное ограничение, крайне затрудняющее возможность сущностного постижения. Первое ограничение заключается в том, что объектом рассмотрения становится в подавляющем большинстве случаев лишь одна религия — христианство. Разумеется, причины такого самоограничения философии религии вполне понятны и объяснимы. В то же время нельзя не отметить, что оно объективно противоречит установке философии религии на изучение и осмысление «феномена религии» как такового,-в его целостности.
Другое ограничение состоит в концентрации исследовательского внимания лишь на системе религиозных верований. И это самоограничение вполне объяснимо, более того, оно, по нашему мнению, закономерно. Однако следует отметить, что адекватное понимание природы и функций религии вряд ли будет достигнуто, если игнорируются другие ее компоненты. Если такое критическое замечание раздается, то философы, как правило, ссылаются на необходимость разделения труда. В частности, указывается на то, что религиозная практика является объектом изучения целого ряда религиоведческих и социальных наук.
Современное философское религиоведение в своей совокупности предстает как разностороннее исследование системы религиозных верований, понимаемых прежде всего как кристаллизация религиозного знания, религиозная мировая схематика, религиозная концепция мира и человека.
В то же время верования, как свидетельствует само
173
обозначение, не воспринимаются как лишь нейтральные высказывания, сугубо объективные утверждения относительно бытия. Верования в современной западной философии предстают как знание, в котором сплавлены собственно когнитивные и ценностно-аффективные компоненты. В особенной мере такое представление о природе верований применимо к религиозным верованиям, что и находит свое выражение в философии религии.
Философское религиоведение может преследовать различные цели. Крайними позициями являются отрицание правомерности религии и апологетика. Большинство исследований в рамках современной западной философии религии осуществляются с позиций, которые, по нашему мнению, следует квалифицировать как «методологический агностицизм». Он заключается в дис-танциировашю-объективном подходе, опирающемся на стандарты современной академической философии. Философско-религиоведческие концепции, как правило, не исходят из каких-либо априорных общих представлений относительно природы религии.
Каждая такая концепция чаще всего рассматривает определенную проблему или четко ограниченную группу проблем, что исключает или не предполагает создание какой-то общей теории религии. Это обстоятельство можно рассматривать как еще одно самоограничение философского религиоведения, наряду с указанными выше, если подходить с тех позиций, что философское религиоведение должно в принципе стремиться к постижению сущности или каких-то общих характеристик религии как таковой.
Центральной проблематикой современного философского религиоведения является, на наш взгляд, эпистемологическая проблематика. В процессе анализа она образовала особую, хотя и внутренне дифференцированную тему. Другие тематические разделы философского религиоведения так или иначе связаны с эпистемологическим анализом системы религиозных верований. Поскольку знание, включая и процесс его приобретения, особенно знание, носящее всеобщий характер — а именно таким стремится предстать религиозное знание,— традиционно сопрягается с разумной деятельностью, то философское религиоведение можно понимать и как определенное многообразное изучение роли разума в религиозном понимании действительности, в религиозном знании и рассуждении.
Важнейшим фактором, обусловливающим приоритет эпистемологической проблематики в философском религиоведении, является необходимость сопоставления религиозного познания и понимания действительности с многообразными светскими теориями и идеологиями, прежде всего сопоставления с наукой, а также с различными вариантами современного религиозного скептицизма, агностицизма и атеизма. Такое сопоставление непроизвольно и постоянно осуществляется в массовом сознании. Тем более оно неизбежно в философском религиоведении.
В рамках философско-эпистемологического исследования религии ключевое место в настоящее время занимает спор между когнитивизмом и нонкогнитивизмом: следует ли понимать религиозные верования, религиозное осмысление бытия как нечто когнитивное, т. е. как знание в принятом в современной культуре смысле, или речь идет о чем-то, что лишь по форме является знанием в обычном смысле слова, но в действительности выполняет иные функции в жизни верующих.
«Нонкогнитивистская позиция» заключается в утверждениях о том, что когнитивное понимание смысла религии должно уступить место личностно-субъектив-ному, мистическому, практическому, инструменталист-скому и т. п. пониманию. Религия, и прежде всего религиозные верования, суть не.объективно-метафизические концепции или схемы, но личностно-субъективные состояния и переживания Религиозная истина есть целостное или, точнее, целостно-аффективное состояние человека, а не какое-нибудь логическое, эмпирическое или метафизическое высказывание.
И для «когнитивистов» «прагматическая», «экзистенциальная», «инструментальная» истинность и ценность религии считаются очевидными. Другими словами, способность религии выполнять определенные функции в жизни человека, удовлетворять какие-то его потребности не вызывает сомнений. Когнитивисты обсуждают по существу только вопрос о том, является ли религиозная истина еше и когнитивной, т. е. воплощает ли она какое-то фактуальное истинное знание о боге, мире и человеке.
Сторонники когнитивизма подчеркивают прежде всего, что сами верующие понимают религиозные верования как фэктуальные истины о боге, мире и человеке. Нельзя, по их мнению, проходить мимо того обстоятель-
174
175
ства, что в религиозной практике религиозные верования воспринимаются как то, что может быть фактуально истинным или ложным. Эти верования подвергаются сомнению, их защищают, приводят аргументы «за» и «против», подвергают переинтерпретации и т. п. Все это свидетельствует о том, что религиозные верования самоочевидно воспринимаются верующими как содержащие истину или как ложные. Говоря современным философским языком, в религиозной практике их воспринимают как претензии на фактуальную истину.
Характер эпистемологического понимания религиозной истины зависит в первую очередь от того, как решается проблема референта для системы верований. Нон-когнитивизм по существу предполагает отказ от решения этой проблемы. Правда, такой отказ зачастую носит эксплицитный, аргументативный характер, поскольку речь идет об определенной философской позиции.
Важно подчеркнуть, что практически все разновидности нонкогнитивизма в понимании религиозной истины преследуют очевидные апологетические цели. При этом философско-религиозный нонкогнитивизм не отражает какой-либо преобладающей установки в массовом религиозном сознании. Массовое религиозное сознание воспринимает систему верований своей традиции как истины о бытии. Философско-религиозный нонкогнитивизм не может пустить глубокие корни и в теологии. Никакая разновидность конфессиональной теологии в конечном счете не может не признавать объективное существование божества. Возможны только вариации в понимании природы божества.
Когнитивизм как философско-религиозная позиция также может служить апологетическим целям. Более того, когнитивизм является более перспективной апологетической стратегией, поскольку может апеллировать к стихийной установке массового религиозного сознания, о которой шла речь выше.
Подчеркнем, что только когнитивизм в подходе к религиозной истине может выступать в качестве основы объективного и критического философского исследования религии. Ведь только когнитивизм определяет установку на проверку того, соответствуют ли действительности притязания религии.
Философско-эпистемологический анализ религиозных верований отражает по сути дела определенную проблематическую ситуацию религии. Это ситуация
176
I
сомнения в их обоснованности, рациональности и истин-
ноет и
Разумеется, философские сомнения относительно религии всегда так или иначе связаны с «практическим сомнением». В нынешних условиях эта связь особенно очевидна. При этом в отличие от прошлого не столько философское сомнение определяет практическое, сколько наоборот.
Часть (I
Дата: 2019-07-30, просмотров: 238.