НЕКОТОРЫЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первое, что обращает на себя внимание при анализе современного западного философского религиоведе­ния,— это отказ от претензий на выявление или даже объяснение «сущности религии», свойственных некото­рым разновидностям философии религии прошлого.

В сопоставлении с подобными амбициозными претен­зиями современное западное философское религиоведе­ние налагает на себя двойное ограничение, крайне за­трудняющее возможность сущностного постижения. Первое ограничение заключается в том, что объектом рассмотрения становится в подавляющем большинстве случаев лишь одна религия — христианство. Разумеет­ся, причины такого самоограничения философии религии вполне понятны и объяснимы. В то же время нельзя не отметить, что оно объективно противоречит установке философии религии на изучение и осмысление «феноме­на религии» как такового,-в его целостности.

Другое ограничение состоит в концентрации иссле­довательского внимания лишь на системе религиозных верований. И это самоограничение вполне объяснимо, более того, оно, по нашему мнению, закономерно. Одна­ко следует отметить, что адекватное понимание природы и функций религии вряд ли будет достигнуто, если игно­рируются другие ее компоненты. Если такое критическое замечание раздается, то философы, как правило, ссы­лаются на необходимость разделения труда. В частно­сти, указывается на то, что религиозная практика явля­ется объектом изучения целого ряда религиоведческих и социальных наук.

Современное философское религиоведение в своей совокупности предстает как разностороннее исследова­ние системы религиозных верований, понимаемых преж­де всего как кристаллизация религиозного знания, рели­гиозная мировая схематика, религиозная концепция мира и человека.

В то же время верования, как свидетельствует само

173


обозначение, не воспринимаются как лишь нейтральные высказывания, сугубо объективные утверждения отно­сительно бытия. Верования в современной западной философии предстают как знание, в котором сплавлены собственно когнитивные и ценностно-аффективные ком­поненты. В особенной мере такое представление о при­роде верований применимо к религиозным верованиям, что и находит свое выражение в философии религии.

Философское религиоведение может преследовать различные цели. Крайними позициями являются отри­цание правомерности религии и апологетика. Большин­ство исследований в рамках современной западной фи­лософии религии осуществляются с позиций, которые, по нашему мнению, следует квалифицировать как «ме­тодологический агностицизм». Он заключается в дис-танциировашю-объективном подходе, опирающемся на стандарты современной академической философии. Философско-религиоведческие концепции, как правило, не исходят из каких-либо априорных общих представле­ний относительно природы религии.

Каждая такая концепция чаще всего рассматривает определенную проблему или четко ограниченную группу проблем, что исключает или не предполагает создание какой-то общей теории религии. Это обстоятельство можно рассматривать как еще одно самоограничение философского религиоведения, наряду с указанными выше, если подходить с тех позиций, что философское религиоведение должно в принципе стремиться к пости­жению сущности или каких-то общих характеристик религии как таковой.

Центральной проблематикой современного философ­ского религиоведения является, на наш взгляд, эписте­мологическая проблематика. В процессе анализа она образовала особую, хотя и внутренне дифференциро­ванную тему. Другие тематические разделы философ­ского религиоведения так или иначе связаны с эпистемо­логическим анализом системы религиозных верований. Поскольку знание, включая и процесс его приобретения, особенно знание, носящее всеобщий характер — а имен­но таким стремится предстать религиозное знание,— традиционно сопрягается с разумной деятельностью, то философское религиоведение можно понимать и как оп­ределенное многообразное изучение роли разума в рели­гиозном понимании действительности, в религиозном знании и рассуждении.


Важнейшим фактором, обусловливающим приоритет эпистемологической проблематики в философском рели­гиоведении, является необходимость сопоставления ре­лигиозного познания и понимания действительности с многообразными светскими теориями и идеологиями, прежде всего сопоставления с наукой, а также с различ­ными вариантами современного религиозного скепти­цизма, агностицизма и атеизма. Такое сопоставление непроизвольно и постоянно осуществляется в массовом сознании. Тем более оно неизбежно в философском ре­лигиоведении.

В рамках философско-эпистемологического исследо­вания религии ключевое место в настоящее время зани­мает спор между когнитивизмом и нонкогнитивизмом: следует ли понимать религиозные верования, религиоз­ное осмысление бытия как нечто когнитивное, т. е. как знание в принятом в современной культуре смысле, или речь идет о чем-то, что лишь по форме является зна­нием в обычном смысле слова, но в действительности выполняет иные функции в жизни верующих.

«Нонкогнитивистская позиция» заключается в ут­верждениях о том, что когнитивное понимание смысла религии должно уступить место личностно-субъектив-ному, мистическому, практическому, инструменталист-скому и т. п. пониманию. Религия, и прежде всего рели­гиозные верования, суть не.объективно-метафизические концепции или схемы, но личностно-субъективные сос­тояния и переживания Религиозная истина есть цело­стное или, точнее, целостно-аффективное состояние человека, а не какое-нибудь логическое, эмпирическое или метафизическое высказывание.

И для «когнитивистов» «прагматическая», «экзистен­циальная», «инструментальная» истинность и ценность религии считаются очевидными. Другими словами, спо­собность религии выполнять определенные функции в жизни человека, удовлетворять какие-то его потребно­сти не вызывает сомнений. Когнитивисты обсуждают по существу только вопрос о том, является ли религиозная истина еше и когнитивной, т. е. воплощает ли она какое-то фактуальное истинное знание о боге, мире и чело­веке.

Сторонники когнитивизма подчеркивают прежде всего, что сами верующие понимают религиозные веро­вания как фэктуальные истины о боге, мире и человеке. Нельзя, по их мнению, проходить мимо того обстоятель-


 


174


175


ства, что в религиозной практике религиозные верова­ния воспринимаются как то, что может быть фактуально истинным или ложным. Эти верования подвергаются сомнению, их защищают, приводят аргументы «за» и «против», подвергают переинтерпретации и т. п. Все это свидетельствует о том, что религиозные верования само­очевидно воспринимаются верующими как содержащие истину или как ложные. Говоря современным философ­ским языком, в религиозной практике их воспринимают как претензии на фактуальную истину.

Характер эпистемологического понимания религиоз­ной истины зависит в первую очередь от того, как реша­ется проблема референта для системы верований. Нон-когнитивизм по существу предполагает отказ от реше­ния этой проблемы. Правда, такой отказ зачастую носит эксплицитный, аргументативный характер, поскольку речь идет об определенной философской позиции.

Важно подчеркнуть, что практически все разновид­ности нонкогнитивизма в понимании религиозной исти­ны преследуют очевидные апологетические цели. При этом философско-религиозный нонкогнитивизм не отра­жает какой-либо преобладающей установки в массовом религиозном сознании. Массовое религиозное сознание воспринимает систему верований своей традиции как ис­тины о бытии. Философско-религиозный нонкогнити­визм не может пустить глубокие корни и в теологии. Никакая разновидность конфессиональной теологии в конечном счете не может не признавать объективное существование божества. Возможны только вариации в понимании природы божества.

Когнитивизм как философско-религиозная позиция также может служить апологетическим целям. Более того, когнитивизм является более перспективной аполо­гетической стратегией, поскольку может апеллировать к стихийной установке массового религиозного сознания, о которой шла речь выше.

Подчеркнем, что только когнитивизм в подходе к ре­лигиозной истине может выступать в качестве основы объективного и критического философского исследова­ния религии. Ведь только когнитивизм определяет уста­новку на проверку того, соответствуют ли действитель­ности притязания религии.

Философско-эпистемологический анализ религиоз­ных верований отражает по сути дела определенную проблематическую ситуацию религии. Это ситуация

176


I


сомнения в их обоснованности, рациональности и истин-

ноет и

Разумеется, философские сомнения относительно религии всегда так или иначе связаны с «практическим сомнением». В нынешних условиях эта связь особенно очевидна. При этом в отличие от прошлого не столько философское сомнение определяет практическое, сколь­ко наоборот.


Часть (I










Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.