ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дисциплинарная специфика философии религии уста­навливается, как правило, посредством отграничения, с одной стороны, от теологии, с другой — от отдельных религиоведческих наук. Тема отношения философии и теологии представлена по существу во всех проблемах, рассматривающихся в данной работе

В этой главе мы хотим рассмотреть вопросы отноше­ния философии религии и религиоведческих дисциплин. Эти вопросы очень редко становятся предметом исследо­вания в западной философско-религиозной и религио­ведческой литературе.

Примечательно, например, что двухтомный труд ин­тернационального коллектива «Современные подходы к изучению религии» , призванный охарактеризовать современное состояние всего комплекса академических религиоведческих дисциплин, не содержит специального материала по философии религии.

Во вводной статье редактор издания Фрэнк Уэйлинг указывает основные причины отсутствия такого мате­риала. Прежде всего он отмечает, что в настоящее вре­мя «всеобщая философии изучения религии еще не кон­цептуализирована в полной мере, еще' не видно единой парадигмы» г. К сожалению, Уэйлинг не поясняет, а в какой же мере искомая «всеобщая философия изучения религии» уже разработана.

Религиоведы ищут, но еще не обрели «такую филосо­фию религии, которая была бы универсальной по своей применимости, ответственно относилась к религии и ко­торая могла бы направлять другие подходы к изучению религии (а не изолироваться от них или господствовать над ними)» 3.

Таким образом, Уэйлинг, один из крупнейших совре­менных авторитетов в области религиоведения, выступая в качестве издателя большого обзорного труда по рели­гиоведению, объясняет отсутствие раздела по филосо­фии религии тем, что трудно определить характер отно­шения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. А эта трудность в свою очередь происте­кает из нынешнего состояния философии религии.

156


Нам представляется, что Уэйлинг в общем справед­ливо увязывает отсутствие взаимодействия между фи­лософией религии и религиоведением с ситуацией в фи­лософии религии. В то же время трудности во взаимоот­ношениях между философией религии и религиоведе­нием обусловлены и характером последнего.

Современное религиоведение представляет собой многодисциплинарный исследовательский комплекс. Ре­лигия интенсивно изучается в очень многих странах мира. Исследования осуществляются в религиозных и светских учебных и исследовательских учреждениях.

Исследователи религии преследуют различные цели, они занимают различные философско-мировоззренче-ские позиции, связаны с различными культурными или религиозными традициями. Все это обусловливает мно­гообразие не только целей, но и исследовательских уста­новок. Урсула Кинг отмечает, что в настоящее время «отсутствует общее согласие относительно того, чем является религиоведение или что следует так назы­вать» *. Кинг привлекает внимание к тому обстоятель­ству, что многообразие обозначений религиоведческих усилий в одном только англоязычном регионе является «озадачивающим».

Мы рассматриваем лишь западное академическое религиоведение. Это связано, во-первых, с тем, что наша тема — отношения западной философии религии и рели­гиоведческих дисциплин, а во-вторых, с тем, что изуче­ние религии вне Европы носит преимущественно, если говорить западным языком, теологический характер.

Религиоведческие дисциплины различаются по свое­му теоретическому целеполаганию: они, имея одну и ту же предметную область, могут или входить в теологиче­ский комплекс, или функционировать в соответствии со светскими нормами. В первом случае речь идет о теоло­гическом религиоведении, во втором — об академиче­ском религиоведении.

При всех отличиях западного академического рели­гиоведения от теологического нельзя утверждать, что исследовательская практика в его рамках тесно сопря­жена с сугубо критическими или враждебными по отно­шению к религии позициями. Академичность на Западе понимается прежде всего именно как мировоззренче­ский нейтрализм. Позиции, наиболее достойная акаде­мического исследователя,— это позиция объективного и открытого наблюдателя, стремящегося избежать край-

157


 


*


ностей как теологической вовлеченности, так и светского критицизма, нигилизма и атеизма. Правда, в действи­тельности западным религиоведам чаще удается избе­жать «крайностей» второго рода. В этом отношении современное религиоведение отличается от религиове­дения прошлого, особенно религиоведения XIX века. Светское изучение религии оформлялось тогда как раз через критическое размежевание с теологией.

Современное религиоведение в отличие от классиче­ского уделяет гораздо больше внимания проблемам методологии. При этом наблюдается не только увеличе­ние числа подходов к изучению религии, но и усиление дискуссий в рамках каждого подхода.

Уже много лет раздаются настойчивые призывы к выработке единой общепризнанной методологии рели­гиоведческих исследований. Возросло количество пуб­ликаций, специально посвященных проблемам методо­логии, эти проблемы не раз становились предметом дис­куссии на различных международных конференциях. Тем не менее искомая методология так и не разработана до сих пор. Основным результатом проведенных дискус­сий можно считать обострение методологического само­сознания в религиоведении.

Поиск единой общепризнанной исследовательской программы продолжается. Правда, в последнее время все чаще высказываются мнении о том, что сама уста­новка на разработку такой программы неверна, что это неправомерное и запоздалое подражание естественным наукам, которые сами давно отказались от поиска уни­версальных методологий.

Продолжаются споры о том, является ли религиове­дение единой дисциплиной, или это комплекс дисциплин, каким-то образом связанных друг с другом. По-прежне­му ведутся дискуссии относительно природы религио­ведческих исследований — что это: наука, художествен­но-интуитивное постижение, своеобразное сочетание того и другого и еще чего-то... Спорят, как и раньше, о том, какими специфическими способностями должен обладать религиовед Требуется ли от него особое «ре­лигиозное чутье», должен ли он обладать собственным «религиозным опытом». В общем активно обсуждается вопрос о субъективных условиях понимания религиоз­ных феноменов

Наконец, разнообразие и интенсивность методологи­ческих дискуссий связаны с потребностью как-то опре-

158


делить отношения между религиоведческими дисципли­нами и гуманитарными и особенно социальными наука­ми. Религиоведение широко использует самые различ­ные методы из этих наук. А это неизбежно предполагает постановку вопросов демаркации между религиоведе­нием и этими науками Ключевой проблемой для рели­гиоведения всегда было сохранение своей специфики.

Философия религии может в принципе выполнять по отношению к отдельным религиоведческим дисципли­нам те же функции, что философия в состоянии осу­ществлять по отношению к наукам. Это прежде всего функции содержательного синтеза, методологической рефлексии и анализа языка. Тот же Уэйлинг, сетовав­ший на отсутствие в настоящее время «всеобщей фило­софии изучения религии», признает, что в принципе фи­лософия религии должна выполнять такие функции. «Изучение религии может и, как мы считаем, должно стремиться к философскому обобщению и интеграции своих теорий и методов» 5,— пишет Уэйлинг в одном из своих материалов, представленных в этом издании.

Выполнение функции синтеза исследовательских результатов отдельных религиоведческих дисциплин предполагает, по существу, что философия религии ста­новится всеобъемлющей наукой, изучающей религию, точнее, религии во всем их множестве и разнообразии. Иными словами, философия религии должна была бы стать общей теорией религии.

В настоящее время така'я ситуация представляется практически невозможной. Даже философско-религиоз­ные концепции, стремящиеся решать только религиовед­ческие, а не собственно конструктивные задачи, чрезвы­чайно разнообразны не только по предмету, но и по методам. Философское религиоведение не представляет собой какого-то интегрированного образования. Поэто­му здесь вряд ли возможна выработка единой перспек­тивы, в рамках которой можно было бы осуществить искомый синтез результатов отдельных религиоведче­ских дисциплин.

Содержательный философский синтез представляет­ся маловероятным и в силу тех особенностей современ ного религиоведческого комплекса, которые были указа­ны выше, в первую очередь в силу его дифференциро-ваиности и многообразия.

Осуществление философией религии методологиче­ских функций по отношению к религиоведческим дис--

159


анилинам также крайне затрудняется как многообрази­ем религиоведческого комплекса, так и отсутствием какого-либо единства в философии религии

Одна из методологических трудностей связана со следующим обстоятельством. Мы уже отмечали, что фи­лософия религии ограничивается, как правило, изуче­нием и осмыслением одной религиозной традиции, при­чем обращается в основном к идеационному компоненту этой традиции. А современное религиоведение все шире вовлекает в круг своего рассмотрения неевропейские нехристианские религиозные традиции. Кроме того, хотя внимание религиоведов к первобытным архаическим ре­лигиям несколько ослабло, эти религии остаются объек­том живого исследовательского интереса. По прежнему интенсивно изучаются античные религии.

Выбор базы данных для исследования тесно связан с выбором исследовательских подходов и методов. Вследствие этого неизбежно подрывается способность философии религии служить теоретико-методологиче­ской основой специальных наук, изучающих религию.

Мы уже отмечали, что в рамках религиоведческих дисциплин ведутся интенсивные методологические дис­куссии. Эти дисциплины сами осуществляют функцию методологической рефлексии, вернее, методологической саморефлексии Это означает, что они не обращаются к философии религии как теоретико-методологической инстанции.

Тем не менее современное религиоведение в своих методологических поисках использует философию. Оно обращается к философии науки. Своеобразие нынешней ситуации в религиоведении заключается как раз в том, что философия присутствует в нем в лице философии науки, а не философии религии.

Мы охарактеризовали принципы взаимоотношения между философией религии и религиоведческим комп­лексом. Эта характеристика должна, естественно, конк­ретизироваться применительно к отдельным религио­ведческим дисциплинам или группам дисциплин.

В общем виде можно сказать, что одни религиовед­ческие дисциплины занимаются внешним контекстом религии, а некоторые — самой религией. К числу по­следних следует отнести прежде всего феноменологию религии и историю религии.

В современном западном религиоведении они пред­стают как две основные дисциплины, точнее говоря, как

I

160


два основных подхода к изучению самой религии. По преобладающему среди религиоведов мнению, сочета­ние этих подходов и должно составить основу единой современной науки о религии.

В последние десятилетия методологические дискус­сии в религиоведении были связаны в основном со стремлением определить специфику предмета и методов истории и феноменологии религии, а также с попытками установить характер отношений между этими дисципли­нами.








Феноменология религии

Феноменология религии и история религии по своим важнейшим предметным и методологическим характе­ристикам гораздо ближе к философии религии, чем другие науки, изучающие религию или ее контекст.

В особенной мере это относится к феноменологии религии, которая в отличие от истории религии и тем более в отличие от других религиоведческих дисциплин рассматривается иногда даже как разновидность фило­софии религии. Наряду с содержательными и методоло­гическими моментами, которые мы затронем ниже, для этого есть и определенные исторические основания, в первую очередь связь, пусть и слабо выраженная, с фи­лософской феноменологией._

Термин «феноменология* религии» был впервые ис­пользован Пьером Даниелем Шантепи де ла Соссе в предисловии к первому изданию его «Учебника истории религии» (1887). В более поздних изданиях книги этот термин уже не использовался.

Блестящую разработку феноменология религии по­лучила в знаменитой работе Рудольфа Отто «Священ­ное» (1917). Отто осуществил образцовое феноменоло­гическое исследование религиозного сознания.

Макс Шелер предпринял посредством философской феноменологии анализ религиозного акта и коррелятив­ного ему предмета (см. об этом: Кимелев Ю. А. Совре­менная буржуазная философско-религиозная антропо­логия. М., 1985).

Окончательно понятие «феноменология религии» как профессиональное философское и религиоведческое по­нятие утвердилось благодаря творчеству голландского ученого Герарда ван дер Леу. В 1925 году на голланд­ском языке вышла его работа под названием «Введение

161

6 Кинелев Ю. А —914


в феноменологию религии», а в 1933 году появилась на немецком языке книга «Феноменология религии».

Традиционно феноменология религии была связана с Голландией и Германией. В настоящее время феномено­логия религии широко представлена и в других странах Западной Европы и Северной Америки.

В общем можно сказать, что феноменология религии никогда не являла какого-то содержательного или мето­дологического единства. Не представляется возможным поэтому говорить о феноменологии религии как о сис­темном образовании. Ее нельзя назвать теоретической школой в строгом смысле слова. Тем не менее можно вы­явить некоторые общие моменты, которые воспроизво­дятся так или иначе во всех построениях, относимых к феноменологии религии.

В соответствии с программной установкой феномено­логический подход в религиоведении ориентирован на объективные, мировоззренчески-нейтральные резуль­таты, достигаемые посредством свободного от ценност­ной нагруженности, невовлеченного исследования. Фе­номенология религии подчеркивает свою независимость от теологических интересов, от философии религии, а также от других религиоведческих подходов, в том числе от истории религии.

Все разновидности феноменологии религии имеют дело с отдельными религиозными феноменами, которые берутся вне их исторических связей, изучаемых, как счи­тается, историей религии. Феноменология религии не занимается проблемами генезиса и воспроизводства ре­лигии, не использует какие-либо эволюционистские или антиэволюционистские теории применительно р религии

Базисная установка феноменологии религии заклю­чается в использовании феноменологического «эпохе», т. е. в воздержании от экзистенциальных, истинностных и ценностных суждений. Феноменология религии долж­на фиксировать и осмыслять многообразные вилы отно­ шения человека к божеству, а не рассказывать о дея­ниях божества или отрицать его существование.

Использование феноменологического «эпохе» пред­полагает по существу отказ от каких-либо критических позиций относительно религии. Это и есть ценностно-ми-

§

овоззренческий нейтрализм "феноменологии религии. таком нейтрализме феноменологи религии усматри-вают одно из главных достоинств своей дисциплины, а

162


также воспринимают его как выгодное отличие от фило­софии религии.

Другой, наряду с использованием феноменологиче­ского «эпохе», важнейшей характеристикой феномено­ логии религии является применение «эйдетического ви­ дения», которое заключается преимущественно в интуи-тнвном созерцании сущностей, лежащих в основе рели­ гиозных феноменов.

Эйдетическое видение, предполагающее в качестве необходимых условии использование эмпатии, т. е. вчув-ствования, интуиции, а также наличие собственного ре­лигиозного опыта, неизбежно ведет к определенному, порой очень значительному, субъективизму в исследо­вательской практике. Обвинение в субъективизме, по су­ществу перечеркивающем объективность, которая, как утверждается феноменологами, достигается с помощью «эпохе», стало главным обвинением со стороны крити­ков феноменологии религии.

В зависимости от преобладания в той или иной фено­менологической концепции какого-то из указанных ме­тодов — феноменологического «эпохе» или эйдетиче­ского видения — можно, в известной мере огрубляя, провести различие между описательной феноменоло­гией, укорененной в эмпирическом исследовании дан­ных, и интерпретативной феноменологией, стремящейся выявить какой-то более глубокий смысл религиозных явлений. Поиск адекватной теории интерпретации для сопоставительного и межкультурного исследования ре­лигиозных явлений привел к появлению «герменевтиче­ской феноменологии».

Основная задача описательной феноменологии со­стоит в классификации и типологизации религиозных феноменов. Она группирует родственные феномены из самых различных культур и эпох. Такие группы феноме­нов получают обозначения — «молитва», «жертвопри­ношение», «миф» и т. д. Эта задача преобладала в ран­ней, доклассической феноменологии религии. Под клас­сической феноменологией религии обычно понимают концепции, созданные в первой половине нашего столе­тия наиболее выдающимися представителями фено­менологии религии, такими, как М. Шелер, Р. Отто, Г. ван дер Леу.

Ричард Шеффлер следующим образом определяет основное целеполагание философской феноменологии религии интерпретативного типа: «Философская фено-

6*

163


менология поставила перед собой задачу выявить такую форму и структуру конкретных, всегда индивидуальных явлений, которая позволяет рассматривать данное явле­ние как явление определенного вида, как пример чего-то всеобщего. И все это в том смысле, что данное явление приобретает во всеобщем, примером и случаем которого оно предстает, свою сущность, опору и постоянство. В качестве такой несущей структуры... должно предстать «сущностное понятие», которое феноменология стреми­лась выявить в конкретно-наглядных явлениях» .

Основная слабость феноменологии заключается в принципиальной посылке о том, что человек даже самых отдаленных эпох с самыми диковинными формами выра­жения своей религиозности обладает той же сущностью, что и современный феноменолог. Конкретно предпосы­лается определенный образ современного человека и са­мопонимание современного феноменолога. Эта предпо­сылка приходит в явное несоответствие со все более от­четливым осознанием культурно-исторического своеоб­разия форм религиозной жизни.

Современные феноменологи религии стремятся пре­одолеть принципиальный аисторизм своей методологи­ческой программы. На наш взгляд, именно этим объяс­няются интенсивные усилия, предпринимаемые в по­следние десятилетия для того, чтобы каким-то образом сочетать феноменологический и исторический подходы в исследовании религии.




История религии

Западное религиоведение уделяет огромное внимание истории религий. Известно, что не только существует такая дисциплина, как «история религий», но и весь религиоведческий комплекс иногда обозначается так. Крупнейшее организационное объединение религиове­дов носит название «Международная ассоциация исто­рии религии» (1АНК).

В самом общем виде можно сказать, что история ре­лигии понимается как исследовательский подход, при­званный описать и постичь становление религии как в имманентных исторнко-религиозных связях, так и в общем социально-историческом и историко-культурном контексте.

В современном религиоведении в понимании дисцип­лины «история религий» наметились две основные пози-

164


ции. В соответствии с первой речь идет о простом соби­рании фактов, анализе описательных данных, а также об изучении источников, в первую очередь древних рели­гиозных текстов. Приверженцы второй позиции счи­тают, что история религий должна обладать более ши­роким теоретическим подходом, где будут использовать­ся данные сравнения религий и систематические класси­фикации, будут разрабатываться типологии и делаться обобщения. Обе указанные позиции не только представ­лены в методологической дискуссии, но и широко реализуются в исследовательской работе.

Даже краткая характеристика основных позиций в понимании истории религии свидетельствует о том, что современное западное религиоведение отказалось от эволюционного подхода в исследовании религии, преж­де всего истории религии. Этот подход приобрел особое значение в философии религии и религиоведении в XIX веке. Теории эволюции, как было широко признано, могли послужить адекватным средством объяснения не только в биологической сфере, но и в социально-истори­ческой и духовной жизни человека. Эволюционный под­ход в изучении религии создавал, как считали, условия для исторического и систематического упорядочивания многообразного религиозно-исторического материала. Этот подход наделял философское и частнонаучное ре­лигиоведение солидным научным статусом в силу мето­дической однотипности религиоведения с другими науч­ными дисциплинами.

Рассматривая ситуацию в религиоведении XIX века, Дуглас Дэйвис отмечает: «Критическое изучение рели­гии как чрезвычайно важного аспекта жизни быстро приобрело среди интеллектуалов то значение, которого не имело прежде, поскольку теории эволюции неожи­данно предстала как ключ к раскрытию тайн религии и как побудительный мотив к этому занятию... Если теоло­ги переживали процесс утраты достоверного знания об истоках религии, то другие в этот момент как раз начи­нали представлять, как приобрести понимание начал духовных усилий человека. Дело обстояло так, как буд­то обладание волнующими открытиями о человеке пере­ходит от теологов к этой новой группе ученых, вдохнов­ляющихся философским идеалом прогресса. Они полу­чили поддержку и новую ориентацию благодаря прагма­тическим открытиям биологии» 7.

Эволюционный подход действительно оказался

165


очень плодотворным. Многие понятия и концепции, в частности понятия тотемизма и анимизма и др., прочно вошли в арсенал религиоведения. Однако в настоящее время эволюционный подход практически исчез из за­падного религиоведения. В философии религии уже не создаются глобальные схемы стадиального развития религии.

На наш взгляд, исчезновение эволюционного подхо­да из современной философии религии не связано лишь с ослаблением эвристической силы эволюционных идей в современной мысли. Ведь в той или иной степени тео­рия эволюции продолжает использоваться не только в естественных, но и в социальных науках — психологии, антропологии, лингвистике. Основная причина заклю­чается, по нашему мнению, в том, что эволюционный религиоведческий подход был тесно связан с антирели­гиозной установкой. Этот подход предполагал также ре­дукционизм в понимании религии.

Следует отметить, что вообще подчеркнутый отказ от редукционизма в объяснении и понимании религии является одной из наиболее характерных примет совре­менного западного религиоведения. Редукционизм, т. е. сведение религиозности к каким-то внерелигиозным факторам, объяснение религии через эти факторы, встречается все реже. Как правило, редукционистский подход к исследованию религии представлен не столько в самом религиоведении, сколько в других областях научного знания.

В настоящее время наиболее известной и влиятель­ной редукционистской теорией применительно к религии является социобиология. Эдвард Уилсон, самый извест­ный представитель социобиологии, утверждает, что традиционные религиозные верования размыты, и не столько из-за краха лежащих в их основе мифологий, сколько из-за растущего понимания того, что и вера представляет собой «механизм выживания». «Религии, подобно другим человеческим институтам, эволюциони­ровали таким образом, чтобы обеспечить лучшее выжи­вание и большее влияние их приверженцам» 8.

§ 3. Герменевтика и религиоведение

Дискуссия относительно феноменологических и истори­ческих методов в религиоведении пересекается с дис­куссией относительно роли герменевтики. Дискуссия

166


относительно герменевтики преследует цель разрабо­тать всеобщую теорию интерпретации, пригодную дли




Изучения религии .

Герменевтика может иметь два различных значения. Она может, во-первых, означать теоретическое осмысле­ние процесса интерпретации; во-вторых, саму теорию, которая делает возможным, как утверждается, выявле­ние скрытого смысла религиозных явлений.

По мнению некоторых философов и религиоведов, герменевтика способна послужить адекватной основой для «науки о религии». Если понимать эту науку как гер­меневтическую дисциплину, считает Отто Больнов, то отпадут многие обвинения в адрес религиоведении. Больнов признает, что современное религиоведение подвергается многообразной критике. Основные обви­нения: оно не способно строго определить используемые понятия, а нем отсутствует общепризнанное определе­ние религии, оно не в состоянии достичь «адекватной формы научной теории», поскольку не использует одно­значно проверяемые гипотезы.

Больнов с целью опровергнуть эти обвинения раз­вертывает следующую аргументацию. В современной философии можно, по его мнению, выделить три основ­ных течения: теорию науки (позитивистскую), герменев­тику (философию наук о духе) и критическую филосо­фию (критику идеологии). Больнов, ссылаясь на К.-О. Аппеля, утверждает, что сциентистика, герменев­тика и критика идеологии определяют и методологиче­скую трихотомию современной науки. Уже само много­образие основных течений показывает, что идея единой науки, выдвинутая позитивистской теорией науки, по­терпела крах. В силу этого науке о религии нет нужды оправдываться перед лицом позитивистски окрашенных обвинений. В философской теории познания герменевти­ка давно признана как оправданная и необходимая дис­циплина. «Наука о религии не должна чувствовать себя уязвимой и неуверенной в научном отношении,— под­черкивает Больнов,— если она считает себя герменевти­ческой дисциплиной» 9.

Основные понятии, используемые в науке о религии, являются герменевтическими. Их можно определить только посредством круговой процедуры герменевтиче­ского истолкования. Однако эти понятия не менее стро­ги, чем понятия конструктивных наук. Наглядным приме­ром специфики понятий науки о религии может служить

167


нескончаемый спор вокруг понятия религии. «Можно определить, что такое религия, но это определение долж­но,— отмечает Больнов,— осуществляться иным спосо­бом, чем обычный процесс определения. Религия не имеет над собой какого-либо рода, в рамках которого ее можно было бы охарактеризовать с помощью особенных определений» 10. Религию можно определить только гер­меневтическим способом, т. е. следует исходить из ка­кой-то ее идеи, которая затем будет обогащаться по­средством индуктивного и позитивного исследования.

Отдельные религии нельзя рассматривать как виды рода «религия». Здесь не существует общего знамена­теля или общей сердцевины. Все религии обладают каким-то понятийно трудно определяемым семейным сходством. Улавливаемое сходство не должно опираться лишь на интуицию, его следует методологически удосто­верить. Подобный метод еще надлежит разработать. «Можно надеяться прийти к сущностному определению религии, если задаться вопросом о функции религии в структурной связи человеческой жизни» ". Сходным образом Дильтей пытался прийти к сущностному опре­делению философии.

Что же касается статуса гипотез в науке о религии, то здесь, по мнению Больнова, следует исходить из того, что гипотеза в науках олухе выполняет совершенно иную функцию, чем в естественных науках. В естественных науках гипотеза — это четко сформулированное ут­верждение, призванное объяснить нечто. В науках о духе она призвана заполнить пустоты в той или иной смысловой связи. В данном случае лучше говорить о предпонимании, получающем большую определенность в процессе исследовательской работы. «В случае с гипоте­зой речь идет о понятийно отчетливо сформулированном утверждении, значимость которого проверяется опытом. Ясность формулировки служит предпосылкой возмож­ности точной проверки. Процесс с самого начала про­текает в сфере ясного сознания. 11редпонимание, напро­тив, дано только в неопределенности ощупью продви­гающегося предчувствия, которое в ходе работы мед­ленно обозначается все отчетливее. И в то время как от­носительно гипотезы процедура исчерпывается, как только принято решение о истинности или ложности, процесс истолкования, путь от неопределенного предпо-нимания к определенному пониманию никогда не завер­шается, но ведет ко все новым глубинам» 12.

168 А»


Больнов делает следующий вывод из своих рассуж­дений: «Наука о религии как герменевтическая дисцип­лина является не менее строгой наукой, чем дисципли­ны, развиваемые в соответствии со сциентистским идеа­лом» 13.

Герменевтическое религиоведение, как это видно из рассуждений О. Больнова, широко опирается на совре­менную философско-герменевтическую теорию. Однако философская герменевтика — это не философско-рели­гиозная теория. Поэтому усиление внимания к герменев­тике не может опровергнуть нашего общего тезиса об отсутствии сколько-нибудь интенсивных или продуктив­ных отношений между современной философией религии и религиоведением.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 266.