Философско-эпистсмологический анализ религии ориентирован прежде в^его на установление категориальной принадлежности религиозных верований. Адекватная категоризация религиозных верований создает, как считают, условия для правильного решения философско-эпистемологических проблем религии. «Ключевой вопрос относительно когнитивного значения (возможной истины) претензий религии,— утверждает Джон Унт-тейкер,— зависит от специфических категорий, к которым мы относим эти претензии» 12.
6У
При определении эпистемологической категории религиозных верований основным для философов религии является вопрос о том, следует ли относить их к категории гипотез Указание на религиозные верования как на гипотезы позволяет одновременно предложить решение нескольких эпистемологических задач Прежде всего верования предстают в таком случае как разновидность фактуального знания о действительности и познавательного отношения к миру. В характеристике верований можно поэтому использовать многообразные подходы современной философской эпистемологии к изучению гипотез
Джон Кинг-Фарлоу и Уильям Кристенссн утверждают в книге «Вера и жизнь разума», что следует принять аналогию между религиозными утверждениями и гипотезами. Под гипотезой понимается высказывание, которое выдвигается и отстаивается в «пробной манере» и преследует цель объяснить содержание нашего опыта.
«Гипотетический подход к вере» ,3, как окрестили свою философско-религиозную установку Кинг-Фарлоу и Кристенсен, призван показать, что вера вполне может пониматься как определенная разновидность «либеральной эмпнристской методологии», альтернатива догматизму. Такой подход противопоставляется разнообразным формам современного «фидеистского волюнтаризма»
Кинг-Фарлоу и Кристенсен указывают основные условия, при которых религиозные верования и характер приверженности к ним могут считаться гипотетическими и претендовать в связи с этим на статус, аналогичный статусу научных положений.
Религиозная идеология должна прежде всего, как утверждают Кинг-Фарлоу и Кристенсен, предлагать «оправдательное объяснение» существования Вселенной и опыта жизни человека в ней. Такое объяснение должно быть, по крайней мере частично, причинным объяснением, аналогичным научному. Разумеется, религиозно-идеологическое объяснение обладает своей спецификой. Оно должно указывать на какую-то последнюю причину, задающую также и смысл и ценность существования.
Такое «оправдательное объяснение» является «объяснительной гипотезой» Соответственно характер приверженности такому объяснению является «открытым»
09
и «пробным». Поэтому если верующие, в частности теисты, желают быть рациональными в своей жизненной позиции, то они не должны считать, что это «оправдательное объяснение» применимо ко всем случаям. Кроме того, им лучше всего обратиться к этому объяснению только «на основе большого опыта и длительного размышления о нем» '\
Альтернативой категоризации религиозных верований как гипотез является отнесение их к той или иной разновидности регулятивных правил, что позволяет наделять верования иным, в сопоставлении с гипотезами, эпистемологическим статусом.
Уиттейкер стремится доказать, что религиозные верования следует относить к «категории принципов». «Мой тезис заключается в том.— заявляет Уиттейкер.— что религиозные верования типично выполняют роль принципов» '. Значит, адекватное понимание эпистемологического статуса этих верований можно приобрести только в свете «логики принципов». Вероучительные положения поэтому следует, по утверждению Уиттейке-ра, классифицировать как «дело принципов». Принципы --- это основополагающие «недоказуемые утверждения», которые обосновывают и обусловливают дальней-шие суждения.
Уиттейкер стремится обосновать категоризацию религиозных верований как принципов посредством сопоставления с другими возможными категоризациями, в первую очередь с категоризацией их в качестве гипотез . Гипотезы он представляет как «недостоверные высказывания, истинность или ложность которых может быть в принципе, если не на практике, установлена посредством какого-то ^актуального исследования» "*. Однако, отмечает Уиттейкер, мы не в состоянии собрать такие свидетельства относительно религиозных верований, которые позволили бы превратить веру в знание, т. е. достоверно подтвердить или опровергнуть указанные гипотезы.
Уиттейкер подчеркивает, что религиозные верования почти никогда не могут быть подтверждены или опровергнуты. Они сопротивляются всякой объективно обязательной форме рационального оправдания, что принуждает верующих придерживаться своих убеждений лишь «силой веры». Религиозные верования нельзя превратить в общепризнанное достоверное и гарантированное знание. «Религиозные верования, являющиеся
70
в своей основе делом принципов, никогда не становятся знанием» .
Кроме того, верования в жизни религиозных людей функционируют как истины, определяющие их действия. Поэтому эти люди не могут воспринимать свои верования лишь как гипотезы.
Гипотетические утверждения обычно противопоставляются априорным логическим рассуждениям. Уиттейкер считает, что не следует ожидать, что религиозные верования могут получить оправдание на каких-то априорных логических основаниях.
В этой ситуации он считает целесообразным прибегнуть к помощи Витгенштейна, полагавшего, что некоторые из наших наиболее укоренившихся убеждений носят негипотетический характер. Эти убеждения, верования бессмысленно подвергать сомнению именно в силу этой их укорененности в нашем сознании. Витгенштейн считал их поэтому «достоверностями».
Витгенштейн, рассуждая о достоверностях, не имел в виду специально религиозные верования. Однако его размышления на эту тему имеют, по мнению Уиттсйкера, большее философско-религиозное значение, чем какой-либо другой аспект его творчества.
Концепция Уиттейкера является, на наш взгляд, наиболее интересным вариантом нонкогнитивистского подхода к проблеме категориальной принадлежности религиозных верований. Отнесение этих верований к категории принципов не только означает утверждение фундаментального отличия религиозного понимания действительности от обыденного и вообще факту ал ьного знания, т. е. утверждение нонкогнитивизма, каким его обычно представляют в современной философии религии, но и позволяет передать специфику религиозного отношения к действительности. Ведь характеристика религиозных верований как «дела принципов» предполагает понимание их как чего-то первичного, основополагающего и в то же время связанного с глубинной убежденностью и вовлеченностью.
Категоризация религиозных верований как гипотез делает возможным наделение их равноправным когнитивным статусом с фактуальным знанием о действительности. Это открывает определенные апологетические возможности, поскольку можно представить религиозные верования как соответствующие наиболее распространенным в современной культуре стандартам знания.
71
В то же время такая категоризация имеет значительные последствия и для критики религии, поскольку создает условия для эпистемологической проверки их правомерности в соответствии со стандартами, применяемыми к различным видам светского знании.
Иная категоризация как раз и позволяет вывести религиозные верования из ситуации нежелательного сопоставления их со светскими познавательными установками. «Негипотетическая» категоризация религиозных верований является разновидностью философского нонкогнитивизма в понимании религии. Как правило, нонкогнитивизм представляет собой апологетическую стратегию определенного вида.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 278.