Характерные особенности современной западной философии религии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характерные особенности западной философии религии на каком-либо этапе ее существования можно устано­вить, во-первых, посредством анализа религиозной си­туации; во-вторых, посредством определения ее предме­та, методов и целей; в-третьих, посредством установле­ния ее отношения с другими областями философского знания, а также через сопоставление и размежевание с теологией западных христианских конфессий, а в последнее столетие — и через размежевание с отдель­ными религиоведческими дисциплинами.

Исторические судьбы философии религии опреде­ляются историческими судьбами не только философии, но и религии. Античная религиозность была одним из важнейших факторов, обусловивших и появление, и ха­рактер античной философии. Специфика христианства, равно как и его исторические трансформации, оказы­вала значительное, а нередко и определяющее влияние на процесс развития европейской философии.

Говоря о религиозной ситуации на Западе, следует подчеркнуть, что общие представления о настоящем и будущем религии образуют явный или неявный фон всех философско-религиозных теорий и рассуждений. Как правило, размышления о культурных функциях и исторических изменениях религии на Западе, сопостав­ление с другими религиозно-культурными традициями и т. д. вплетены в концептуальную ткань философско-религиозных построений.

В размышлениях философов относительно нынеш­ней ситуации религии на Западе можно констатировать согласие в двух моментах. Первый заключается в ука­зании на кризисное положение религии. Второй момент согласия состоит в признании принципиального значе­ния для религиозной ситуации общего идейного плюра­лизма в духовной и идеологической жизни западных стран, а также огромного воздействия глобального ре­лигиозного плюрализма.

Признание кризиса религии на Западе является


общей фундаментальной посылкой всей современной западной философии религии. Целесообразно подчерк­нуть значение следующего обстоятельства. Когда за­падные философы говорят о кризисе религии, то они не имеют в виду так называемый кризис церковности, выражающийся в падении посещаемости церквей, ос­лаблении религиозного рвения, угасании религиозного чувства и т. п. Кризис религии в рамках современной западной философии религии тематизируется в контекс­те рассуждений об интеллектуальной респектабель­ности идеационного компонента религии. Конкретно речь идет об осмысленности, обоснованности, рацио­нальности и истинности религиозных верований или по­строений современной теологии западных христианских конфессий.

Констатация кризиса религии может поэтому соче­таться с указаниями на признаки «религиозного воз­рождения», на «возвращение религии» и т. п. Доволь­но типичны в этом отношении взгляды Петера Коз-ловски, который кризис традиционной религии увязы­вает в основном с кризисом христианской мысли . Коз-ловски отмечает, что сегодня «различные формы спири-туальности» — «церковная», «гностико-эзотерическая», «мистическая», «западная» и «восточная» — вновь вы­зывают значительный интерес. Но «новая спиритуаль-ность» и поиск религиозной мудрости зачастую ведут к обскурантизму. «Угроза обскурантизма» связана, по мнению Козловски, с Тем, что теологическая мысль христианских конфессий сегодня подвержена кризису и не может пока дать ответ, достойный присущего им «супраиатурального рационализма».

Увязывание кризиса религии с кризисом ее идеа­ционного компонента в философии религии обусловле­но не столько спецификой философии религии, изби­рающей идеационное содержание религии в качестве основного объекта исследования, сколько тем, что имен­но кризисные явления в этом содержании служат основ­ной причиной кризиса религии среди образованных, лю­дей на Западе.

Современная философия религии по преимуществу обсуждает ситуацию «образованного человека», живу­щего в условиях современной «индустриальной и науч­ной культуры». Она по существу исследует проблемы того, является ли приверженность какой-то религии, прежде всего приверженность системе теистических ве-


9


-I


рований, осмысленным, обоснованным и рациональным выбором для такого человека.

Теренс Пенелхэм, например, прямо указывает, что в своем анализе верований он ограничивается «воззре­ниями утонченного иудео-христианского теиста», т. е. верующего, который «признает достижения естество­знания и не намеревается противоречить им в своих религиозных верованиях, готов признать результаты научного изучения Библии, но не готов принять веро­вания, оказывающиеся при изучении самопротиворечи­выми или путаными» 7.

Констатация кризиса в указанном смысле обуслов­ливает стремление, как говорит Пенелхэм в другой своей книге, к «устранению двусмысленности нашей религиозной ситуации» 8.

Поль ван Бурен заявляет, что объектом его фило­софского анализа является «религия образованных христиан на Западе в этой последней трети двадцатого столетия» 9. «Образованность» предполагает, что «об­разованные христиане» обладают определенным зна­нием истории своей собственной культуры, прежде все­го тех изменений, которые она претерпела за послед­ние столетия. Эти люди обладают знанием и христиан­ской традиции, из нее, из ее языка, образов, литерату­ры, культовой и прочей деятельности христианских церквей они черпают многие воззрения на свою жизнь и на жизнь общества.

Ван Бурен пишет о том, что современные образован­ные христиане «осознают несколько озадачивающий ха­рактер религиозного рассуждения, осознают озадачи­вающие трудности, которые привели многих образован­ных людей к отказу от христианства как чего-то ирра­ционального» .

Тематизация кризиса религии как кризиса верова­ний, кризиса нескольких основных религиозно-метафи­зических положений обосновывается в философии рели­гии тем, что эти положения метафизического теизма всегда образовывали суть, основу религиозности на Западе.

Существенным фактором, определяющим положе­ние религии на Западе, является ситуация идейного плюрализма, в том числе религиозного плюрализма. В этом согласны практически все философы религии. Изменчивое и подвижное многообразие традиций, идео­логий, концепций, идей, точек зрения и программ дейст-


вия присуще в настоящее время всем контекстам рели­гии — социальному, культурному и философскому.

Общий идейно-культурный контекст, в котором на­ходится религия, как никогда, богат разнообразными светскими альтернативами. Прежде всего следует ука­зать на неослабевающий авторитет науки, причем не только естественнонаучного, но и социального и гума­нитарного научного знания. Наука функционирует и развивается на нерелигиозной основе. Современное научное знание предстает как совокупное знание о бы­тии, по самому своему принципу не нуждающееся в ка­ких-то вненаучных основаниях или вненаучных интер­претациях. Разумеется, научное знание не являет ка­кое-то системное или тем более завершенное единство. Однако системность и завершенность наука, как прави­ло, не ищет в области религиозных идей и принципов. Другими словами, научное знание в своей совокупно­сти предстает как светское знание.

Общий идейно-культурный контекст, в котором на­ходится религия, содержит также довольно разнообраз­ные светские жизненно-практические и смысложизнен-ные альтернативы религии. Речь идет прежде всего об официальных идеологических доктринах, о групповых идеологиях, строящихся вне соотнесения с религией.

Особое значение для западных христианских кон­фессий имеет ситуация глобального религиозного плю­рализма. Эта ситуация характеризуется прежде всего процессом столкновения различных культур как след­ствием усиления интернационализации всех сторон социальной и духовно-идеологической жизни. В идей­ном плане религиозный плюрализм — это конфликт различных претендентов на религиозную истину.

Ближайшим последствием религиозного плюрализ­ма является усиление релятивизма в религиозной жиз­ни на Западе. «Встреча религий мира,— отмечает Ян Барбур,— привела к тому, что полный релятивизм заме­нил исключительные притязания каждой традиции. Уверенность католического сообщества в правомерности авторитета церкви и убежденность протестантской нео­ортодоксии относительно исключительности откровения ослаблены осознанием религиозного плюрализма. Раз­нообразие религиозных ритуалов и верований воспри­нимается как подтверждение исторического и культур­ного релятивизма» ' .

В современную эпоху религиозный плюрализм —

Л1


\ ,


это уже не просто взаимонепроницаемое сосущество­вание различных религиозно-культурных традиций в одном историческом пространстве. Сегодня религиоз­ный плюрализм — это ситуация сосуществования раз­личных религиозных традиций в любой точке истори­ческого пространства. Иными словами, наблюдается своею рода свободное глобальное передвижение рели­гиозных представлений и идей, и соответственно скла­дывается ситуация, когда любой индивид становится довольно свободным в своем «религиозном выборе».

Для философии религии ситуация религиозного плюрализма не является чем-то новым, более того, ознакомление с этой ситуацией послужило в свое время важнейшим стимулом оформления новых исследова­тельских установок в ее рамках, а затем и в религио­ведческих дисциплинах. В последние десятилетия зна­чительное внимание философии религии к проблемам религиозного плюрализма обусловлено не столько появ­лением новых форм религиозной жизни и новых рели­гиозных традиций, сколько более резким и отчетливым осознанием множественности видов религиозности.

Таким образом, кризис идеационного компонента религии, существование ее в рамках плюралистиче­ского идеологического контекста, а также в условиях глобального религиозного контекста — вот основные моменты положения западных христианских конфес­сий в представлении современных философов религии. А именно с этими христианскими конфессиями, с их теологией соотносится в той или иной форме философия религии.

* * *

Философия религии представляет собой прочно утвер­дившуюся и респектабельную академическую дисцип­лину западной философии. При этом, одна-ко, среди фи­лософов широко распространено мнение о том, что современная философия религии не представляет собой какого-то единого образования. Указывается на отсут­ствие согласия относительно предмета и методов, на отсутствие общепризнанных результатов. Ричард Шеф-флер, пожалуй, единственный, кто в последние десяти­летия предпринял попытку обзорного исследования со­стояния западной философии религии, отмечает: «Фи­лософии религии как единого поля тем и вопросов, ме­тодов и результатов сегодня не существует. Возмож-

а


но, единство когда-то было, возможно, оно будет позд­нее. Сегодня же перед нами озадачивающее множество постановок вопросов, попыток ответов и методов» '2.

Как правило, философы религии скорее указывают, чем философия религии не является, нежели дают точ­ное описание ее предметной области или методологии. Трудности усугубляются тем обстоятельством, что в определении предмета философии религии должно, по крайней мере имплицитно, содержаться определение специфики философствования как такового. Как извест­но, природа философского знания и деятельности яв­ляется извечным объектом дискуссий и разногласий среди философов.

Сходным образом чрезвычайно трудно определить «религию» как предмет философии религии. В настоя­щее время практически необозрима та совокупность явлений, которые квалифицируются как «религиозные» в религиоведческих дисциплинах. Количество и много­образие этих явлений делают крайне затруднительной выработку даже какого-то рабочего определения рели­гии не только в философии религии, но и в религиовед­ческих науках.

Тем не менее, несмотря на отсутствие единодушия в понимании природы и функций философии религии, она обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осу­ществления, довольно устойчивыми отличиями от дру­гих областей философского знания, от теологии запад­ных христианских конфессий, от религиоведческих дис­циплин. Все это — объективные характеристики особо­го типа философствования, демонстрирующего много­образие исторических форм реализации.

Как правило, в современных философско-религиоз­ных работах не постулируется соотнесенность с какой-то общей предметной областью философии религии. Указываются лишь предмет и цель данной работы. Такой подход очень затрудняет определение места того или иного конкретного построения в общем контексте фило­софии религии как относительно независимой области философии.

Несмотря на это обстоятельство, общая предметная сфера философии религии вообще и современной в частности просматривается довольно определенно. Об­щую предметную область подавляющего большинства разновидностей современной западной философии рели

13


1


гии образуют исследование и осмысление теизма в са­мых различных аспектах, а также обоснование тради­ционного, «классического» теизма или конструирова­ние философских альтернатив «классическому» теизму.

Теистические положения, избираемые в качестве объекта анализа, представляются как эксплицирован­ный результат многовековой работы теологической и философской мысли, как квинтэссенция религиозной мудрости Запада.

Современные философы религии под теизмом пони­мают, как правило, набор определенных религиозно-метафизических утверждений, образующих, по мнению этих философов, основу, сущность теистических рели­гий. Ядром указанных положений являются те, которые тематизируют представления о боге. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что сущест­вует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.

Каждое из теистических положений, исследуемых или обосновываемых в современной философии рели­гии, является по существу теологическим утвержде­нием Философы оправдывают концентрацию внимания на этих утверждениях ссылками на то, что в жизни приверженцев теистических религий положения теизма выступают не как абстрактные метафизические идеи, но как живые верования, направляющие религиозную мысль, чувство и действие — ритуал, молитву, инсти­туциональную практику и т. д.

11ри этом представители философии религии осо­знают, что теистические положения не исчерпывают полноты и своеобразия основных теистических религий, в первую очередь не исчерпывают присущих этим рели­гиям представлений о живом боге. Очевидно, в част­ности, что теистические положения не отражают в пол­ной мере уникальной специфики христианского понима­ния природы божественной реальности.

Тем не менее именно базисные положения теизма образуют предметную область большинства разновид­ностей философии религии. Это объясняется, видимо, прежде всего тем, что исследование, обоснование или даже какое-то конструирование теизма соответствуют специфике философствования. Религия предстает в своем идеационном компоненте, могущем стать объек­том философской рефлексии. Нелишне в связи с этим

14


вспомнить, что и само понятие «теизм» имеет фило­софское происхождение.

В современной философии религии методологиче­ской рефлексии уделяется незначительное внимание. Соответственно очень мало работ, специально посвя­щенных методологии. При этом такие работы связаны с методологическим осмыслением лишь отдельных обдас-тей философско-религиозной деятельности.

Пожалуй, единственной методологической пробле­мой, относящейся к философско-религиозной деятель­ности как таковой, является проблема компетентности философии в религиозных делах.

Философия религии во всех своих разновидностях утверждает компетентность философии в делах рели­гии. Эта компетентность выступает в двух основных видах, соответствующих двум основным формам фило­софии религии — философскому религиоведению и фи­лософской теологии. В первом случае признается по­знавательная компетенция философии по отношению к религии, а во втором — провозглашается, что фило­софия может выполнять определенные позитивно-гер­меневтические и религиозно-конструктивные функции, при этом речь идет в первую очередь о философских учениях о боге.

Методологическим обоснованием философии рели­гии в ее исследовательской функции служит по сущест­ву представление о том, что всякое отношение человека к действительности, религиозное в том числе, может стать объектом философского изучения и осмысления.

Методологическая проблема компетентности фило­софии в религиозных делах возникает на деле только применительно к возможности использования филосо­фии внутри религии, т. е. в герменевтических и рели­гиозно-конструктивных целях. Ведь философская тео­логия стремится предстать как воплощение позитивно-герменевтических и религиозно-конструктивных воз­можностей философского разума, соответственно пока- * зать, по крайней мере частично, рациональность или рационализируемость религии.

Эту претензию оспаривают те философские и, разу­меется, теологические работы, где утверждается прин­ципиальная несовместимость того или иного рода фило­софии и религии, соответственно теологии, т. е. где утверждается принципиальная некомпетентность фило­софии в религиозных делах.

й


ч


Аргументация, которая выдвигается в обоснование этого тезиса, не несет в себе практически никакой но­визны, она воспроизводит в основном традиционные рассуждения фидеистского толка.

Методологические рассуждения, утверждающие возможность и даже необходимость философской тео­логии, также не содержат каких-либо новаций. Они в общем не выходят за рамки традиционного принципа «веры, ищущей разумения».

Даже радикальные попытки созвать внеконфес-сионное философско-теологическое учение о боге не заключают развернутого методологического самообо­снования Оно заменяется ссылками на устарелость, исчерпанность, неадекватность и т. п. традиционных конфессиональных философских и теологических по­строений.

* * *

Анализ философии религии должен включать и харак­теристики ее отношений с другими областями филосо­фии, с теологией христианских конфессий, а также с комплексом религиоведческих дисциплин.

Традиционно философия религии определяла свои отношения с другими областями философского знания. Это было обусловлено главным образом тем, что она чаще всего представала как часть или как аспект систем­ных построений того или иного философа. Понятно, что философия религии Спинозы, Юма, Канта, Гегеля, фон Гартмана, Лотце, Когена, Наторпа и др. характери­зовалась посредством соотнесения с другими компо­нентами философских систем этих мыслителей.

В современной философии религии не подвергаются эксплицированной рефлексии ее отношении с другими областями философского познания. Все дело ограничи­вается теми или иными обозначениями, как бы говоря­щими сами за себя, такими, как «аналитическая фило­софия религии», «философско-эпис.темологический ана­лиз религиозных верований» и т. п. Такие обозначения действительно соотносят философско-религиозные ис­следования или конструкции с определенными фило­софскими позициями. Но эти обозначения не могут за­менить развернутой характеристики отношений фило­софии религии с теми течениями или позициями, разно-


видностью или прикладным аспектом которых ее счи­тают.

Когда речь идет о философско-религиозных построе­ниях, претендующих на полную самостоятельность или оригинальность, потребность в определении их отноше­ний с другими областями философского познания осо­бенно велика, тем более что и в этом последнем случае можно констатировать наличие явных или неявных отношений между философией религии и другими раз­делами современной западной философии.

Отсутствие указанной рефлексии объясняется, на наш взгляд, некоторыми особенностями современной философской ситуации. Сейчас трудно говорить о том, что философия образует какое-то системное единство, которое задавало бы характер связи между составляю­щими компонентами. Затруднительно и указать фунда­ментальную проблематику, соотнесение с которой уста­навливало бы и опосредованные связи между различ­ными отдельными философскими дисциплинами.

Отношения философии религии с теологией запад­ных христианских конфессий образуют важнейший мо­мент содержания почти всех разновидностей филосо­фии религии. Это связано с тем, что религиозные веро­вания, являющиеся основным объектом исследования в философском религиоведении, представляют собой "по существу теологические утверждения, а философская теология, по определению, являет разнообразные связи между философией и теологией. Религия предстает в философии религии преимущественно в своей теологи­ческой форме, и западная философия религии как та­ковая во всех своих видах представляет собой то или иное отношение между философией и теологией.

На протяжении многих веков философия не только вносила рационально-дискурсивный момент в теологию, но и была единственной инсташдией, в рамках которой религия в какой-то мере становилась объектом иссле­дования. В последние столетия в своей исследователь­ской по отношению к религии функции философия ре­лигии должна соотноситься с целым комплексом рели­гиоведческих дисциплин. Важнейшей особенностью современной философско-религиозной ситуации яв­ляется ослабление связей между философией религии и этими дисциплинами.


 


16


17


/


ч


 


§ 3. Основные формы философии религии

В своем историческом существовании философия рели­гии являет некоторые устойчивые формы. Как пред­ставляется, философия религии всегда выступает либо как философское религиоведение, либо как философ­ская теология. В конкретных философско-религиозных построениях эти две основные формы могут образовы­вать какое-то сочетание, но и в этом случае практически всегда преобладает по целенолаганию одна из них. В связи с этим можно лишь отчасти принять точку зре­ния Д. М. Угриновича, анализирующего западную фи­лософию религии в контексте философских проблем изу­чения религии 13.

В последние десятилетия в западной литературе по­явились, насколько известно, всего лишь две крупные работы, в которых предлагается классификация основ­ных форм философии религии. Морис Чарльзворт в кни­ге «философия религии: исторические подходы» м ука­зывает четыре базисные пЪзиции в философии религии: «философия как религия»; «философия как служанка теологии»; «философия, уступающая место вере»; «фи­лософия и анализ религиозного языка».

Ричард Шеффлер вычленяет следующие основные типы философии религии: «философия религии как кри­тика дорационального сознания»; «философия религии как превращение религии в философию»; «философия религии на базе философской теологии»; «феноменоло­гия религии»; «философия религии после «лингвисти­ческого поворота»», т. е. аналитика религиозного языка.

Нетрудно заметить определенное, причем сущест­венное сходство в классификациях Чарльзворта и Шеффлера. Возможно, классификация Шеффлера опи­рается на классификацию, предложенную Чарльзвор-том, поскольку его работа появилась спустя десятиле­тие после книги Чарльзворта. Однако Шеффлер не упо­минает Чарльзворта, нет книги Чарльзворта и в реко­мендательном списке литературы, так что не исключено простое совпадение результатов.

В современной западной литературе крайне немно­гочисленны попытки разработать типологию отношений между философией и религией. Это связано прежде всего с тем, что в настоящее время очень редко появ­ляются работы, в которых осуществляется общий ана­лиз современного состояния философии религии. А

V


именно в таких работах должна быть представлена подобная типология.

В тех случаях, когда все же предпринимаются уси­лия по какой-то типологизации философии религии, результаты уступают тому, что сделали Чарльзворт и Шеффлер. Так, Дейвид Пейлин ограничивается вос­произведением классификации Чарльзворта, добавляя еще одну, пятую форму философии религии — «фило­софия как изучение рассуждения, используемого в ре­лигиозной мысли» 15.

При выделении «философского религиоведения» и «философской теологии» как двух основных форм фи­лософии религии по существу сохраняются типологи-зирующие принципы Чарльзворта и Шеффлера В то же время типология, принятая нами, позволяет значи­тельно отчетливее оттенить исследовательские возмож­ности философии религии

Чарльзворт и Шеффлер указывают некоторые фор­мы философии религии, которые предполагают опреде­ленную исследовательскую установку: это «критика религии как дорационального сознания», «феномено­логия религии» и «философия религии как анализ ре­лигиозного языка». Однако перечисление этих форм свидетельствует о явно недостаточном учете много­образия исследовательских философских подходов к ре­лигии.

Первая из названных форм в настоящее время не является «работающей» философско-религиозной уста­новкой. «Феноменология религии» большинством совре­менных философов на Западе рассматривается не как разновидность философии религии, а как относительно автономная религиоведческая дисциплина. Следует от­метить, что классические феноменологические концеп­ции М. Шелера, Г. ван дер Леу, М. Элиаде действи­тельно можно, с определенными оговорками, отнести и к философии религии. Современные феноменологи религии не декларируют и в действительности не пре­следуют, как правило, философские цели. Единствен­ной действительно современной и исследовательской из всех форм философии религии, выделенных Чарльз-вортом и Щеффлером, является анализ языка ре­лигии.

Классификации Чарльзворта и Шеффлера в дейст­вительности сводя! философию религии к ее апологети­ческим и конструктивным, т. е. сугубо служебным по


отношению к религии, функциям. Известным объясне­нием такого подхода может служить тот факт, что кон­цепции этих философов связаны в основном с истори­ческим материалом.

Опора преимущественно на исторический материал приводит к недостаточному учету исследовательской специфики философии религии, поскольку в историче­ской ретроспективе оформление действительно иссле­довательской установки по отношению к религии явля­ется относительно поздним явлением. Ведь когда дело идет об исследовательской специфике, то имеется в виду именно дистанциированно-объектное отношение к рели­гии, а не просто «философское рассуждение», выпол­няющее какие-то функции в контексте религиозной мысли, вообще в границах религиозного образа жизни.

Выделенные в нашей книге формы философии ре­лигии предстают соответственно как философско-кри-тический анализ наличной системы религиозных веро­ваний и как попытки конструктивного философско-ра-зумного обоснования и разработки такой системы, в первую очередь в виде философского учения о боге.

Философское изучение религиозных верований мо­жет быть ориентировано на решение двух противопо­ложных задач. Прояснение и оценка религиозных веро­ваний могут, во-первых, приводить к выводу о проти­воречивости и философской несостоятельности этих верований, а во-вторых, к их философскому оправда­нию. В этом случае мы имеем дело с апологетическим использованием философского исследования религии.

Оставляя в стороне все многообразные философ­ские рассуждения о смысле и истинности религии, о ее функциях в жизни человека и другие темы и моменты исследования и осмысления религии, философская тео­логия устремляется к «метафизическим фактам». Она дает утвердительную и конструктивную разработку «онтологического» и «метафизического» компонентов религии.

Философское религиоведение основное внимание уделяет именно религиозному отношению человека к действительности, в первую очередь к божественной реальности. Огрубляя, можно сказать, что здесь смыс­ловым центром тяжести становится субъектная сторона религиозной жизни.

В философской теологии происходит размежевание философии и религии через соотнесение с объектной


стороной религиозной жизни. Философская теология претендует, если можно так выразиться, на конструк­тивное осмысление объекта религии — божественной реальности.

Тем не менее было бы неверным, на наш взгляд, характеризовать указанные формы философии религии соответственно только как философствование о религии и философствование о боге. Эти две формы так или иначе связаны друг с другом. Философское исследо­вание религии не может не касаться объекта религии, а философская теология всегда включает какую-то кон­цептуализацию действительного или нормативного от­ношения человека к богу.

Вообще различные варианты философского отноше­ния к религии редко предстают в чистом виде. Как пра­вило, всякое философско-религиозное построение со­держит в том или ином сочетании, при той или иной приоритетной схеме элементы всех разновидностей по­нимания философии религии.

* * *

Каждая влиятельная или продуктивная теоретическая перспектива или точка зрения в западной философии религии 70-80-х годов представлена в книге концеп­цией, в которой соответствующая перспектива или точ­ка зрения получила наиболее полную разработку.

В книге практически не анализируется одна пробле­ма, всегда привлекавшая внимание не только теологов, но и философов,— проблема совместимости теистиче­ских верований и существования зла в мире. Эта проб­лема в настоящее время рассматривается преимуществ венно в рамках собственно теологии, в частности в эти-ко-теологическом контексте. И философские разработ­ки дайной проблемы чаще всего соотносятся с этической проблематикой.

Философия религии с различной степенью интен­сивности разрабатывается в различных странах Запа­да, что, естественно, оказало влияние на отбор лите­ратуры для анализа. Кроме того, в некотором преобла­дании англоязычной литературы проявилось и то об­стоятельство, что в последние десятилетия английский язык во все большей степени становится языком между­народной философской жизни.

21


«г * *

В данной работе прежде всего преследуется цель по возможности полно и наглядно представить современ­ное состояние философии религии как одной из важ­нейших областей западной философии.

Анализ современной западной философии религии осуществляется как в логико-концептуальном, так и в социально-идеологическом плане. При этом основное внимание уделяется логико-концептуальному анализу. Такой исследовательский акцент обусловлен прежде всего спецификой этого философско-теоретического об­разования.

Объектом социально-идеологического анализа в ра­боте является преимущественно связь философско-ре­лигиозных построений самого различного рода с совре­менной религиозной ситуацией на Западе. Рассмотре­ние самой этой ситуации, ее общего социального кон­текста не входит в задачу данной работы. Основные внешние и внутренние факторы ее достаточно полно охарактеризованы как в советской, так и в зарубежной марксистской литературе. В частности, религиозная ситуация в развитых капиталистических странах в культурологическом аспекте, особо значимом с точки зрения темы работы, убедительно проанализирована в книге В. С. Глаголева .

Объектом рассмотрения в работе стали главным образом идейные образования, специфические для ны­нешнего этапа существования философии религии. Вместе с тем анализируются и современные формы устойчивых и долговременных традиций как в философ­ском религиоведении, так и в философской теологии.

Работа состоит из двух частей, исследующих две основные формы западной философии религии, кото­рые были указаны выше. Соответственно дифференци­руются исследовательские цели.

При рассмотрении современного философского ре­лигиоведения особое внимание» уделено тем исследова­тельским подходам и результатам, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке марксист­ской теории религии. Это касается даже некоторых из тех подходов и построений западного философского религиоведения, что ориентированы в конечном счете на решение каких-то апологетических задач. В этих случаях результаты, о которых идет речь, могут быть


полезны только при условии определенной мировоз­зренческой обработки, что соответствует общим мето­дологическим требованиям марксистского анализа фи­лософских и научных теорий, базирующихся на иных онтологических и теоретико-методологических основа­ниях.

При анализе современной философской теологии ставилась задача выявить принципы этого особого типа философского теоретизирования, место философ­ской теологии как в немарксистской философии, так и в рамках теологического комплекса западных хри­стианских конфессий и вообще религиозной идеологии на Западе.

Другая задача заключается в экспликации и анали­зе наиболее влиятельных учений о боге, разработан­ных в современной философской теологии

Анализ философской теологии имеет важное науч­но-теоретическое и идеологическое значение в силу целого ряда причин, важнейшей из которых представ­ляется следующая. В философско-теологических кон­цепциях, какие бы функции они ни выполняли, осу­ществляется ассимиляция содержания светской фило-софско-теоретической культуры в религиозных целях. При этом эти концепции становятся в действительно­сти сферой идейно-религиозного экспериментирования, в частности направленного на решение новых духовно-культурных и социальных задач. Результаты такого экспериментирования могут так или иначе использо­ваться собственно систематической теологией западных христианских конфессий, которая выполняет функции теоретической инстанции, определяющей всю жизнь той или иной христианской церкви. В то же время внекон-фессиональная философская теология может вообще претендовать на роль инициатора какого-то нового варианта религиозности.

Во всех случаях без исследования философской теологии крайне затруднительны адекватное научное понимание духовных, идейно-теоретических и идеоло­гических процессов в сфере религиозной жизни стран Запада, их серьезный марксистский анализ.


,,22


Часть I





























Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.