Философское религиоведение — это совокупность различных видов философского исследования религии Философская теология также может включать и, как правило, включает какое-то рассуждение о религии как отношении к божеству. Принципиальное различие между этими основными формами философии религии заключается в том, что философское религиоведение может осуществляться с различных, в том числе и с критических и даже нигилистических по отношению к религии, позиций, в то время как философская теология во всех своих разновидностях однозначно ориентирована на решение религиозно-конструктивных задач.
Другое важное различие состоит, как уже отмечалось во Введении, в преимущественном внимании соответственно к собственно религиозному отношению или к объекту религии, т. е. к божественной реальности. В силу этого даже исследование религии, осуществляемое в апологетических целях, относится к философскому религиоведению.
Основным объектом философского изучения религии, сквозной темой многообразных философско-исследовательских подходов к религии являются религиозные верования. В основе выбора верований в качестве главного объекта философско-религиоведческого исследования лежит, по нашему мнению, следующее общее представление о религиях, о религиозных традициях: каждая религиозная традиция, по крайней мере крупная, есть целостное образование, организм, особым образом организованная религиозно-социальная жизнь . Такое образование конституируется, как считают, прежде всего посредством специфического понимания природы божества, мира и человека. Это знание может быть, как представляется, выражено в «верованиях».
Под верованиями по существу подразумевается религиозное знание, причем такое знание, которое считается само собой разумеющимся. Верования — это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе. Это знание лежит в основе религиозной практики и вообще действий верующих. Поэтому, как полагает современная философия религии, понятие «верования» правомерно применять и при обращении к тем религиозным традициям, где оно не употребляется.
В свое время известный философ религии Эдвин Бэртт четко выразил соответствующие позиции философии религии, прежде всего англоязычной: «Религиозный человек именно как религиозный придерживается определенных верований относительно Вселенной и особенно ее воздействия на его жизнь и судьбу» 2. Философия религии, продолжает Бэртт, «подвергает критическому исследованию религиозные верования, которые во всяком сообществе представляют собой живые возможности для принятия или отвержения» 3.
Отсюда можно сделать вывод о том, что религиозные верования рассматриваются в современной философии религии по существу как то, что, по нашему мнению, целесообразно назвать «идеационной основой религии». Это и обусловливает главным образом пристальный и многосторонний философско-исследовательский интерес к религиозным верованиям. Действительно, во всем религиозном- комплексе верования, вероятно, в наибольшей степени соответствуют специфике философского исследования
Система религиозных верований может быть сопоставлена с системами «светских естественных верований». Современные западные философы склонны тема-тизировать как «верования» практически все виды познавательной деятельности, включая науку
Изучение системы верований в рамках философии религии создаст условия для сравнительного изучения религий, поскольку системы верований легче сопоставлять, чем какие-либо другие компоненты религии. Кроме того, верования тематйзируют ту или иную религиозную традицию для находящегося вне ее, служат для него по сути дела единственным средством понять, что эта традиция значит для тех, кто внутри ее.
Западное философское религиоведение может преследовать различные цели. Критическое отрицание и
24
25
апологетика являются крайними позициями. Современное философское исследование религии, как правило, не ставит перед собой таких отчетливых целей, какие предполагаются этими позициями. Это противоречило бы, как утверждается, объективному, академическому нейтрализму.
* * *
Западное философское религиоведение решает несколько неразрывно связанных друг с другом задач. Оно стремится эксплицировать смысл религиозного языка; определить эпистемологический статус религиозных верований, прежде всего определить условия обоснованности, рациональности и истинности религиозных верований; охарактеризовать природу и функции «религиозного опыта», в особенной мере «мистического опыта»; установить возможные «модели веры» и, наконец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Таковы, как представляется, основные направления исследования религии в современной западной философии.
Характерной чертой современной философии религии является интенсивное изучение языка религии. Четко прослеживается тесная связь философского исследования языка религии с общей лингвистической ориентацией современной западной философии, прежде всего англоязычной. Интерес к религиозному языку обусловлен главным образом тем, что он служит средством выражения верований как религиозного знания о божестве, мире и человеке.
Как известно, одной из фундаментальных целей философии является исследование и осмысление природы человеческого познания. В связи с этим многие западные философы понимают философию религии как философско-эпистемологическое исследование религии, выступающей в качестве специфической разновидности познавательного отношения человека к бытию. Действительно, само использование понятия «верования» для характеристики основного идеационного компонента религии уже предполагает одну из основных эпистемологических тем об отношении между знанием и верованием, соответственно предполагает проблема-тизацию когнитивного статуса этого идеационного компонента религии.
Внимание к эпистемологическим проблемам рели-
26
гии, проблемам обоснованности, надежности, рациональности и истинности религиозных верований, обусловлено не только традицией философского изучения человеческого познания, но и некоторыми особенностями современного культурного сознания на Западе.
Философско-религиозное эпистемологическое исследование образует континуум с философско-религиозным лингвистическим исследованием. Основная задача лингвистического исследования, а именно изучение смысла религиозного языка, логически предшествует основным задачам эпистемологического исследования. В тех случаях, когда эпистемологическое исследование сопряжено с анализом языка, лингвистическое исследование носит инструментальный характер, т. е. подчинено эпистемологическим задачам.
При исследовании проблем обоснованности и рациональности религиозных верований в философии религии самым интенсивным образом используются результаты работы современных западных философов в области эпистемологии и философии науки. В некоторых случаях эпистемологический анализ религиозных верований предстает просто как прикладное использование указанных результатов.
Особую окраску имеет эпистемологическое исследование проблем, связанных с истинностью религиозных верований. Предметом спора является вопрос о том, следует ли вообще истину религии понимать как истину верований, или это истина опыта, чувства и т. п. Те, кто занимается эпистемологическим анализом религии, как правило, утверждают, что увязывание истины с верованиями является единственно правомерным философским подходом к религиозной истине. Вот как видится этот вопрос Дональду Уиби: «Нет сомнения, что религия представляет собой сложное явление, включающее опыт (нуминозный или мистический), чувства и эмоции, ритуальные действия, моральную практику и т. д., но совсем не ясно, как «истина» может находиться в чувствах или действиях, поскольку истина является свойством высказываний и утверждений. Выражение «истина религии» поэтому лучше всего понимать как относящееся к религиозным верованиям» *.
Изучение верований является важной составной частью изучения веры как религиозной установки. Верования в таком случае предстают как «когнитивное ядро» веры.
27 1
1
Связь веры с верованиями, характер их отношений образуют важнейший момент философского исследования религиозной веры. Этот момент становится все более значимым, потому что в условиях общего идейного и религиозного плюрализма основные верования христианской традиции существуют в ситуации постоянного риска. Степень и характер связи между верой и верованиями имеют самое непосредственное отношение к судьбе самой веры.
Философия религии — это «философия чего-то», «региональная философия». «Наряду с философиями природы, морали, искусства и т. д.,— констатирует Вильгельм Дюпре, - существует философия религии как философский ответ на существование и на претензии религий, а также как метатеория наук о религии» 5. В этом отношении философии религии присущи характеристики всех разновидностей такого «конкретно-предметного» «регионального» типа философствования.
Важнейшей особенностью региональных философий является то обстоятельство, что их предметная область совпадает с предметной областью какой-то науки или группы наук Это предполагает соотнесение и определение характера отношений региональной философии с соответствующей областью научного познания. Философия религии должна поэтому каким-то образом эксплицировать свои отношения с религиоведческим комплексом.
Таковы главные направления исследовании религии в современном философском религиоведении. Они и являются объектом анализа в данной части книги.
Главе первая ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА РЕЛИГИИ
Анализ западного философского религиоведения целесообразно начать с рассмотрения философских подходов к языку религии, поскольку именно они в исгог.л-ческом и в логическом плане во многом определяли характер всего современного философского исследования религии.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.