ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философское религиоведение — это совокупность раз­личных видов философского исследования религии Фи­лософская теология также может включать и, как пра­вило, включает какое-то рассуждение о религии как отношении к божеству. Принципиальное различие меж­ду этими основными формами философии религии заключается в том, что философское религиоведение может осуществляться с различных, в том числе и с кри­тических и даже нигилистических по отношению к ре­лигии, позиций, в то время как философская теология во всех своих разновидностях однозначно ориентиро­вана на решение религиозно-конструктивных задач.

Другое важное различие состоит, как уже отмеча­лось во Введении, в преимущественном внимании соответственно к собственно религиозному отношению или к объекту религии, т. е. к божественной реальности. В силу этого даже исследование религии, осуществля­емое в апологетических целях, относится к философ­скому религиоведению.

Основным объектом философского изучения рели­гии, сквозной темой многообразных философско-иссле­довательских подходов к религии являются религиоз­ные верования. В основе выбора верований в качестве главного объекта философско-религиоведческого иссле­дования лежит, по нашему мнению, следующее общее представление о религиях, о религиозных традициях: каждая религиозная традиция, по крайней мере круп­ная, есть целостное образование, организм, особым образом организованная религиозно-социальная жизнь . Такое образование конституируется, как счи­тают, прежде всего посредством специфического пони­мания природы божества, мира и человека. Это знание может быть, как представляется, выражено в «верова­ниях».


Под верованиями по существу подразумевается ре­лигиозное знание, причем такое знание, которое счита­ется само собой разумеющимся. Верования — это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе. Это знание лежит в основе религиозной практики и вообще действий верующих. Поэтому, как полагает современная философия религии, понятие «верования» правомерно применять и при обращении к тем религиоз­ным традициям, где оно не употребляется.

В свое время известный философ религии Эдвин Бэртт четко выразил соответствующие позиции фило­софии религии, прежде всего англоязычной: «Религиоз­ный человек именно как религиозный придерживается определенных верований относительно Вселенной и осо­бенно ее воздействия на его жизнь и судьбу» 2. Фило­софия религии, продолжает Бэртт, «подвергает крити­ческому исследованию религиозные верования, кото­рые во всяком сообществе представляют собой живые возможности для принятия или отвержения» 3.

Отсюда можно сделать вывод о том, что религиоз­ные верования рассматриваются в современной фило­софии религии по существу как то, что, по нашему мне­нию, целесообразно назвать «идеационной основой ре­лигии». Это и обусловливает главным образом прис­тальный и многосторонний философско-исследователь­ский интерес к религиозным верованиям. Действитель­но, во всем религиозном- комплексе верования, вероят­но, в наибольшей степени соответствуют специфике философского исследования

Система религиозных верований может быть сопо­ставлена с системами «светских естественных верова­ний». Современные западные философы склонны тема-тизировать как «верования» практически все виды по­знавательной деятельности, включая науку

Изучение системы верований в рамках философии религии создаст условия для сравнительного изучения религий, поскольку системы верований легче сопостав­лять, чем какие-либо другие компоненты религии. Кро­ме того, верования тематйзируют ту или иную рели­гиозную традицию для находящегося вне ее, служат для него по сути дела единственным средством понять, что эта традиция значит для тех, кто внутри ее.

Западное философское религиоведение может пре­следовать различные цели. Критическое отрицание и


 


24


25


апологетика являются крайними позициями. Современ­ное философское исследование религии, как правило, не ставит перед собой таких отчетливых целей, какие предполагаются этими позициями. Это противоречило бы, как утверждается, объективному, академическому нейтрализму.

* * *

Западное философское религиоведение решает несколь­ко неразрывно связанных друг с другом задач. Оно стремится эксплицировать смысл религиозного языка; определить эпистемологический статус религиозных верований, прежде всего определить условия обосно­ванности, рациональности и истинности религиозных верований; охарактеризовать природу и функции «ре­лигиозного опыта», в особенной мере «мистического опыта»; установить возможные «модели веры» и, нако­нец, очертить отношения между философией религии и религиоведческими дисциплинами. Таковы, как пред­ставляется, основные направления исследования рели­гии в современной западной философии.

Характерной чертой современной философии рели­гии является интенсивное изучение языка религии. Четко прослеживается тесная связь философского ис­следования языка религии с общей лингвистической ориентацией современной западной философии, прежде всего англоязычной. Интерес к религиозному языку обусловлен главным образом тем, что он служит сред­ством выражения верований как религиозного знания о божестве, мире и человеке.

Как известно, одной из фундаментальных целей философии является исследование и осмысление при­роды человеческого познания. В связи с этим многие западные философы понимают философию религии как философско-эпистемологическое исследование религии, выступающей в качестве специфической разновидно­сти познавательного отношения человека к бытию. Действительно, само использование понятия «верова­ния» для характеристики основного идеационного ком­понента религии уже предполагает одну из основных эпистемологических тем об отношении между знанием и верованием, соответственно предполагает проблема-тизацию когнитивного статуса этого идеационного ком­понента религии.

Внимание к эпистемологическим проблемам рели-

26


гии, проблемам обоснованности, надежности, рацио­нальности и истинности религиозных верований, обус­ловлено не только традицией философского изучения человеческого познания, но и некоторыми особенностя­ми современного культурного сознания на Западе.

Философско-религиозное эпистемологическое иссле­дование образует континуум с философско-религиоз­ным лингвистическим исследованием. Основная задача лингвистического исследования, а именно изучение смысла религиозного языка, логически предшествует основным задачам эпистемологического исследования. В тех случаях, когда эпистемологическое исследование сопряжено с анализом языка, лингвистическое исследо­вание носит инструментальный характер, т. е. подчине­но эпистемологическим задачам.

При исследовании проблем обоснованности и рацио­нальности религиозных верований в философии рели­гии самым интенсивным образом используются резуль­таты работы современных западных философов в об­ласти эпистемологии и философии науки. В некоторых случаях эпистемологический анализ религиозных веро­ваний предстает просто как прикладное использова­ние указанных результатов.

Особую окраску имеет эпистемологическое иссле­дование проблем, связанных с истинностью религиоз­ных верований. Предметом спора является вопрос о том, следует ли вообще истину религии понимать как истину верований, или это истина опыта, чувства и т. п. Те, кто занимается эпистемологическим анализом рели­гии, как правило, утверждают, что увязывание истины с верованиями является единственно правомерным фи­лософским подходом к религиозной истине. Вот как видится этот вопрос Дональду Уиби: «Нет сомнения, что религия представляет собой сложное явление, вклю­чающее опыт (нуминозный или мистический), чувства и эмоции, ритуальные действия, моральную практику и т. д., но совсем не ясно, как «истина» может находить­ся в чувствах или действиях, поскольку истина являет­ся свойством высказываний и утверждений. Выраже­ние «истина религии» поэтому лучше всего понимать как относящееся к религиозным верованиям» *.

Изучение верований является важной составной частью изучения веры как религиозной установки. Веро­вания в таком случае предстают как «когнитивное ядро» веры.

27 1

1


Связь веры с верованиями, характер их отношений образуют важнейший момент философского исследова­ния религиозной веры. Этот момент становится все бо­лее значимым, потому что в условиях общего идейного и религиозного плюрализма основные верования хри­стианской традиции существуют в ситуации постоян­ного риска. Степень и характер связи между верой и верованиями имеют самое непосредственное отношение к судьбе самой веры.

Философия религии — это «философия чего-то», «региональная философия». «Наряду с философиями природы, морали, искусства и т. д.,— констатирует Вильгельм Дюпре, - существует философия религии как философский ответ на существование и на пре­тензии религий, а также как метатеория наук о рели­гии» 5. В этом отношении философии религии присущи характеристики всех разновидностей такого «конкрет­но-предметного» «регионального» типа философствова­ния.

Важнейшей особенностью региональных философий является то обстоятельство, что их предметная область совпадает с предметной областью какой-то науки или группы наук Это предполагает соотнесение и опреде­ление характера отношений региональной философии с соответствующей областью научного познания. Фило­софия религии должна поэтому каким-то образом эксплицировать свои отношения с религиоведческим комплексом.

Таковы главные направления исследовании рели­гии в современном философском религиоведении. Они и являются объектом анализа в данной части книги.


Главе первая ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА РЕЛИГИИ

Анализ западного философского религиоведения целе­сообразно начать с рассмотрения философских подхо­дов к языку религии, поскольку именно они в исгог.л-ческом и в логическом плане во многом определяли ха­рактер всего современного философского исследования религии.









Дата: 2019-07-30, просмотров: 230.