Предметом управленческого учёта в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством, которые можно объединить в две группы: производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия; хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
В состав производственных и хозяйственных ресурсов входят: основные фонды - это средства труда; нематериальные активы - объекты долгосрочного вложения; материальные ресурсы - предметы труда; трудовые ресурсы - использование трудовых ресурсов в процессе.
К группе объектов управленческого учёта относятся следующие виды деятельности: снабженческо-заготовительная деятельность; производственная деятельность; финансово-сбытовая деятельность; организационная деятельность; организация информационной системы на предприятии. Элементы метода управленческого учета включают следующие: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, баланс, отчетность, оценка и калькуляция. Также в состав методов управленческого учета можно включить следующие: бюджетирование; количественные методы обобщения и интерпретации данных; систематизация информации. "Калькуляция с полным распределением затрат" или "полная" калькуляция затрат является методом управленческого учета, применяемым для расчета себестоимости производства (или предоставления услуг) за период времени, оценки запасов готовых изделий и незавершенного производства, а также определения прибыли, получаемой предприятием за этот период. Метод калькуляционного учета себестоимости продукции - совокупность приемов ведения учета и контроля издержек производства в разрезе калькуляционных статей расходов, которые обеспечивают применения различных способов калькулирования фактической себестоимости продукции. Все методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции можно разделить на два вида: калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат - «абзорпшен-костинг»; калькуляция себестоимости продукции по переменным расходам - «директ-костинг». Характеристика: сырье и материалы; комплектующие и полуфабрикаты; топливо и энергия; основная заработная плата производственных рабочих; дополнительная заработная плата производственных рабочих; начисления на заработную плату; расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; расходы по освоению новых видов продукции; цеховые расходы; цеховая себестоимость; общехозяйственные расходы; производственная себестоимость; коммерческие расходы.
Организация управленческого учета по центрам ответственности. Понятие «место возникновение затрат». Управленческий учет затрат по местам возникновения затрат. Понятие «центр возникновения затрат». Управленческий учет по центрам возникновения затрат.
Центр ответственности представляет собой подразделение организации в котором контролируется появление затрат, получение доходов, прибыли, осуществление инвестиций, а также определяется степень ответственности определенного физического лица за показатели своей работы.
Основные этапы формирования системы организационного обеспечения управленческого учета на основе центров ответственности: исследование особенностей функционирования отдельных структур; определение основных типов центров ответственности; формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности; разработка и доведение до центров ответственности бюджетов; обеспечение контроля выполнения установленных бюджетов.
Место возникновения затрат – структурные единицы, производственные подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.).
Управленческий учет затрат по местам возникновения затрат осуществляется одним и двух основных способов: путем деления затрат на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения или перераспределения учетной суммы затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек; на основе использования специальных регистров расчетов матричной формы, обобщающих виды затрат по местам их формирования. Основные места затрат представляют собой производственные подразделения, где изготавливается продукция или выполняются основные технологические операции по ее производству. Вспомогательные – обслуживают процесс производства. Признаком места формирования основных затрат является их непосредственная связь с конкретными видами продукции и услуг.
Центр возникновения затрат - обособленные структурные подразделения предприятия (цехи, участки, хозрасчетные бригады, отделы, секции, бюро, агрегаты, стадии, процессы), т. е. место, где имеется возможность организовать планирование, нормирование и учет издержек производства. Управленческий учет по центрам возникновения затрат - система, при которой затраты группируются по местам их возникновения безотносительно к видам продуктов либо выделяются косвенные расходы, имеющие общепроизводственный характер, в качестве объекта учета, а прямые - учитывают по продуктам без обобщения относительно мест их возникновения.
28. Сущность и значение калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Виды калькуляции.
Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления их себестоимости. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объекты калькуляции - это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется.
Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:
· определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов готовой продукции или полуфабрикатов;
· определение величины себестоимости для установления и контроля цен;
· предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
Виды калькуляции:
· плановая – определяет среднюю себестоимость продукции;
· сметная – составляется на разовое изделие или работу для определения цены;
· нормативная – составляется на основе действующих на начало месяца норм;
· фактическая – определяется на основе данных бухгалтерского учета.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 230.