Управленческое решение представляет собой выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение является основным и наиболее эффективным средством воздействия субъекта управления на управляемый объект. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий:
· подготовка решения;
· принятие решения;
· реализация решения.
На стадии разработки управленческого решения проводится анализ ситуации, направленный на выявление проблем, требующих решения. В зависимости от уровня сложности проблемы подразделяются на рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
На стадии принятия осуществляется разработка возможных альтернатив решения, определяются критерии выбора и производится выбор наиболее оптимального варианта, который затем согласовывается с вышестоящими руководителями или с компетентными специалистами.
На стадии реализации решения осуществляется контроль за ходом его исполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата.
Различают три возможных подхода к принятию управленческих решений:
· системный;
· ситуационный;
· ресурсный.
Принятия управленческих решений основано на осуществлении сравнительной оценки альтернативных вариантов действий, в результате которой выбирается вариант, в наибольшей степени эффективный и отвечающий целям предприятия. Выбранный вариант может служить основой для разработки плана реализации решений — как краткосрочных, так и долгосрочных. Таким образом, основным средством успешной деятельности предприятия является эффективная система управления с соответствующим набором методов, средств и функций управления.
5. Ресурсы и ресурсное обеспечение деятельности предприятия. Технологии определения потребностей предприятия в ресурсном обеспечении.
Для обеспечения своей деятельности предприятие должно располагать определенными ресурсами. Ресурсное обеспечение предприятия включает в себя все то, без чего невозможно производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком. В состав применяемых на предприятии ресурсов включают различные элементы, классифицируя их по тем или иным признакам.
Элементы ресурсного обеспечения предприятия:
· информационные ресурсы;
· финансовые ресурсы;
· трудовые ресурсы;
· нематериальные ресурсы;
· материальные ресурсы.
Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в том или ином товаре (материального ресурса или готовой продукции).
Определение потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции основано на использовании ряда методов прогнозирования. Например, при помаши методики MRP-1. Прогнозирование потребности в материальном ресурсе для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода материального ресурса: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т.п.
Планирование и проектирование организационной структуры предприятия.
При планировании организационной структуры предприятия необходимо помнить, что деятельность любой организации характеризуется определенными целями и ограничениями. Все они призваны сравнить существующее положение дел с желаемым, определить руководящие требования к действиям и критерии при принятии решений, а также выбрать инструменты и методику контроля.
Организационным проектированием называется процесс разработки или совершенствования систем управления для организации. В ходе этого процесса осуществляется проектирование организационных структур, связанное с распределением управленческих функций по подразделениям. Результатом проектирования работы в организации должна стать устойчивая во времени система, обладающая потенциалом самообновления.
Все предполагаемые изменения могут проводиться как в целой организации, так и в её отдельных подразделениях или структурах. Задача проектирования – учесть масштаб изменений. Для этого проводится работа по следующим направлениям:
· выстраивание композиции;
· структуризация;
· регламентация;
· ориентация.
Этапы процесса проектирования выделяют четыре основных этапа в процессе проектирования организационной структуры управления:
· предпроектная стадия анализа структуры организации – диагностика;
· проектная стадия;
· реализационная стадия (внедрение);
· анализ эффективности.
7. Система планирования и контроля производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Система планирования находит свое отражение в производственном плане хозяйственной деятельности предприятия. Планирование производственной программы отвечает на вопросы, какие изделия и в каком количестве должны быть произведены. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство, определяются дизайн продукции, ее ассортимент и объем выпуска.
Производственная программа состоит из двух разделов:
· план производства продукции в натуральном выражении;
· план производства в стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.
План производства в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.
Контроль, с точки зрения менеджмента, охватывает всю производственную систему с целью выполнения фирмой своих обязательств перед потребителями и достижения собственных целей: поставлять товары в соответствии с договорами, получая при этом планируемую прибыль. Контроль состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с утвержденным планом, существующими директивными документами и действующими принципами. Иными словами, контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 228.