Модуль 1. «Основы менеджмента» - «Общий менеджмент», «Учёт и анализ (финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ)».
Роль и значение менеджмента в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Цели и функции менеджмента.
Менеджмент – это управление деятельностью предприятия, нацеленной на рынок. Концепция менеджмента включает выявление нужд и потребностей клиентов, выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них. Формирование потребительского спроса на продукцию с помощью стимулирования сбыта – рекламы, организацию сбыта и послепродажного обслуживания потребителей, управление движением товаров, управление ценами товаров или услуг фирмы. Менеджмент строит отношения внутри предприятия на балансе интересов всех групп: акционеров, менеджеров, работников, поставщиков, клиентов, государства. Менеджмент играет ключевую роль в организации. Без управления всеми процессами существование предприятия невозможно.
Функции менеджмента - это управленческая деятельность, позволяющая осуществлять определенное влияние на объект, с целью достижения поставленной задачи путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Внешняя среда предприятия: элементы, структура, характеристики. Конкурентоспособность и устойчивость развития предприятия как результат его эффективного взаимодействия с внешней средой.
В настоящее время предприятие подвержена влиянию внешнего мира в отношении многих аспектов своей деятельности, это и поставки, ресурсы, кадры, потребители. И чтобы эффективно работать, предприятие должно уметь выявлять существенные для себя факторы, чтобы можно было адекватно отвечать сложившейся ситуации.
Внешняя среда - это все факторы, которые находятся за пределами предприятия и могут влиять на её деятельность. Внешняя среда характеризуется следующими элементами:
· взаимосвязанность (взаимозависимость) внешних факторов;
· сложность внешней среды;
· подвижность внешней среды;
· неопределённость внешней среды.
Также во внешней среде выделяют 2 среды:
· среда прямого воздействия (ближнее окружение);
· среда косвенного воздействия (дальнее окружение).
Конкурентоспособность, как способ предприятия производить и сбывать товары лучше, чем это делают конкуренты. Конкурентоспособность выражается по реакции рынка, объеме продажи товара обладающего большей конкурентоспособностью, чем товар конкурента. Конкурентоспособность имеет очень большое значение для руководства, поскольку сигнализирует о наличии или отсутствии конкурентных преимуществ той или иной продукции.
Конкурентоспособность предприятия, как составляющая устойчивость в условиях агрессивной внешней среды. Очевидно, что конкурентоспособность предприятия представляет собой частный случай устойчивости, характеризующий способность промышленного предприятия противостоять угрозам, обусловленным действиями конкурентов. По своим качественным параметрам показатели устойчивости и конкурентоспособности предприятий однопорядковые, поскольку характеризуют способность системы возвращаться к равновесному состоянию в случае его нарушения.
Планирование и проектирование организационной структуры предприятия.
При планировании организационной структуры предприятия необходимо помнить, что деятельность любой организации характеризуется определенными целями и ограничениями. Все они призваны сравнить существующее положение дел с желаемым, определить руководящие требования к действиям и критерии при принятии решений, а также выбрать инструменты и методику контроля.
Организационным проектированием называется процесс разработки или совершенствования систем управления для организации. В ходе этого процесса осуществляется проектирование организационных структур, связанное с распределением управленческих функций по подразделениям. Результатом проектирования работы в организации должна стать устойчивая во времени система, обладающая потенциалом самообновления.
Все предполагаемые изменения могут проводиться как в целой организации, так и в её отдельных подразделениях или структурах. Задача проектирования – учесть масштаб изменений. Для этого проводится работа по следующим направлениям:
· выстраивание композиции;
· структуризация;
· регламентация;
· ориентация.
Этапы процесса проектирования выделяют четыре основных этапа в процессе проектирования организационной структуры управления:
· предпроектная стадия анализа структуры организации – диагностика;
· проектная стадия;
· реализационная стадия (внедрение);
· анализ эффективности.
7. Система планирования и контроля производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Система планирования находит свое отражение в производственном плане хозяйственной деятельности предприятия. Планирование производственной программы отвечает на вопросы, какие изделия и в каком количестве должны быть произведены. На основе плана производства определяется потребность в оборудовании, материально-технических ресурсах, численность работающих и фонд их заработной платы в целом и по категориям, сметы затрат на производство, определяются дизайн продукции, ее ассортимент и объем выпуска.
Производственная программа состоит из двух разделов:
· план производства продукции в натуральном выражении;
· план производства в стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах.
План производства в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (валовой доход); товарная продукция; валовая продукция.
Контроль, с точки зрения менеджмента, охватывает всю производственную систему с целью выполнения фирмой своих обязательств перед потребителями и достижения собственных целей: поставлять товары в соответствии с договорами, получая при этом планируемую прибыль. Контроль состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с утвержденным планом, существующими директивными документами и действующими принципами. Иными словами, контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданными.
Организация управленческого учета по центрам ответственности. Понятие «место возникновение затрат». Управленческий учет затрат по местам возникновения затрат. Понятие «центр возникновения затрат». Управленческий учет по центрам возникновения затрат.
Центр ответственности представляет собой подразделение организации в котором контролируется появление затрат, получение доходов, прибыли, осуществление инвестиций, а также определяется степень ответственности определенного физического лица за показатели своей работы.
Основные этапы формирования системы организационного обеспечения управленческого учета на основе центров ответственности: исследование особенностей функционирования отдельных структур; определение основных типов центров ответственности; формирование системы прав, обязанностей и меры ответственности; разработка и доведение до центров ответственности бюджетов; обеспечение контроля выполнения установленных бюджетов.
Место возникновения затрат – структурные единицы, производственные подразделения, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цеха и т.п.).
Управленческий учет затрат по местам возникновения затрат осуществляется одним и двух основных способов: путем деления затрат на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения или перераспределения учетной суммы затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек; на основе использования специальных регистров расчетов матричной формы, обобщающих виды затрат по местам их формирования. Основные места затрат представляют собой производственные подразделения, где изготавливается продукция или выполняются основные технологические операции по ее производству. Вспомогательные – обслуживают процесс производства. Признаком места формирования основных затрат является их непосредственная связь с конкретными видами продукции и услуг.
Центр возникновения затрат - обособленные структурные подразделения предприятия (цехи, участки, хозрасчетные бригады, отделы, секции, бюро, агрегаты, стадии, процессы), т. е. место, где имеется возможность организовать планирование, нормирование и учет издержек производства. Управленческий учет по центрам возникновения затрат - система, при которой затраты группируются по местам их возникновения безотносительно к видам продуктов либо выделяются косвенные расходы, имеющие общепроизводственный характер, в качестве объекта учета, а прямые - учитывают по продуктам без обобщения относительно мест их возникновения.
28. Сущность и значение калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Виды калькуляции.
Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
По видам продукции (работ, услуг) затраты группируют для исчисления их себестоимости. В процессе калькулирования себестоимости единицы продукции учитывают все издержки, связанные с выполнением одного заказа или производством единицы продукции какого-либо вида. Объекты калькуляции - это отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работа и услуги, себестоимость которых определяется.
Конкретные функции в процессе калькулирования издержек:
· определение производственной или заводской себестоимости для оценки запасов готовой продукции или полуфабрикатов;
· определение величины себестоимости для установления и контроля цен;
· предоставления данных о себестоимости продукции для оценки результата деятельности предприятия и обеспечения процесса принятия решений руководством.
Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций. Все виды калькуляции отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.
Виды калькуляции:
· плановая – определяет среднюю себестоимость продукции;
· сметная – составляется на разовое изделие или работу для определения цены;
· нормативная – составляется на основе действующих на начало месяца норм;
· фактическая – определяется на основе данных бухгалтерского учета.
Задача выбора поставщика. Основные методы оценки, используемые при выборе поставщика. Основные виды закупок. Различия в механизмах государственных и международных закупок. Организация службы закупок в компании.
При выборе поставщика используются следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты. Большинство из этих критериев не может быть оценено объективными количественными показателями. В этом случае используется методы: экспертных оценок; метод оценки затрат ; метод доминирующих характеристик; метод категорий предпочтения.
В зависимости от объекта закупки можно выделить: закупку сырья и материалов; закупку полуфабрикатов и комплектующих; закупку инструментов, инвентаря и прочих товаров, необходимых для обеспечения производственных процессов; закупку основных фондов; закупку товаров для перепродажи; закупку услуг. По способу определения поставщиков выделяют конкурентные и неконкурентные виды закупок. К конкурентным закупкам относятся конкурсы, торги, тендеры, аукционы, запросы коммерческих предложений поставщиков, конкурсные переговоры и др. Неконкурентные закупки осуществляются у единственного поставщика в случае поставки уникального продукта или услуги.
Особенности международных закупок: возможность достижения min соотношения цены и качества, лучшего, чем при закупке у внутренних поставщиков. «+» Приоритеты выбора иностранного поставщика: экономия затрат; обеспечение высокого качества продукции; отсутствие данных товаров на внутреннем рынке; высокая скорость поставки; улучшенный послепродажный сервис; политические факторы.
Государственные закупки – приобретения органами государственной власти товаров, работ и услуг за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Особенности государственных закупок: строгий контроль за расходованием бюджетных средств; жесткие законодательные рамки; отсутствие конфиденциальности; реализация на основе открытых тендеров; гарантированность оплаты; стабильность поставок; масштабность поставок.
Традиционный: получить наименьшую цену закупки; происходит по критерию наименьшей цены; разовые закупки, краткосрочность договоров; закупается продукция качество которой не лучшее; JIT не первоочередная; крупные партии.
Логистический: возможность получения наименьшей цены не рассматривается; ограниченное количество поставщиков либо единственный; долгосрочные контракты; качество может быть приоритетным; один из главных параметров; небольшие партии.
Основные типы производства: единичное, серийное, массовое. Основные формы организации производства: точечная, технологическая, предметная. Взаимосвязь производственной логистики с другими разделами логистики.
Единичное производство — представляет собой форму организации производства, при которой различные виды продукции изготавливаются в одном или нескольких экземплярах (штучный выпуск), выпуск каждого изделия запланирован в ограниченных количествах. Серийное производство — это форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями) с установленной регулярностью выпуска. Характеризуется постоянством выпуска довольно большой номенклатуры изделий. Массовое производство — представляет собой форму организации производства, характеризующуюся постоянным выпуском строго ограниченной номенклатуры изделий, однородных по назначению, конструкции, технологическому типу, изготовляемых одновременно и параллельно.
Технологическая форма организации характеризуется цеховой структурой с последовательной передачей предметов труда. Такая форма организации широко распространена на машиностроительных заводах, поскольку обеспечивает максимальную загрузку оборудования в условиях мелкосерийного производства и приспособлена к частым изменениям в технологическом процессе. При точечной форме организации производства работа полностью выполняется на одном рабочем месте. Изделие изготовляется там, где находится его основная часть. В качестве примера может служить сборка изделия с перемещением рабочего вокруг него. Предметная форма организации производства имеет структуру с параллельно-последовательной передачей предметов труда в производстве. На предметном участке устанавливается, как правило, все оборудование, необходимое для обработки группы деталей с начала и до конца технологического процесса.
Производственная логистика непосредственно взаимосвязана с тремя составным частями логистики: концентрационной логистике; логистике движения ресурсов; распределительной логистике.
Взаимосвязь определений «производственная логистика» и «организация производства», заключающееся в следующих особенностях: четкое разделение двух основополагающих стадий любого хозяйствующего процесса (создание и оптимизация экономической системы вне зависимости от ее типа; эффективное использование данной системы для достижения целей, стоящих перед организацией); ключевой акцент сделан на комплексном управлении разнообразными видами ресурсов.
Взаимосвязь развития принципов производственной логистики и формирования современных цепей поставок. Понятие «точки заказа» и характеристики производства при различном ее положении (запасы, оборудование, специалисты, риски, цели управления).
К общим принципам производственной логистики относятся: планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции (далее ГП) и заказов потребителей; разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям; разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта; установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением; оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий; контроль за количеством и качеством ГП; участие в разработке и реализации производственных нововведений; контроль себестоимости производства ГП.
Современная концепция управления цепями поставок ориентирует на применение концепции «совокупных затрат». Цель применения концепции управления цепями поставок состоит в координации распределительной и производственной деятельности предприятий-участников логистической системы для экономии затрат и повышения уровня обслуживания клиентов. В рамках концепции «совокупных затрат» все статьи затрат различных логистических участников рассматриваются совместно. С помощью концепции «совокупных затрат» удается интегрировать все процессы в цепи поставок и добиться эффективной реализации системы «точно в срок» (just-in-time).
Точка заказа - это минимальный уровень запаса, при снижении до которого производится заказ на поставку очередной партии материальных ресурсов, чтобы она успела поступить до момента полного исчерпания запаса на складе. В общем случае эта точка характеризуется следующими факторами: -величиной дневной потребности; длительностью поставки; колебаниями потребности и времени выполнения заказа; степенью риска полного исчерпания запаса.
При определении размера точки заказа следует учесть, что все многообразие систем управления запасами можно свести к трём основным типам: система с фиксированным размером заказа; система с постоянным уровнем запаса (с фиксированным интервалом заказа); система с фиксированным размером заказа и нижней границей размера запаса (так называемой Ss - система, или система двух бункеров).
Основные принципы логистической концепции «Бережливого производства» (системы TOYOTA) Логистические технологии КАНБАН, JIT, 5 S и др. и их применение в управлении производством.
Бережливое производство - широкая управленческая концепция, направленная на устранение потерь и оптимизацию бизнес-процессов: от этапа разработки продукта, производства и до взаимодействия с поставщиками и клиентами. Менеджмент бережливого производства максимально ориентирован на выявление потребностей рынка и создание максимальной ценности для клиента при минимальных затратах ресурсов: человеческих усилий, оборудования, времени, производственных площадей и т.д.
Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента производства. Наиболее популярными инструментами и методами бережливого производства являются: система Канбан, система JIT, SMED, метод 5S, концепция кайдзен.
Система канбан – это система, обеспечивающая организацию непрерывного материального потока при отсутствии запасов: производственные запасы, подаются небольшими партиями, непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается покупателям.
Система JIT (Just-In-Time - точно вовремя) - система управления материалами в производстве, при котором компоненты с предыдущей операции (или от внешнего поставщика) доставляются именно в тот момент, когда они требуются, но не раньше. Данная система ведет к резкому сокращению объема незавершенного производства, материалов и готовой продукции на складах.
Система рационализации рабочего места 5S включает пять взаимосвязанных принципов организации рабочего места. Японское название каждого из этих принципов начинается с буквы «S». В переводе на русский язык — сортировка, рациональное расположение, уборка, стандартизация, совершенствование.
И другие: TPM (Total Productive Maintenance) - всеобщий уход за оборудованием; SMED (Single-Minute Exchange of Dies (буквально «быстрая смена пресс-форм» переналадка/переоснастка оборудования); Кайдзен (kaizen) - непрерывное совершенствование; Гемба - непрерывное совершенствование и устранение проблем на месте; Пока - Ёка» («защита от ошибок») - метод предотвращения ошибок - специальное устройство или метод, благодаря которому дефекты просто не могут появиться.
21. Основные виды затрат, связанные с формированием и содержанием материальных запасов.
Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно – технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Выделяют также следующие виды материальных запасов:
· переходящие; - остатки ресурсов матер.сред на конец отчетного периода
· подготовительные; - требуют дополнительной подготовки
· неликвидные; - длительно неиспользуемые производственные запасы
· запасы в пути и др. - находящиеся на момент учета в процессе транспортировки
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и с формированием материальных запасов:
· замороженные финансовые средства;
· расходы на содержание специально оборудованных помещений;
· оплата труда специального персонала;
· постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относятся:
· потери от простоя производства;
· потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
· потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.
Модуль 1. «Основы менеджмента» - «Общий менеджмент», «Учёт и анализ (финансовый учёт, управленческий учёт, финансовый анализ)».
Дата: 2019-07-31, просмотров: 213.