Психологическая война может быть рассмотрена как борьба между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником.
В рамках психологической войны выделяют следующие направления:
1. мобилизация и оптимизация моральных и психологических сил нации и вооруженных сил в интересах решения военных задач;
2. защита населения своей страны и ее вооруженных сил от разлагающего информационно-психологического влияния противника (психологическое противодействие; психологическое прикрытие; контрпропаганда; психологическая защита);
3. психологическое воздействие на войска и население противника в целях их дезориентации, деморализации и дезорганизации (психологическая борьба);
4. влияние на взгляды, настроения, поведение дружественных и нейтральных аудиторий (стран, социальных групп, вооруженных формирований) в направлении, благоприятном для достижения победы над противником.
Кратковременные или узконаправленные информационно-психологические акции, осуществляемые как в мирное, так и в военное время, во многих странах мира обозначаются устоявшимся термином психологические операции.
Психологические операции включают в себя психологические действия — это осуществление конкретных мероприятий, как в мирное, так и в военное время, направленных на подрыв потенциального или действительного престижа и влияния противника во враждебных, нейтральных или союзных странах и укрепление своего влияния и престижа.
Основными задачами психологических операций считаются:
· убеждение общественного мнения в правильности, необходимости военного вмешательства;
· воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну;
· поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий, подрыв доверия к руководству страны;
· руководство и содействие диссидентским элементам, взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье;
· воздействие на население дружественных стран;
· содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран;
· подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности;
· проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника, подготовка и доведение до командиров тактического звена, а также групп и лиц, выполняющих задачи в районе боевых действий, соответствующей информации;
· оказание содействия в захвате населенных пунктов противника путем предъявления ультиматума и передачи призывов к капитуляции;
· оказание помощи командованию в осуществлении контроля за враждебно настроенным населением в зоне боевых действий;
· противодействие психологическим операциям противника и подрывным элементам;
· прогнозирование степени психологического воздействия на людей боевых действий.
Как видно, решение перечисленных задач должно обеспечить достижение морально-психологического превосходства своих войск над войсками противника.
Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что они направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника.
Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист в этой области П. Лайнбарджер подчеркивает, что психолог способен сказать каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость. Во-вторых, установив, как настроен противник и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может прогнозировать поведение войск противника в той или иной обстановке. В-третьих, психолог способен дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну о соблюдении чувства меры, о психологически целесообразном структурировании и оформлении информации. В-четвертых, психолог рекомендует наиболее целесообразные средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими событиями.
Психология помогает организаторам психологических операций выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко использовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально-техническое обеспечение и др.); распространять слухи и дезинформацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различии интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно работать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для придания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, «просачиваемости» в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуатации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученным на сегодняшний день являются: эффект первичности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффекты возложения ответственности и др.
Эффект первичности. Специалисты психологических операций исходят из того, что первое сообщение о каком-либо событии оказывает более сильное воздействие, чем последующие. Оно как бы создает своеобразную установку, формирует отношение человека к происходящему. Другая информация, в этом случае, будет воспринята лишь тогда, когда удастся изменить сформировавшуюся позицию человека, что существенно сложнее. Источник информации, первым сообщивший о том или ином факте будет оцениваться как более предпочтительный. Поэтому важным принципом психологической операции является оперативность информирования объектов воздействия о текущих событиях, изменении обстановки и др.
Эффект авторитета. В психологии хорошо известно, что чем авторитетнее источник информации, тем больше сила ее внушающего воздействия на людей. Учитывая это, практики психологических операций стремятся создать для своих источников информационно-психологического воздействия имидж особой осведомленности, объективности и независимости. Это достигается передачей достоверных сведений, хорошо известных, легко проверяемых (например, потери воинских частей, фамилии командиров, названия городов, улиц, номеров домов и др.), привлечением мнений экспертов, свидетелей, документальных данных, использованием самокритики и др.
Эффект «голос пророка». Доказано, что авторитет источника информационно-психологического воздействия существенно возрастает, если он обладает высокими прогностическими свойствами. Поэтому при осуществлении психологических операций западные специалисты конструируют информацию таким образом, что изложенные в ней факты воспринимаются как ранее ими предсказанные. При этом используются закономерности ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости.
Эффект повторения. Основывается на закономерностях запоминания человеком информации. Психологический механизм многократного повторения действует на основе принудительного привлечения внимания, подсознательного восприятия предлагаемой информации, существенного сужения сознания человека в экстремальной обстановке. В боевых условиях человек меньше задумывается над значением отдельных слов и формулировок. Психологами выработаны рекомендации как избежать явной назойливости для недопущения апатии и безразличия при многократном предъявлении информации. Считается, что целесообразно передавать одно и то же сообщение трижды: в кратком изложении, полном и снова в кратком. Затем, при необходимости, эта же информация может быть преподнесена в другой форме (новости, аналитический обзор, интервью, панорама и др.). При этом соблюдается установка на первоочередное воздействие на чувства и состояние людей.
Эффект возложения ответственности. Основывается на том, что человек склонен воспринимать успешное и неуспешное развитие событий в категориях ответственности. При этом он приписывает причины успеха себе самому, а ответственность возлагает на других людей. Поэтому специалисты при воздействии на людей стремятся связать любые трудности и препятствия, неудачи с конкретными объектами (конкретные лица, политические партии, организации, правительственные круги, законодательство, моральные и этические нормы и др.). Как правило, выбирается ограниченное число таких объектов и на них настойчиво направляется ненависть людей.
В ходе психологических операций используется психологическое оружие, под которым понимается совокупность средств, избирательно влияющих на психическую деятельность людей с целью задания ей необходимых характеристик и целенаправленного управления человеческим поведением в интересах успешного решения боевых задач. Такое оружие, по мнению специалистов психологических операций, представляя собой комплекс средств преднамеренного и организованного воздействия на психику и поведение военнослужащих на поле боя, должно обладать следующими свойствами.
Широкое поле деятельности для манипуляций с массовым сознанием предоставила и война во Вьетнаме. Так, в начале 60-х гг. американцы провели операцию под кодовым названием "Фармгейт" ("Ворота фермы") в Южном Вьетнаме с целью противодействия партизанам. США направили туда несколько тысяч советников, чтобы сорвать кампанию партизан НФОЮВ по мобилизации населения на борьбу с сайгонским режимом. В этой широкомасштабной акции активно применялась печатная и устная пропаганда (распространение листовок авиацией и трансляция программ устного вещания), призывавшая крестьян не вступать в ряды партизан.
Начиная с 1965 г., широкомасштабные психологические операции по манипуляции сознанием американцев стал проводить и Вьетконг. Так, его партизанам удалось перехватить часть почтовых отправлений, адресованных американцам из США. Узнав некоторые факты личной жизни американских военнослужащих, они организовали адресную устную пропаганду. Партизанские дикторы зачитывали через громкоговорители отрывки из перехваченных писем, называя имена адресатов. В результате американские солдаты узнавали, что у одних жены изменили им с их лучшими друзьями, а у других невесты уже вышли замуж, но не за них. И все это случилось лишь потому, что они оторваны от дома для несправедливой войны во Вьетнаме. Эти психологические акции оказывали негативное воздействие на морально-психологическое состояние американской армии и повлекли многочисленные случаи дезертирства.
Успех наступления, начавшегося в день праздника Тэт (вьетнамский Новый год по лунному календарю) в феврале 1968 г., тоже в значительной мере был предопределен высокой эффективностью психологических операций Народного фронта освобождения Южного Вьетнама. До начала этого наступления южновьетнамская столица практически не была затронута войной и представляла собой зону отдыха и развлечений для американских военнослужащих. Руководству НФОЮВ удалось ввести в заблуждение американских аналитиков. Они распространяли по радио и через свою агентуру ложные сведения о больших потерях в результате американских бомбардировок, о разрушении значительных участков дорог, по которым осуществлялось снабжение из Северного Вьетнама. Одновременно разведка Фронта добывала детальную информацию о дислокации, вооружении, боеспособности американских подразделений, используя в этих целях разветвленную шпионскую сеть, в том числе многочисленных проституток.
Наступление в день праздника Тэт вскрыло грубейшие просчеты американских разведчиков, которые в январе 1968 г., т.е. всего за месяц до наступления партизан, представили правительству США доклад с выводами о невозможности проведения Вьетконгом широкомасштабного наступления в ближайшее время. Они переоценили потери противника и недооценили ключевую роль, сыгранную знаменитой "тропой Хо Ши Мина". Пентагон был убежден, что этот путь снабжения южновьетнамских партизан практически уничтожен массированными бомбардировками американской авиации. Однако в последующем оказалось, что американские бомбардировки не только не вызвали серьезных разрушений троп в горах и джунглях, бамбуковых мостов, примитивных убежищ, а наоборот расчистили много участков местности, тем самым значительно облегчив строительство новых путей снабжения.
В дальнейшем вьетнамские операции по манипулированию сознанием американцев осуществлялись даже на территории США. Пропаганда велась в основном посредством телевидения и была рассчитана прежде всего на студенчество. Она подорвала моральный дух американской нации и настроила большинство населения против дальнейшего участия войск США в войне на индокитайском полуострове[67].
Ярким примером успешного манипулирования массовым сознанием является программа СОИ (стратегической оборонной инициативы) президента США Р. Рейгана.
В 1993 г. газета "Нью-Йорк Таймс" рассказала о том, как американской администрации ценой больших усилий в 1984 г. удалось запустить "утку", предназначенную для обмана СССР по поводу противоракетной эффективности СОИ. Специалисты Пентагона сфальсифицировали результаты научных испытаний и подтасовали различные данные для того, чтобы заставить СССР поверить в серьезность нависшей над ним угрозы.
Всего один факт в данной связи. После трех безуспешных попыток поразить баллистическую ракету ракетой-перехватчиком ее, а также ракету-цель, снабдили электронными системами взаимного наведения, благодаря которым промахнуться стало практически невозможно. Ракета-цель постоянно передавала сигналы, которые принимал приемник антиракеты, что позволило осуществлять точное наведение ракеты на цель.
Операция была проведена настолько безукоризненно, что ввела в заблуждение не только Кремль, вынужденный начать собственную сверхдорогую программу, но и американский конгресс. Дезориентированные относительно истинных возможностей проекта, конгрессмены проголосовали за выделение на его реализацию значительных финансовых средств.
Кстати говоря, именно непосильные расходы на советский "ответ" СОИ, огромная безвозвратная помощь "дружественным режимам" и напрасная трата гигантских сумм в Афганистане (более 70 миллиардов долларов за 10 лет войны), в сочетании со специально организованным снижением мировых цен на нефть и газ (главный источник доходов СССР) привели к экономическому краху великого государства, которым был когда-то Советский Союз. Так что результаты манипулирования сознанием могут быть самыми ошеломляющими![68]
Проблеме обучения технологии дезинформирования и манипулирования специалистов психологической войны сегодня уделяют пристальное внимание во многих странах. Например, по сообщениям французской печати, на проходивших в мае 1997 г. крупных учениях вооруженных сил Франции "Одакс-97" в полном объеме отрабатывались вопросы информационного противоборства. "Для нас участие в учениях "Одакс-97" было весьма полезным и поучительным, – заявил начальник школы военных пресс-атташе. – Они дали возможность нашим слушателям работать со СМИ в обстановке, приближенной к реальной, совершенствуя свои профессиональные навыки".
Св. план 2017, поз.242
НЕСОЛЕНАЯ Алина Кирилловна
МАНИПУЛЯЦИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ И СМИ
Учебное пособие
Тираж 70 экз.
Москва, Издательский центр Onebook
[1] Таранов П. Приемы влияния на людей. М., 1997. С. 478.
[2] Филатова О.Г. Социология массовой коммункиации. – М.: Гардарики, 2006. С.101
[3] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. С.13.
[4] Цит. По: Белояр А. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов. // www.politike.ru (Дата обращения: 29.08.17)
[5] Цит. по: Магилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. // www.regla.ru (Дата обращения: 29.08.17)
[6] Битянова М. Социальная психология. М., 1994. С.12.
[7] Там же.
[8] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. С. 14.
[9] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С.53.
[10] Там же.
[11] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. С.13-15.
[12] Экман П. «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь». СПбю, 2010. // http://www.e-reading.club/bookreader.php/106192/Ekman_-_Psihologiya_lzhi.html (дата обращения: 16.07.2017)
[13] Новая философская энциклопедия/ Под редакцией В. С. Стёпина. В 4 т-х. М.: Мысль. 2001. // http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 16.07.2017)
[14] Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации – М.: Гардарики, 2006. С.106.
[15] Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980. С. 102.
[16] Московичи С. Век толп. М.,1996. С.189.
[17] Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации – М.: Гардарики, 2006. С.106.
[18] Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.:Речь, 2003. С.50-52.
[19] Антонова Н.В. Психология массовых коммуникаций. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С.127-129.
[20] Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия.// www.philosophy.ru (Дата доступа:06.09.2017)
[21] Келасьев О.В., Казаков С.В., Лейс А.Ю. Специфика коммуникации власти и населения в контексте массового публичного протеста // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т.9. №1 (34) С.103-122.
[22] Белояр А. Манипуляции общественным мнением // Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов // www.politike.ru (Дата обращения: 29.08.17)
[23] Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе. М.: Дашков и К, 2007.
[24] Антонова Н.В. Психология массовых коммуникаций – М.: Издательство Юрайт, 2014. С.132-137.
[25] Там же.
[26] Козырев Г.И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ): дис. … д-ра социол. наук. М., 2008.
[27] Подробнее об этом см.: Козырев Г.И. «Жертва» в структуре социально-политического конфликта: монография. М.: Экслибрис-Пресс, 2008. С. 87-89.
[28] Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. Chicago.1971. P. 84-99.
[29] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С.101.
[30] Там же. С.103.
[31] Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С.646-647.
[32] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 102.
[33] Почепцов Г.Г. Психологические войны. 4-е изд. М.,2008. С.362-363.
[34] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2007. С.98-99.
[35] Там же. С.184.
[36] Козырев Г.И. Социология общественного мнения – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. С. 185-187.
[37] Цепляев В. Косово раскололо мир // Аргументы и факты. 2008. № 9. С.2; Сычева В. Косоворот истории // Итоги. 2008. № 9. 25 февраля. С.40-42.
[38] Козырев Г.И. Социология общественного мнения – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. С. 188-190.
[39] См., например: Зимин Н. Сопротивление материалов // Итоги. 2007.№38. С.42-46.
[40] Ольшанский Д.В. Психология террора. М.: Академический проект; Екатеринбург: деловая книга, 2002. С.68-69.
[41] Стуруа М. Кто звонит по 9/11 // Московский комсомолец. 2007. 11 сент. С.4.
[42] Козырев Г.И. Социология общественного мнения – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. С. 129-138.
[43] Гудков Л. Идеология врага / Негативная идентичность. М.,2004. С.562.
[44] Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. С.45.
[45] Зиммель Г. Человек как враг // Социологический журнал. 1994. №2.
[46] «Левада-центр»: главный враг России – Грузия // www.slon.ru (дата доступа: 18.02.2014)
[47] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.2007. С.141-142.
[48] Lehman J. G. An Introduction to the Overton Window of Political Possibility [April 8, 2010]// http://www.mackinac.org/overtonwindow (дата обращения: 13.07.2017)
[49] Вуйма А.О. О черном PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. С.156-157.
[50] Боброва И.И., Зимин В.А. Черный PR? Белый GR! Цветной IR. Менеджмент информационной культуры. М.: Вершина, 2006. С.34-35.
[51] Боброва И.И., Зимин В.А. Черный PR? Белый GR! Цветной IR. Менеджмент информационной культуры. М.: Вершина, 2006. С.34-35.
[52] См.: Шварценберг Р.Ж. Политическая социология : В 3-х ч. М., 1993. Ч.1. С.174.
[53] Pey L. Political Communication // The Blackwell Encyclopedia of Political Institutions. Oxford; N.Y., 1987. P.442.
[54] Деннис Э., Меррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997. С.13.
[55] Солодухин Ю.Н. Российские средства массовой информации: являются ли они «четвертой властью»? М., 1995. С.34.
[56] Дэннис Э., Меррилл Д. Указ. соч. С.149.
[57] Магилевская Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // REGLA. 2006. №15. С.23-28.
[58] Салемгареева Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: дис. … канд. филол. наук. М., 2007.
[59] Глазкова С.А. Современные политтехнологи в организации политической кампании и критические оценки эффективности. М., 2005. С.137.
[60] Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. – М.: Гардарики, 2006. С.111
[61] Козырев Г.И.Социология общественного мнения. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. С. 156.
[62] Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2002. С.278
[63] Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Изд-во Питер, 2002. С.157-168.
[64] Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. – С. 223-259.
[65] Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. – С. 223-259.
[66] Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003. – С. 223-259.
[67] Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999 // http://www.evartist.narod.ru (Дата обращения: 23.09.17)
[68] Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999 // http://www.evartist.narod.ru (Дата обращения: 23.09.17)
Дата: 2019-07-31, просмотров: 219.