Манипуляция как основной элемент информационного оружия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационное оружие – алгоритм, позволяющий осуществлять целенаправленное управление одной информационной системой в интересах другой, реализующий процесс управления данной системой через поступающие или обрабатываемые этой системой данные.

Информационное оружие включает в себя специальные средства, технологии и информацию, позволяющие осуществить силовое воздействие на информационное пространство общества и привести к значительному ущербу политическим, оборонным, экономическим и другим жизненно важным интересам государства. Информационное оружие в широком смысле традиционно определяется как средства, предназначенные для широкомасштабного воздействия на информационные системы конфликтующих сторон (противника); внесения в компьютерные сети систем оружия, управления, телекоммуникации и связи соответствующих элементов, искажающих информацию, и соответствующее разведывательно-диверсионное программное обеспечение; управление поведением людей путем воздействия на сознание, в том числе – через средства массовой информации и пропаганды.

Информационное оружие, применяемое в психологических операциях, воздействует на структуру рассуждений человека. В результате у человека образуется новая модель (картина) мира, выгодная для манипулятора. Информационное оружие использует идею трансформации коммуникативной среды, окружающей объект, для того, чтобы перепрограммировать его поведение. В качестве информационного оружия в этом аспекте возможно использование следующих типов информации:

· введение новой, неизвестной объекту воздействия информации;

· введение искаженной информации;

· введение новых правил обработки информации (с помощью введения сомнения по отношению к правильности старых правил).

Информационное оружие для информационной войны против социальных систем представляет собой средства, предназначенные для оказания информационно-психологического воздействия на отдельных людей и социальные системы через индивидуальное и массовое сознание и психику людей по каналам распространения информации.

Информационное оружие не разрушает информационное пространство, а опирается на него. Информационное оружие трансформирует информационное пространство под себя, поскольку по своему характеру информационное оружие является средством интенсивной генерации новых сегментов информационного пространства. Информационное оружие должно учитывать особенности конкретного информационного пространства. По этой причине в стандарты психологических операций всегда входит определение точек уязвимости, на которые и будет в дальнейшем направлена коммуникация. Информационное оружие соответствует нормам данного информационного пространства, чем достигается незаметность его применения.

Воздействие информационного оружия сводится к видоизменению или прекращению функционирования информационной системы в поражаемом объекте. Превосходство использования различных средств из арсенала информационного оружия по сравнению с традиционными вооружениями заключается в возможности широкого маневра в выборе вида и масштаба ущерба, наносимого информационной подсистеме объекта поражения. При этом факт нанесения и характер ущерба могут быть, на определенном отрезке времени, неизвестны стороне, подвергшейся нападению.

Характерные особенности информационного оружия:

· управляемость, обеспечивающая осуществление заданного информационного               воздействия на объект поражения в установленное время и в заданных       масштабах;

· скрытность, существенно затрудняющая определение момента начала информационного воздействия и источник этого воздействия;

· универсальность, обеспечивающая возможность поражения объектов в      широком диапазоне;

· относительно невысокая стоимость создания, высокая эффективность применения (соотношение "эффективность/стоимость" достигает десятков      тысяч процентов);

· доступность, обеспечивающая его сравнительно легкое распространение и высокую сложность контроля над этим процессом.

В качестве критерия выделения типов информационного оружия выступают объекты и способы поражения этим оружием.

По объектам поражения информационное оружие может разделяться на следующие категории:

· средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления               индивидуальным сознанием граждан;

· средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления               массовым сознанием граждан;

· средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления               социально-политическими системами, в том числе – системой государственной   власти и управления;

· средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления               социально-политическими процессами;

· средства, способы, методы и технологии воздействия на информационную               инфраструктуру;

· средства, способы, методы и технологии тайного манипулятивного управления               информационными и психологическими ресурсами, включающего в себя:

§ управление системой ценностей общества;

§ управление психологической толерантностью системы ценностей (устойчивостью системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

§ управление индивидуальным и массовым сознанием граждан;

§ управление психологической толерантностью сознания граждан (устойчивостью сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

§ управление состоянием психического здоровья граждан;

§ управление толерантностью психического здоровья граждан (устойчивостью психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Разделение информационного оружия по способам поражения объектов информационно-психологического противоборства позволяет говорить о четырех основных типах информационного оружия:

1. информационные средства, методы и способы воздействия на психику      человека с целью модификации его сознания и поведения в нужном для      воздействующей стороны направлении;

2. средства, методы, способы и технологии дезинформирования системам      принятия решений;

3. средства, методы и способы радиоэлектронной борьбы (РЭБ);

4. средства, методы и способы воздействия на программно-техническое обеспечение АИС, ИТКС, АСУ[66].

Более подробно мы остановимся на рассмотрении первых двух типов данной классификации, т.к. они имеют непосредственное отношение к объекту рассмотрения данного учебного пособия.

Первый тип информационного оружия объединяет в себе средства, методы и способы воздействия на сознание (подсознание), волю и чувства человека (группы или массы людей), основанные на целенаправленной передаче ему (ей) информации в визуальном, текстовом или звуковом виде (реже осязательном, вкусовом, обонятельном). Основными современными средствами информационно-психологического воздействия являются: электронные и печатные СМИ, иные печатные и наглядно-демонстрационные средства, средства связи, аудио-, видео- и кинопродукция, компьютерные игры, международные компьютерные сети. В арсенал этих средств включаются мобильные радиовещательные и телевизионные центры, пропагандистские передвижные громкоговорители, плакаты, листовки, слухи. Последние особенно эффективны в информационно изолированных пространствах, при дефиците иных источников информации.

Американские специалисты выделяют в качестве наиболее важных объектов воздействия этого типа информационного оружия волю нации другого государства, его военно-политическое руководство, личный состав вооруженных сил, национальную культуру. При этом пристальное внимание уделяется возможности лидера одной нации с помощью технологий прямого вещания на население (спутникового телевещания, радиовещания, использования сети Internet, использования подвижных систем связи) против воли руководства других зарубежных стран напрямую обратиться к населению этих государств.

К данному типу информационного оружия относятся следующие.

1. Информационные методы и способы скрытного воздействия на сознание человека: методы воздействия на подсознание человека после введения его в измененное состояние сознания; психокорректирующие компьютерные игры, суггестологические (оказывающие неосознанное внушение) вставки в программные продукты, аудио-, кино- и видеозаписи; методы нейролингвистического и символьного программирования, паранормальные методы (например, экстрасенсорное воздействие вербальными и иными информационными способами).

2. Технологии и способы манипулятивного воздействия на индивидуальное и массовое сознание на психическом, рефлексивном уровне, включающие: внушение (доведения информации, рассчитанное на ее некритическое восприятие, без включения логики и разума), технологии манипулятивного управления, методы рефлексивного управления, принуждение (доведение информации, связанной с возбуждением чувства страха у человека), Эти методы наиболее часто реализуются через СМИ с целью создания определенных настроений в обществе, привития определенных нравственных ориентиров.

3. Информационные средства, воздействующие на уровень рассудочного мышления. Классическим способом этого воздействия является дезинформация.

Выбор наиболее эффективных средств, методов и способов информационно-психологического воздействия на военно-политическое руководство, личный состав ВС, население противоположной стороны ставит перед службами информационно-психологических операций воздействующего государства следующие задачи:

· изучение психологических характеристик населения и руководства страны-            объекта воздействия, этнических, культурных, социальных и политических            особенностей восприятия информации;

· изучение национальных СМИ, национального сегмента Internet как                                      возможных каналов доставки сведений;

· изучение журналистов и других лиц в качестве потенциальных средств                   доставки информации;

· мониторинг социально-политической обстановки в стране;

· отслеживание реакции населения на то или иное информационное                            воздействие.

Второй тип информационного оружия объединяет в себе средства, методы и способы дезинформирования индивидуальных и групповых систем принятия решения с целью выбора ими решений, выгодных дезинформирующей стороне. Основными методами дезинформирования субъектов принятия решений являются навязывание, искажение, блокирование информации, отвлечение на другую информацию. Основными средствами дезинформирования являются СМИ, средства связи и пр. В настоящее время число этих средств расширилось за счет средств нелегальной модификации информации в компьютерных системах, на основе которой субъект принимает решение.

Выбор наиболее эффективных средств, методов и способов дезинформирования субъектов принятия решений ставит перед разведывательными структурами следующие задачи:

· добывание сведений об источниках информирования этих субъектов, их                 предпочтениях в отношении конкретных СМИ, теле- и радиопрограмм,                   поисковых средств и сайтов в Internet и т.п.;

· выявление круга лиц, являющихся авторитетными источниками                                информации для субъектов принятия решений;

· изучение иных каналов продвижения дезинформационных материалов                    (выставки, подарки в виде печатных изданий, видео-, аудиопродукции,                   компьютерных дисков и др.);

· изучение психологических особенностей восприятия информации                            субъектами принятия решений; изучение степени их осведомленности по                     той или иной проблеме;

·  отслеживание реакции субъектов принятия решений на                                             дезинформационное воздействие.

Таким образом, мы видим, что манипуляция информацией и политическая манипуляция является неотъемлемой частью ведения информационной войны в современных условиях.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 224.