Манипуляции массовым сознанием в ходе избирательных компаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из компонентов политической системы общества является избирательная система. Избирательная система – один из важнейших институтов конституционного права и демократического режима, позволяющий формировать с помощью выборов органы государственной власти и местного самоуправления. Эта система помогает законодательно закрепить результаты выборов и в соответствии с установленными правилами распределить депутатские мандаты.

Современный избирательный процесс теснейшим образом связан с массовыми коммуникациями и, как следствие, манипулятивными воздействиями.

Избирательный процесс образно можно представить в виде политического поля на котором противопоставлены друг другу политические партии, общественно-политические объединения и кандидаты. Эффективность конкурентов в политической борьбе определяется наличием политического опыта, личными качествами кандидатов и многими другими факторами[59]. Каналы коммуникации кандидатов и партий – это личный контакт, который может быть представлен межличностным взаимодействием, например, личный прием граждан, взаимодействием между личностью и группой, а также рекламой и СМИ.

Для продвижения кандидатов и партий используются следующие ресурсы:

1. Инфраресурсы (предварительные ресурсы до начала выборной борьбы: связи в истеблишменте, поддержка финансовых и промышленных групп, известных интеллектуалов).

2. Интеллектуальные ресурсы, ораторские данные кандидата (политическое чутье).

3. Утилитарные средства (материальные блага, социальные поощрения).

4. Принудительные ресурсы (силовые ресурсы и возможности, которыми располагает политик).

5. Нормативные ресурсы (исключительно правовые средства, которыми может располагать политик).

Средства массовой информации попадают в политическое поле, где в ходе борьбы за влияние (власть) рождается политическая продукция: события, проблемы, анализы, комментарии, концепции, адресованные гражданам.

Многие приемы манипулятивного воздействия отработаны в практике электоральных кампаний. К ним, в частности, относятся:

1. Ограниченное совпадение точек зрения, заключающееся в том, что точка зрения, которую полностью поддерживает общественное мнение, не подвергается прямой атаке, она обрабатывается исподволь и постепенно «конвертируется» в приемлемую для политтехнолога.

2. Отвлечение или «копченая селедка» (red herring) Происхождение этого термина объясняется тем, что запах копченой селедки сбивает собаку-ищейку со следа. Применяется данный прием для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но неугодной управляющим информации с помощью другой информации, поданной в максимально сенсационной форме. Создается отвлекающая эмоциональная доминанта.

3. Создание фактов – соединение действительных происходивших правдоподобных, действительных происходивших неправдоподобных и выдуманных правдоподобных фактов. Как только сомнения аудитории по поводу фактов второй категории будут развенчаны, она без колебаний поверит фактам третьей категории. Кроме того, следует иметь в виду, что факты можно создавать и в самом прямом смысле.

4. Исторические аналогии – прием, который хорош, «во-первых, интеллектуальностью (пропагандист льстит эрудированности аудитории: "Ведь вы помните..."), а во-вторых, тем, что в истории можно откопать почти любой необходимый пример. Метод исторических аналогий, к тому же, в немалой степени помогает в конструировании метафор, программирующих объект воздействия».

5. «Забрасывание грязью» - грубый политический прием, используемый в политической борьбе и предполагающий использование жестко негативных этических оценок предмета разговора.

6. Семантическое манипулирование, который заключается в отборе слов, вызывающих четкие позитивные или негативные ассоциации и таким образом организующих восприятие информации: разведчик – шпион, борцы за независимость – боевики, войска – вооруженные бандформирования.

7. «Новость шепотом» отличается эффективной подачей информации, которая обладает сомнительной достоверностью.

8. Дезинформация используется, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения. Когда станет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута. Утечки информации, якобы полученной из надежных, но «анонимных источников», организуются чаще для того, чтобы провести зондаж общественного мнения по тому или иному вопросу. В случае негативной реакции общественное мнение подвергается дополнительной обработке, чтобы подготовить его к определенной политической акции. Если реакция крайне негативна, всегда есть возможность «опровергнуть» сенсационную информацию, объявив ее «досужими выдумками журналистов».

Средства массовой информации должны быть готовы к тому, что подвергнутые критике кандидаты или избирательные блоки:

· потребуют немедленного опровержения;

· на СМИ или конкретного журналиста будет возложена персональная ответственность за распространение ложных обвинений;

· для опровержения опубликованных или распространенных другим путем сведений будут привлечены люди и организации, пользующиеся доверием населения;

· подадут иск в суд;

· обвинят орган СМИ или журналиста в очернительстве, поставят под сомнение его честность и порядочность.

       Таким образом, манипулятивные технологии – это «постоянный спутник» избирательного процесса, позволяющий через влияние на сознание избирателей добиваться необходимых результатов на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.



Дата: 2019-07-31, просмотров: 233.