Массовые коммуникации являются неотъемлемой составной частью политики. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество.
Многие политологи в наши дни активно исследуют проблему коммуникации и информации, необходимых для функционирования политической системы и представляющих ее очень важный, динамичный элемент – информационно-коммуникативную подсистему.
Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики. Ее роль в политической жизни общества сопоставима, по образному выражению французского политолога Ж.М. Коттрэ, со значением кровообращения для организма человека. Немецкий социолог К. Дойч назвал политическую коммуникацию «нервной системой государственного управления», считая политические сообщения фактором, обусловливающим политическое поведение. Политическая коммуникация представляет собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующую политическую деятельность и придающую ей новое значение.
Одно из наиболее полных толкований сущности политической коммуникации было предложено Р.Ж. Шварценбергом. Он определил это понятие как процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, между политической системой и социальной системой, между индивидами и группами на всех уровнях[52].
Профессор Массачусетского технологического института Л. Пай подчеркивал, что «политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации»[53].
Исходя из приведенных суждений, можно утверждать, что сущностной стороной политико-коммуникационных процессов является передача, перемещение, оборот политической информации – тех сведений, которыми в процессе конкретной общественно-практической деятельности по поводу завоевания, удержания или осуществления власти с целью реализации своих коренных интересов обмениваются (собирают, хранят, перерабатывают, распространяют и используют) политические акторы – индивиды, общности, институты. Политическая информация представляет собой совокупность знаний, сообщений о явлениях, фактах и событиях политической сферы общества. С ее помощью передается политический опыт, координируются усилия людей, происходят их политическая социализация и адаптация, структурируется политическая жизнь.
Органическая взаимообусловленность отношений власти и общества деятельностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием этих субъектов. Строго говоря, информационная деятельность СМИ может не только предотвращать развитие конфликтов, делая доступной для общества определенную информацию. Одновременно, будучи и главным «подогревателем» общественного мнения, стимулирующим его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ могут и спровоцировать массовый протест или политический скандал, чреватые кризисом в отношениях власти и общества. В этом смысле английский публицист Дж. Рит считает, что опубликование острого и даже сенсационного материала не может быть главной целью политической журналистики. Важнейшей целью, ориентирующей ее активность, должно служить такое воздействие на аудиторию, которое побуждало бы рост ее политической компетенции, направленный в свою очередь на поддержание сбалансированности и равновесия отношений между государством и обществом.
Благодаря своим коммуникативным свойствам СМИ существенно изменили не только стиль, но и процедуры формирования государственных органов, отбора правящей элиты, проведения основных политических кампаний в государстве. Например, на выборах люди зачастую ориентируются не на программы кандидатов и их партийную принадлежность, а на то, что и как расскажет и покажет телевидение об их жизни и деятельности, какие сведения, характеризующие этих людей, опубликуют газеты.
В последние полтора-два десятилетия довольно четко выявились и новые политические последствия действий СМИ на информационном рынке. Так, пытаясь вызвать как можно более широкое внимание читателей (слушателей, зрителей) к распространяемым ими сведениям, они постоянно используют приемы, направленные на привлечение и развлечение людей. Ориентируясь, таким образом, на массовое внимание, СМИ убирают одни якобы «скучные» факты и придают сенсационный характер другим, стремятся сделать свои материалы оригинальными. В таком оформлении сообщения о политических процессах неизбежно приобретают характер развлечения, а сама политика преобразуется в некое шоу, театрализованное представление, карнавал. Конфликты в поле власти предстают в глазах обывателя не как групповая борьба, связанная с определенными структурами и доктринами, полная явных и скрытых намерений, с жесткой конкуренцией, а как жизненная драма или спортивное состязание, наполненные эпизодами из биографий своих героев, их моральными переживаниями, внешними атрибутами жизни и т.п. Вольно или невольно при таком характере информирования о политических процессах вымывается социальный смысл действий институтов власти и публичных политиков, а политика приобретает неполитическую форму функционирования.
Влияют ли СМИ на массовое политическое сознание или нет – так вопрос уже давно не ставится. Другое дело, когда речь заходит о механизме или степени этого влияния. В таких случаях современные оценки влияния СМИ на политическое сознание и поведение людей весьма неоднозначны и даже противоречивы. Хотя среди многих различных точек зрения можно выделить две основные.
С одной стороны, довольно распространено представление о том, что политическое сознание и поведение людей существенно зависят от информационного поля, создаваемого СМИ. В этой связи уместно привести слова Э. Денниса, полагающего, что «СМИ "формируют" наше мышление, "воздействуют" на наши мнения и установки, "подталкивают" нас к определенным видам поведения, например к голосованию за определенного кандидата»[54]. Другие авторы считают, что влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. При этом некоторые констатируют, что и общественного мнения как некоего усредненного мнения всего народа (или его части) не существует. «Пресса самым непосредственным образом участвует как в производстве, так и в распространении мнений, то есть она не выражает, а создает общественное мнение, она не отражает представления людей о мире, а формирует сами эти представления, а значит, и их видение мира... Производство артефакта, называемого общественным мнением, весьма важная "властная" функция СМИ»[55].
Вместе с тем далеко не все исследователи уверены в таком могуществе СМИ. Деннису оппонирует даже его соавтор Д. Меррилл: «Возможно, средства массовой информации и обладают силой фокусировать наше внимание на определенных вещах, но это не та власть, которая заставляет действовать»[56]. Он же далее приходит к следующей довольно умеренной оценке: «Влияние СМИ состоит скорее в том, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься, а не в том, чтобы говорить ему, что следует думать...» Иными словами, власть СМИ во многом состоит в определении в каждый конкретный момент соответствующей «повестки дня». В своих аргументах противники мнения о всевластии СМИ часто опираются на многочисленные эмпирические исследования (проведенные в основном в США и начатые еще П. Лазарсфельдом в 1940-х гг.), которые не подтвердили серьезного влияния СМИ на формирование политического сознания и политическое поведение населения.
Сегодня между представленными полярными точками зрения существует довольно много компромиссных подходов, не отрицающих в целом серьезного влияния СМИ на политическое сознание и поведение населения, но указывающих на важные ограничения могущества СМИ.
Следует отметить, что воздействие СМИ существенным образом зависит от восприятия индивидом основного субъекта этого воздействия (журналиста, владельца СМИ, органа власти и т.д.), а также от осознания, в чьих интересах (массовой аудитории, элитных групп, самого СМИ) это воздействие осуществляется. Дело в том, что восприятие СМИ в большей мере как органа социального управления, чем как средства выражения общественного мнения и социальной активности, может не только не повышать авторитет СМИ и их сообщений со стороны населения, но, наоборот, снижать его. Таким образом, естественно предположить существование еще одной модели влияния сообщений СМИ на политическое сознание - «обратного» влияния. Любопытные данные в подтверждение этой модели приводит журнал «Среда», основываясь на результатах исследований Европейского института СМИ.
Исследования проводились на материале российских парламентских выборов 1993 и 1995 гг. и президентских выборов 1996 г., а также некоторых региональных выборов в России и парламентских выборов в Украине. В результате был сделан вывод о существовании устойчивой взаимосвязи между частотой появления на телевидении прямой или скрытой политической рекламы и результатами выборов: чем чаще партия или отдельный политик «рекламировались» по телевидению, тем меньше голосов они получали на выборах.
Различные взгляды по вопросам влияния на политическое сознание предопределяют и отношение к населению как потребителю политической информации. Либо граждан воспринимают как объект манипулирования, и тогда к ним можно прилагать какие угодно дефиниции - «толпа», «масса» и т.п., либо людей рассматривают как полноправных субъектов коммуникационного взаимодействия, подразумевая, что влияние СМИ на личность во многом зависит от того, какую роль в информационном процессе играет сама личность и как она к этому процессу относится. К сожалению, многие политические технологии, применяемые сегодня в России, базируются именно на первом подходе.
Наиболее откровенно СМИ проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом – как катастрофу.
Широко используется в предвыборной кампании механизм формирования имиджа политика. СМИ позволяют воспроизвести в сознании образ, который кардинально отличается от реальной личности. Важно не то, что предлагает кандидат, а то, что воспринимает аудитория, которая реагирует на образ, а не на человека. Следовательно, имидж — это манипулятивный, специально создаваемый психический образ. Западными имиджмейкерами широко используется технология создания имиджа, разработанная Лазарсфельдом. Она заключается в том, что в определенный момент по всем СМИ запускается проблемная тема, например экологическое состояние региона. Впоследствии появляется конкретный кандидат с серьезными и взвешенными заявлениями, а конкуренты оказываются неготовыми к обсуждению данной тематики. В частности, эта технология была применена в США во время предвыборного марафона Рейган – Картер в 1980 г. Внешняя политика Дж. Картера устраивала практически всех. По данным Института Гэллапа, рейтинг соперников отличался на 1,5-2%. Когда группа американских дипломатов оказалась в заложниках в Иране, Рейган выступил с резкой критикой внешнеполитического курса администрации. Рейтинг Рейгана заметно вырос.
Становится очевидным, что любой политик в процессе избирательных кампаний и связанного с ними политического противоборства стремиться организовать конструктивное взаимодействие со СМИ, чтобы сформировать определенный имидж и эффективно воздействовать на массовое сознание. Только овладев всеми навыками межличностного общения, создав благоприятный образ среди избирателей и правильно использовав средства психологического воздействия для привлечения на свою сторону части электората, кандидат может рассчитывать на благоприятный исход предвыборной кампании, Во время проведения избирательной кампании прибегают к таким манипуляциям, как:
Кроме того, различными видами СМИ (телевидением, радио, прессой) с целью воздействия на массовое сознание и формирования определенного общественного мнения используются свои специфические манипулятивные техники.
В наше время телевидение стало основным источником развлечений для самой широкой аудитории. С этим связаны особенности подачи политической информации. Невооруженным глазом видно, что сегодня освещение политических кампаний строится по канонам шоу-бизнеса, перипетии политической борьбы подаются в формате спортивных зрелищ. В центре внимания телеканалов – не столько актуальные политические проблемы, сколько показатели рейтингов, подсчет голосов, повышение или падение популярности, громкие скандалы.
Журналисты нередко прибегают к особым техническим приемам и психологическим уловкам. Например, в 1960 г. на пост президента СЩА баллотировались Р. Никсон и Р. Кеннеди. Телевизионная команда, которая вела передачу, была настроена против Никсона. В студии установили чрезвычайно яркий свет. Лицо Никсона постоянно показывали крупным планом. У него была тонкая кожа, и при ярком свете он казался небритым, что расценивалось как неуважение к избирателям. Софиты поставили очень близко, и через несколько минут по лицу Никсона покатились росинки пота, которые он спешно вытирал платком. На него были нацелены семь телекамер, но его не предупредили, в какую из них надо смотреть, и он смотрел то в одну, то в другую. На экране же получалось, что глаза Никсона «бегают». Все это производило впечатление, что у него нечиста совесть. В итоге симпатии телезрители безоговорочно были отданы Кеннеди.
Психологи установили, что фронтальная съемка на уровне глаз вызывает симпатию у телезрителей, создает впечатление спокойствия и непринужденности участника теледебатов. Показ человека сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») способна вызывать антипатию, создать впечатление слабости.
Посредством «картинки» можно усилить или ослабить впечатление от выступления (например, эффектом аплодирующей публики). Можно дать общий план аудитории, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лила. Например, при выступлении одного политика показываются только заинтересованные лица, «благоговейно внимающие» говорящему, а когда слово берет другой, оператор дает противоположную выборку – на экране возникают скучающие лица. Если политика хотят показать с отрицательным оттенком, оператор несколько дольше фиксирует несимпатичные для зрителя особенности его мимики и жестикуляции: закинутая нога за ногу, бегающий взгляд и т.п.
Помимо технических приемов существует множество психологических уловок, позволяющих журналистам манипулировать политиком или его высказываниями. В этом отношении значимы следующие факторы:
Если передача идет в записи, то такой вариант выступления перед аудиторией для политика даже более удобен, нежели прямой эфир, поскольку нет постоянного давления, человек более расслаблен. Однако есть опасность, что журналист ненароком вмонтирует в запись свои комментарии, на которые политик уже не сможет среагировать. А если к тому же интервью дается отдельными кусками вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными ходами, то политик оказывается полностью во власти телевидения;
Многие ток-шоу на телевидении для достижения зрелищности и эмоционализации аудитории прибегают к отработанным приемам[57]. Если человеку при обсуждении какой-либо темы не дают времени на знакомство с необходимыми документами, условиями, позволяющими осмыслить ситуацию, то победа в их обсуждении будет за манипулятором.
Для создания «белого шума», где главное сплетается с многочисленными деталями, трудно отделить одно от другого, организуется перепалка, где растет накал страстей, при котором возможны агрессивные выпады со стороны участников дискуссии. Это может быть выгодно третьей стороне. Когда обсуждение дойдет до желаемого участниками варианта, его резко останавливают, например объявлением рекламной паузы. Обсуждение продолжается уже с новой точки или принятого решения.
Слова ведущего могут быть направлены на срыв выступления, демонстрацию чуждой точки зрения или навязывания дискуссии. Собеседника постоянно перебивают, блокируют разговор (в телешоу можно услышать: «С Вами невыносимо разговаривать, потому что Вы не даете ясных ответов на вопросы» или «...потому что Вы просто не даете сказать и слова»). Человек начинает оправдываться, говорить в повышенном тоне, выкрикивать, т.е. вести себя неадекватно и слишком эмоционально, и его доводы не принимаются во внимание. Участника расстраивают негативной информацией о нем или выводят из себя оскорблением, рассчитывая, что после этого он перестанет владеть собой, неуверенно себя поведет, станет раздражительным и наверняка допустит ряд ошибок. Напротив, если используется такой метод психологического давления, как полное игнорирование объекта манипулирования, последний чувствует свою ущербность и никчемность.
Нередко из высказывания оппонента выдергиваются отдельные фразы и преподносятся иначе, тем самым идея приобретает совершенно противоположное значение.
В дискуссии человека отвлекают от принципиальных вопросов, он втягивается в никчемный бессистемный спор, где затушевывается ключевой вопрос («отход от темы» или резкая ее смена – отвлечение внимания).
На телевидении участникам обсуждений не дают опомниться, сражают их скоростью речи, сменой мыслей, не дав опомниться, подводят к одному единственному, жесткому выводу.
В качестве примера, приведем фрагмент текста Михаила Леонтьева (телепередача «Однако»): «Однако, здравствуйте. Британская печать заходится в истерике по поводу убийства агентами Кремля русского шпиона-перебежчика. Для начала — не был Литвиненко никогда никаким шпионом. Бывший подполковник попал в аппарат КГБ СССР из караульной службы во время перестроечного бардака и, как минимум, года с 1994-го находится на содержании бывшего олигарха Бориса Березовского».
По словам Л. С. Салемгареевой, «начальная реплика ведущего "однако" используется в виде «якоря» - распространенный прием НЛП, направленный на двустороннее взаимодействие субъектов подачи и восприятия информации – в данном случае ведущего программы и зрительской аудитории, а также для максимальной концентрации внимания. Использование словосочетания "заходится в истерике" также является проявлением приема установления ассоциативных связей (якорей) с применением методики утаивания информации (в виде однобокой ее подачи – реципиент не ставится в известность о реакции российских и любых других СМИ). Следующая фраза ведущего - "Для начала..." – построена по принципу НЛП, который называют принципом правильной формулировки результата. Эта фраза психологически рождает в реципиентах иное денотативное восприятие — а именно «исходные данные». В соответствии с приемом НЛП (резюмирующая пресуппозиция) ведущий программы, используя исключительно утвердительные бескомпромиссные слова, формулирует конечную цель посыла — Литвиненко никогда не был шпионом. Таким образом, ведущий сообщает телезрителям исходные данные, на основании которых должно строиться их суждение о ситуации»[58]. Скрытые посылы, искажение и утаивание информации характерны и для следующего предложения. Читателя подталкивают к выводу, что Литвиненко - человек Березовского. В целях убеждения реципиентов используется «подстройка», способствующая формированию отношения к Березовскому.
Газеты и журналы также имеют свой арсенал манипулятивных приемов. Прежде всего, читатель обращает внимание на фотографии, особенно если перед ним цветной журнал. Подобрать невыигрышное для того или иного политика фото ничего не стоит.
Важны также заголовки. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом, привлекает внимание читателя. Поскольку газеты покупаются, как правило, в спешке, на ходу, то покупатель ориентируется, прежде всего, на заголовки, не вчитываясь в содержание, которое обычно гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку.
Радио как способ прямого обращения к слушателю является одним из наиболее удобных средств манипулирования информацией. Особенность радиотрансляции состоит в том, что реципиент не имеет возможности видеть коммуникатора и вынужден воспринимать получаемую информацию на слух. Это, в свою очередь, создает иллюзию камерности, или адресности, восприятия, т.е. у слушателя возникает ощущение, что обращаются лично к нему. Естественно, что доверие к такому источнику информации повышается, и человек невольно становится рабом манипулятивной технологии. Довольно часто в литературе приводится классический пример с радиопостановкой романа Г. Узллса «Война миров», которую американские слушатели приняли за рассказ о реальных событиях, что вызвало довольно сильную панику.
Все перечисленные приемы, осуществляемые профессионалами, адресованы пограничным зонам восприятия, способствуют повышению либо понижению порога восприятия сенсорных стимулов и, в конечном счете, управлению процессом актуализации социально-политических установок «участия» в выборах и «голосования ЗА» кандидата. Следствием может стать манипуляция результатами голосования на уровне политической активности избирателей.
Манипулирование как способ социального управления, требующий большей гибкости в политике, имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, необходимых для подкупа или успокоения многочисленных политических противников. Очевидно, что СМИ являются основным инструментом политического манипулирования, поскольку обладают богатыми и фактически неограниченными ресурсными возможностями воздействия на массовое сознание.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 259.