Суть манипулирования общественным мнением заключается в создании и внедрении в общественное сознание искаженных или ложных образов социальной реальности. Для этого используются различные технологии конструирования реальности. Описание манипулятивной технологии конструирования «жертвы» предложено Г.И. Козвыревым[26].
Предложенная технология строится вокруг понятия жертва. Автор предлагает разграничивать понимание «реальной жертвы конфликта» и « образа жертвы». Реальная жертва конфликта — это люди, пострадавшие в результате конфликтного взаимодействия сторон, которые не принимали непосредственного участия в конфликте, не представляли реальной угрозы конфликтующим и признанные в качестве жертв «значимыми другими».
Реальная жертва конфликта (если она имела место) и ее образ могут в значительной степени расходиться по своим качественным и количественным характеристикам. В философском понимании образ — это идеальное отражение предметов и явлений материального мира в сознании человека. В психологии образ — это субъективная картина мира или его фрагментов. В социологии образ – это обобщенное, социально сконструированное отражение реальных характеристик предметов и явлений. В дальнейшем под словом «образ» мы будем понимать целенаправленно сконструированное отражение реальных и мнимых характеристик «жертвы».
Начало конструирования «жертвы» может предшествовать возникновению конфликтной ситуации и конфликта, может инициироваться в ходе развития конфликта, а может иметь место в постконфликтный период. Основной причиной конструирования образа жертвы, автор определяет как стремление субъекта, конструирующего определенный тип «жертвы», путем воздействия на общественное сознание создать выгодную для себя конфликтную ситуацию для достижения поставленных целей. При этом конструируемый тип «жертвы» должен, прежде всего, отвечать стратегическим и тактическим целям и задачам той или иной противоборствующей (противостоящей) стороны в определенный период времени и в определенной ситуации. Кроме того, он должен приобрести социальную значимость как для непосредственных и косвенных участников конфликта, так и для окружающей социальной среды.
Общая классификация конструируемых типов «жертвы» конфликта может быть следующей; «жертва-герой», «жертва-утрата», «жертва по принадлежности», «жертва-трагедия», «жертва-страна», «жертва-народ», «жертва-предлог», «абстрактная жертва». Некоторые типы «жертвы» могут «выполнять» одновременно различные функции, то есть использоваться и как «жертва-герой», и как «жертва-утрата», и как «жертва-потеря» и др., такой тип «жертвы» условно можно назвать «многофункциональным» или «универсальным»[27].
Теоретико-методологической основой конструирования образа «жертвы» являются различные концепции конструктивизма, и прежде всего, работы П. Бергера и Т. Лукмана, а также П. Бурдье.
Процесс конструирования образа «жертвы» предполагает проведение целого ряда этапов, которые так или иначе дополняют друг друга или являются составной частью один другого. Все они предполагают воздействие на общественное сознание, прежде всего через средства массовой коммуникации.
Рассмотрим, как может конструироваться образ «жертвы», на примере целенаправленного конструирования «жертвы-героя».
Основные этапы конструирования «жертвы-героя»:
Актуализация «жертвы» - сторона, конструирующая образ реальной или мнимой жертвы, различными способами стремится привлечь внимание общественности к актуализируемой проблеме.
«Приватизация» «жертвы» - процесс, в ходе которого конструирующая «жертву» сторона стремится убедить общественность в том, что «невосполнимую утрату» в лице «жертвы» понесла именно она или ее союзник. Например, стараниями советской пропаганды образ Павлика Морозова был, как бы изъят из своей семьи, своей деревенской среды и им противопоставлен.
Героизация «жертвы». Какими бы качествами ни обладала «жертва» в реальности, в процессе героизации она, как правило, наделяется качествами положительного героя, который и в обычной жизни проявлял незаурядные способности, демонстрировал смелость, принципиальность, честность и др., и в экстремальных условиях вел себя достойно. Наиболее характерным в этом отношении, на наш взгляд, является образ «жертвы-героя» Зои Космодемьянской, которая и в реальной жизни во многом соответствовала конструируемому образу,
Гуманизация «жертвы» — придание реальной или мнимой «жертве» определенных свойств и качеств, которые подчеркивали бы ее жизнелюбие и добрые отношения к окружающим: «он так любил жизнь», «у него были большие планы на будущее», «он всем желал добра», «все они (пострадавшие) были мирными жителями». Гуманизация, во-первых, способствует увеличению в массовом сознании значимости понесенной утраты, во-вторых, подчеркивает антигуманный характер посягателей на «жертву». Последнее обстоятельство, благодаря пропаганде и манипуляции фактами, может превратить палача и тирана в «самого человечного человека», а его жертвы в безжалостных «врагов народа».
Контраст между гуманизмом, героизмом и трагизмом «жертвы», с одной стороны, и антигуманной, варварской сущностью ее врагов, с другой стороны, является наиболее значимым, если «жертвой» становятся относительно незащищенные в реальной жизни существа: дети, женщины, старики. Например, легендарная героиня французского народа Жанна д'Арк (1412-1431), в наибольшей степени, на наш взгляд, сочетала в себе большинство из перечисленных качеств. Поэтому этот образ героической жертвы, по мнению французов, оказал решающее влияние на исход столетней войны (1337-1453), а сама она в 1920 г. была канонизирована католической церковью.
Институционализация образа «жертвы». Для актуализации конструируемого образа создаются памятники, музеи, научные организации, периодически проводятся различные мероприятий. Имя «жертвы-героя» присваивается улицам, городам, поселкам, кораблям и самолетам. Суть целенаправленной институционализации конструируемого типа «жертвы» заключается в том, чтобы на официальном уровне закрепить создаваемый образ «жертвы», придать ему общенародную и государственную значимость, обеспечить образу государственную и общественную поддержку и защиту. Одной из основных задач институционализации конструируемой «жертвы» является «закрепление» вновь создаваемой социальной реальности и установление контроля над поведением людей. Например, отрицание холокоста во многих странах преследуется в уголовном порядке.
Историзация (мифологизация) «жертвы». В ходе институционализации одновременно создается и история «жертвы», так как любой институт должен иметь свою историю. Эта история может создаваться как на основании реальных событий и фактов, так и на основании вымыслов (мифов). И чем длиннее история, тем большим количеством мифов она обрастает. Мифологизация «жертвы» предполагает придание образу «жертвы» каких-то вымышленных свойств и качеств, которыми она не обладала в действительности или обладала не в полной мере. При этом если реальные факты из жизнедеятельности «жертвы», или свидетельства очевидцев противоречат создаваемому образу, то такие факты либо замалчиваются, либо интерпретируются необходимым образом. А свидетелей вынуждают либо молчать, либо говорить то, что необходимо для конструирования нужного образа «жертвы». Известно, что первоначально созданный Александром Фадеевым образ героев-молодогвардейцев не понравился Сталину, и писателю пришлось вносить в уже созданный образ значительные коррективы. Следовательно, создавая или разрушая те или иные мифы (образы), можно переписывать историю, оказывая влияние на сознание и поведение людей. В своей книге «Техника пропаганды в мировой войне» Г. Лассуэлл изложил целую систему принципов создания политических мифов с помощью подбора соответствующих слов[28].
Объективация образа «жертвы» - это процесс, в результате которого «субъективно» конструируемый образ или произошедшее событие приобретают свою собственную реальность, устойчивость и повторяемость в сознании и поведении людей. Построенные памятники, музеи, мемориальные комплексы, написанные произведения и др., посвященные «жертве», начинают жить собственной жизнью. Отныне сконструированный виртуальный образ «жертвы» воспринимается как изначальная данность социального мира[29].
Легитимация образа «жертвы». «Институционализированному миру (по Бергеру и Лукману) требуется легитимация, то есть способы его «объяснения» и оправдания». Чтобы мир стал более убедительным для нового поколения[30]. Однако легитимизация предполагает не только «объяснение» и «оправдание» институционализированного мира, но и признание его целесообразности и правомерности.
Понятие легитимности было введено М. Вебером для обозначения такого социального порядка, который признается людьми правомерным и рациональным и которому люди подчиняются без массового принуждения[31]. На уровне общества речь идет об общественном признании институционализированного образа жертвы и правомерности отдания ей соответствующих почестей. На международном уровне речь идет о международном признании наличия «жертвы» и ее значимости. Непризнание национального образа «жертвы-героя» (или просто «жертвы») другими государствами расценивается как враждебный акт. Например, в настоящее время факт геноцида армянского народа (1915 г.) признала 21 страна. Турция, не желающая признавать факт уничтожения ею более полутора миллионов армян, находится в сложных международных отношениях с теми странами, которые этот факт признали.
Сакрализация «жертвы» — придание «жертве» священного смысла. Если в конструировании образа «жертвы» принимает участие церковь, то «жертва» дополнительно наделяется статусом святомученика. Сакральный образ «жертвы» или какой-то ее символ становятся основным элементом определенных обрядов, ритуалов, культовых действий. Например, принятие присяги молодых воинов у памятника жертвам прошлой войны, посвящение в пионеры в доме-музее «жертвы-героя».
Сакрализация «жертвы» как бы завершает процесс вхождения конструируемого образа в институциональную систему и в культуру социума. Сакральный образ «жертвы» воспринимается не только как легитимный социальный институт, как объективная реальность, но и как элемент культуры, имеющий сакральную ценность. Сакрализация «жертвы» как бы возвращает историческую память социума к тому изначальному священному смыслу жертвоприношения, который основан не столько на разуме, сколько на вере в сакральную силу принесенной жертвы. Сакрализация в значительной мере увеличивает влияние образа «жертвы» на социализацию и поведение людей.
После завершения формирования образа «жертвы» начинается процесс реализации или эксплуатации данного образа в социальных и политических практиках. По мнению Бергера и Лукмана, процесс производства социального продукта (экстернализация) и его объективация, реализовываются в процесс интернализации, посредством которой в ходе социализации объективированный социальный мир переводится в сознание и поведение людей[32]. Целенаправленно конструируемый образ, как «социальный продукт», предполагает двойное назначение. Во-первых, как элемент социальной реальности и как социальный институт, сформированный образ «жертвы» оказывает влияние на социализацию людей. Например, на образах таких героев, как Павка Корчагин, Павлик Морозов, Зоя Космодемьянская, и др. были воспитаны десятки миллионов советских людей. Кроме того, образ «жертвы» как элемент культуры также способствует идентификации и мобилизации людей на основе общих ценностей. Во-вторых, «жертва», как эквивалент социального обмена, с древнейших времен разделяет людей на тех, кто принес жертву, и на тех, кто «повинен» в появлении «жертвы». Если «в обмен» на понесенную жертву сторона не получила соответствующую компенсацию («ответный дар»), то она вправе предъявлять претензии к посягателю. Например, Прибалтийские страны – Литва, Латвия, Эстония считают себя жертвами оккупации СССР и пытаются обосновать законность выплаты им компенсации. Кроме того, считающая себя обиженной сторона может целенаправленно конструировать образ врага, повинного в появлении «жертвы» и не возместившего потерю.
Неудовлетворенность наличием в обществе неоплаченной (невозмещенной) «жертвы» может передаваться от поколения к поколению, в определенных условиях актуализироваться и становиться поводом или причиной для новых конфликтов.
В процессе конструирования «жертвы» также используются такие методы информационной войны, как информационное доминирование, безальтернативная подача «нужной» информации, работа на опережение противника[33]. Особая роль в конструировании «жертвы» (или иного образа) принадлежит телевидению, так как оно сочетает в себе семантическое воздействие слова и зрительное восприятие конструируемого образа[34]. Кроме того, телевидение способно одновременно воздействовать на воображение и на чувства. Например, «образ изуродованной взрывом невинной жертвы доводится телевидением буквально до каждой семьи, а воображение "подставляет" на место "жертвы" самого телезрителя или его близких, и это порождает целую бурю чувств. Затем уже дело техники – направить эти чувства на тот объект, который подрядились разрушить манипуляторы...»[35].
В качестве примера применения технологии формирования образа «жертвы» (в данном примере «жертвы-этноса») предлагается рассмотреть один из наиболее острых, трагических и непредсказуемых по своим последствиям конфликтов современности – сербско-косовский конфликт[36].
Автономный край Косово входил в состав Сербской республики (Югославия). 90 процентов населения края до 1999 г. составляли этнические албанцы и лишь 10 процентов сербы. Косовские албанцы многие годы стремились отделиться от Сербской республики и создать свое независимое государство. Центральное просербское правительство всячески препятствовало отделению Косова, мотивируя это тем, что этот район является исконно сербской территорией - колыбелью зарождения сербской нации. В 1999 г. между армией Сербии и Армией освобождения Косова (АОК) начались полномасштабные военные столкновения. Среди мирного населения с обеих сторон появились многочисленные жертвы.
Соединенные Штаты и их союзники в качестве «жертвы» конфликта признали косовских албанцев, а правительство Слободана Милошевича и Сербскую армию позиционировали как «агрессора». Такая позиция была навязана и международным организациям, и международному общественному мнению. Сложившуюся на тот момент (1998-1999 гг.) конфликтную ситуацию можно смоделировать, используя предложенную ниже схему структуры социально-политического конфликта (рис. 1).
Рис.1. Структура сербско-косовского конфликта (1998-1999 гг.) (жертва сконструированная Косвенной стороной 1)
Процесс целенаправленного конструирования «жертвы-этноса» США и их союзники начали с актуализации проблемы многочисленных жертв среди мирного населения в Косово. Для этой цели использовались многочисленные СМИ и различные дипломатические каналы. Результатом актуализации проблемы явилось создание Дипломатической миссии наблюдателей в Косово (ДМНК), которая с разрешения президента Сербии Милошевича (на которого было оказано давление со стороны «международной общественности») в конце 1998 г. была допущена в Косово. В январе 1999 г. Миссия «открыла» захоронение в Рачаке, в котором якобы находились многочисленные тела убитых сербами албанских мирных жителей. Позже будет доказано, что данное захоронение было создано специально и что найденные там тела принадлежат боевикам Армии освобождения Косово. Но на тот момент заранее подготовленная постановка удалась. Во-первых, был признан факт наличия ранее актуализированной «жертвы», во-вторых, согласно исследовательской концепции, произошла, «приватизация» жертвы. Растиражированная многочисленными СМИ мнимая «жертва» стала «объективной реальностью». Сербскую сторону обвинили в целенаправленном уничтожении мирных албанцев. В марте 1999 г. авиация НАТО, без санкции Совета Безопасности ООН, подвергла суверенную страну жестокой бомбардировке, в результате которой военная и экономическая мощь Сербии была подорвана. Сербию вынудили вывести свои войска из Косова. В зону конфликта были введены миротворческие войска КFOR (международные миротворческие силы), контролируемые НАТО. По сути, произошло фактическое насильственное отделение Косова от Сербии. Большая часть сербского населения Косова вынуждена была покинуть свои дома и превратиться в беженцев. Оставшиеся в Косово сербы стали заложниками во враждебно настроенном против них албанском большинстве.
В феврале 2008 г. Парламент сербского края Косово в одностороннем порядке провозгласил свою политическую независимость от Сербии. Это политическое событие «взорвало» политическую стабильность в Европе и вызвало огромный резонанс во всем мире. Часть государств (США, Австралия, Турция, Великобритания, Германия, Италия и др.), поспешили признать Косово в качестве независимого государства. Противники независимости Косова (Россия, страны СНГ, Китай, Испания, Греция и др.), считают акт провозглашения независимости незаконным с точки зрения мирового права. Мир раскололся, и возникла новая конфликтная ситуация, в которой многие страны идентифицируют Сербию с «жертвой» неправовой политики США и их союзников[37].
Таким образом, косвенная сторона сербско-косовского конфликта (США и их союзники), используя конструируемую ими «жертву», создала управляемую ею конфликтную ситуацию и достигла своих целей в конфликте. При этом США и НАТО, подвергнув суверенную страну Сербию варварским бомбардировкам, не имея на то соответствующего мандата Совета Безопасности ООН, превратились из косвенной стороны сербско-косовского конфликта в агрессора.
В качестве другого примера использования технологии формирования образа «жертвы», приведен пример, рассмотренный Г.И. Козыревым. Это пример конструирования «многофункциональной жертвы» как способа создания управляемой конфликтной ситуации и предлога для начала конфликта, на примере деятельности американских СМИ и администрации Белого Дома по поводу террористического акта 11 сентября 2001 г. в США[38].
Необходимо отметить, что фактически каждая конструируемая «жертва» создается для достижения нескольких явных и латентных целей, то есть является многофункциональной по своей сути. Поэтому выбор для анализа конфликтной ситуации, сложившейся после теракта, произошедшего 11 сентября 2001 г. в США, обусловлен тем, что в нем «многофункциональность» конструируемой жертвы просматривается наиболее четко.
В настоящее время существуют различные версии того, кто являлся заказчиком и подлинным исполнителем терактов, произошедших 11 сентября 2001 г. в США[39]. Но в задачи анализа не входит выявление этих проблем. Можно только констатировать, что данный теракт был весьма эффективно использован США для формирования «многофункциональной жертвы», которая стала использоваться администрацией Соединенных Штатов в качестве оправдания своей последующей агрессивной внешней политики.
Конструируемая администрацией президента США «многофункциональная жертва» содержит в себе, как минимум, следующие типы «жертв»: «жертва-страна», «жертва-трагедия», «жертва-утрата», «жертва-герой».
Жертва-страна. Данный тип «жертвы» является основным в составе «многофункциональной жертвы», так как он рассчитан на значительное изменение международных отношений, корректировку международных отношений, идентификацию друзей и врагов.
Сразу же после теракта президент США Дж. Буш мл. сделал заявление о том, что его страна стала жертвой международного терроризма и что отныне Соединенные Штаты имеют все основания наносить ответные удары по террористам в любой точке мира. Охвативший после событий 11 сентября население США страх ограничил свободу их восприятия и мышления, а также и свободу выбора. Движимые всеобщим стремлением устранить угрозу новых терактов, американцы поддержали своего президента. Восприятие своей страны как жертвы агрессии сплотили нацию. Около 90 % американцев выразили поддержку Бушу в его стремлении «наказать» виновников теракта[40].
Но основная функция «жертвы-страны», как уже говорилось, - это внешняя политика. Объявив США жертвой международного терроризма, президент Дж. Буш как бы получил карт-бланш на поиски и наказание виновных в произошедшей трагедии по всему миру.
Жертва-трагедия. Суть образа «жертвы-трагедии», заключается в том, чтобы представить произошедшее событие как удар судьбы. Сконцентрировав внимание людей на трагизме попавших в ситуацию жертв и намерениях проявить заботу о пострадавших людях, администрация США вывела из-под критики и наказания своих сотрудников, отвечающих за безопасность страны. Никто из высокопоставленных чиновников Белого Дома не был привлечен к ответственности за случившуюся трагедию, а популярность президента Буша, как уже говорилось, даже возросла.
Жертва-утрата. В процессе конструирования «жертвы-утраты» на первый план выдвигаются количественные характеристики пострадавших. При этом, чем большее количество людей стали жертвами конфликта, тем больше оснований имеет потерпевшая сторона для предъявления претензий к виновной в появлении жертв стороне. В результате теракта 11 сентября 2001 г. погибли 2750 мирных жителей. Это самый жестокий и кровавый теракт в истории США. Все это дает весомые основания для поиска и наказания виновников произошедшего события, то есть для возмездия.
Жертва-герой. В событии 11 сентября были и свои герои, которые, рискуя своей жизнью, помогали другим. Имена героев выявлялись и множились. Их подвиги стали основанием для гордости и подражания. К шестой годовщине трагического события на месте гибели людей был построен мемориальный комплекс. Образ «жертвы-героя» анализируемого теракта в той или иной последовательности прошел (проходит) основные стадии своего формирования, проанализированные нами выше.
Каждый из типов «многофункциональной жертвы» играет свою роль в конфликте и в политических отношениях и в зависимости от потребностей создателей образа «жертвы» может актуализироваться в той или иной ситуации. В целом каждый из типов «жертвы» способствует формированию более основательного многофункционального образа «жертвы».
Администрация Соединенных Штатов стремится с максимальной пользой для себя использовать сконструированную ею «многофункциональную жертву». По мнению аналитиков, «она превратила 11 сентября в мандат вседозволенности... Наиболее вопиющий пример – война в Ираке»[41]. И хотя развязанные США и НАТО войны в Афганистане и Ираке требуют немалых материальных и людских затрат, в стратегическом плане США значительно укрепили свои позиции на Ближнем Востоке и Средней Азии.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 441.