Впервые термин «информационная война» появляется в документах Министерства обороны США в начале 90-х годов XX века, впоследствии термин распространяется в СМИ и научных кругах. До сегодняшнего дня нет единого понимания сущности информационной войны, условно основные подходы к определению понятия «информационная война» можно разделить на три основные группы[64].
Авторы первой группы сводят понятие информационная война к отдельным информационным мероприятиям и операциям, информационным способам и средствам корпоративной конкуренции или ведения межгосударственного противоборства либо вооруженной борьбы.
Видный ученый В.С. Пирумов, определяет ИВ как новую форму борьбы двух и более сторон, которая состоит в целенаправленном использовании специальных средств и методов влияния на информационные ресурсы противника, а также – защиты собственного информационного ресурса для достижения назначенных целей. По его мнению, в мирное время ИВ носит преимущественно скрытый характер. Ее основным содержанием является ведение разведывательных и политико-психологических действий по отношению к противнику, а также осуществление мероприятий по собственной информационной безопасности.
Авторы второй группы – в основном, представители военных ведомств – относят информационную войну к сфере военного противоборства. Информационная война – это межгосударственное военное противоборство, осуществляемое преимущественно или исключительно путем программно-технического, радиоэлектронного и физического поражения военной и гражданской информационной инфраструктуры государства-противника, дезорганизации его систем государственного и военного управления, дезориентации военно-политического руководства, оказания управляющего информационно-психологического воздействия на личный состав армии и гражданское население как государства-противника, так и его союзников и соседних государств при одновременной защите собственных аналогичных объектов. Сущность такой информационной войны состоит в нанесении военного поражения противнику путем достижения и использования информационного превосходства над ним.
По мнению сторонников данного подхода, в ближайшем будущем информационная составляющая военных действий станет преобладающей. Они подчеркивают, что информационное превосходство одной армии над другой благодаря революции в военном деле позволит со временем одерживать победу над противником, избегая физического столкновения личного состава противников либо делая это столкновение очень коротким и успешным. По их мнению, войны будущего смогут выигрываться путем применения исключительно или практически исключительно удаленных средств поражения военных и гражданских электронных систем противника.
Авторы третьей группы определений информационной войны считают ее явлением внешне мирного периода межгосударственного противоборства, позволяющего решать внешнеполитические задачи несиловым в традиционном понимании путем.
Так, Г.В. Емельянов и А.А. Стрельцов высказывают следующее мнение: "Под информационной войной понимается особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используются методы, средства и технологии силового воздействия на информационную сферу этих государств". Специалисты МИД России под информационной войной понимают "противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства"[65].
Основной формой осуществления информационной войны являются информационно-психологические операции. Информационно-психологические операции одного государства (группы государств) против другого представляет собой такой вид тайных операций, которые осуществляются путем оказания управляющего информационного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, чувства, волю граждан другой стороны, дезинформирования субъектов принятия политических, экономических и иных решений, в осуществлении подрыва информационной инфраструктуры другой стороны. Информационно-психологические операции ориентированы на формирование условий для принятия выгодных для зарубежных государств и их деловых кругов решений в военной, политической, экономической и других областях в странах-мишенях, являющихся объектами информационно-психологического воздействия.
Как считает Л.В. Воронцова, тайные информационно-психологические операции включают в себя две разновидности:
· информационно-психологические или дезинформационные операции, осуществляемые путем доведения до объектов воздействия специально подготовленной информации через электронные, печатные и иные средства массового информирования, средства электронной и почтовой связи, аудио-, видео- и кинопродукцию, компьютерные игры, наглядно-демонстрационные средства;
· диверсионные операции по выводу из строя или нарушению нормального функционирования теле- и радиопередающих центров и ретрансляторов, объектов СМИ, информационно-телекоммуникационных систем (ИТКС) и сетей связи, автоматизированных систем управления (АСУ) войсками, оружием, объектами жизнеобеспечения, экологически опасными производствами и объектами путем поджога, взрыва, применения разрушительных электромагнитных импульсов, задействования вирусов, аппаратных или программных закладок и др.
В целом, средства и способы ведения информационной войны включают в себя информационное оружие, средства и способы политического, правового и экономического влияния на формирование информационного пространства противостоящей стороны, традиционного физического разрушения элементов информационного пространства, неатакующие средства и способы защиты информационной сферы. При этом основным средством информационной войны является информационное оружие.
В общем плане любую операцию информационно-психологической войны можно представить в виде совокупности четырех основных составляющих:
· руководство операцией – деятельность по организации, управлению и координации акций и мероприятий информационно-психологической войны;
· акции проникновения к чужим информационным ресурсам, которые могут быть прямыми (например, использование потенциала хакеров для взлома защищенных сетевых ресурсов) или опосредованными (например, использование вредоносных программ) и иметь непосредственной целью хищение, уничтожение, модификацию информации, принадлежащей этим ресурсам, или совершение различного рода диверсий (например, временное нарушение работоспособности сетевой инфраструктуры);
· акции психологического воздействия на массовое и индивидуальное сознание общества и отдельных его граждан (дезинформирование, манипулирование, пропаганда, лоббирование, управление кризисами, шантаж, а также различные комбинации этих элементов в рамках более сложных психологических операций);
· вспомогательная деятельность (обеспечение требований безопасности и конспирации информационно-психологических операций, материально-техническое и кадровое обеспечение и т.д.).
Составные элементы операций по информационно-психологическому воздействию:
1. Дезинформирование процесс доведения до иной стороны умышленно искаженной или сфабрикованной информации о событиях, людях для побуждения совершения этой стороной действий, либо формирования общественного мнения в выгодном для инициатора дезинформирования направлении. Дезинформация – специально подготовленная информация, содержащая частично или полностью вымышленные аспекты.
2. Лоббирование. Объектом лоббирования являются лица или группы людей, облеченных статусом принятия тех или иных решений (руководители министерств и ведомств, депутаты законодательных собраний всех уровней и т.п.). В отличие от определения объекта дезинформирования, с которым определение объекта лоббирования практически совпадает, при лоббировании нет элемента введения субъекта в заблуждение в отношении того, к какого рода действиям его направляют.
3. Манипулирование. Это процесс в ходе которого отдельные лица и группы людей, организуют воздействие с целью побудить объект к совершению действий в выгодном для субъекта направлении. Обязательным атрибутом в данном контексте является отсутствие осознания объектом того, что его побуждают к каким-либо изменениям в поведении, установках и т.п.
4. Пропаганда (см. Глава 6).
5. Управление кризисами. Объектом управления кризисами является политическая, экономическая, военная и иная ситуация, которую необходимо привести в состояние кризиса. Субъект управления кризисами – лица или группы лиц, заинтересованные в создании кризисной ситуации (на фирме, в сегменте экономики или в экономике в целом, в политической ситуации и т.п.). Объективная сторона заключается в подборе (создании) и применении специальных кризисных технологий, которые дают возможность создания кризисных ситуаций и управления ими в нужном для субъекта направлении. Субъективная сторона – умышленное создание кризисных ситуаций для решения собственных целей.
6. Шантаж. Объектом данного деяния являются как отдельные лица, так и группы людей. Как правило, дополнительным объектом данного деяния может выступать жизнь и здоровье людей, незаконное удержание, угрозы, незаконное применение оружия и т.п. Объективная сторона шантажа – угроза наступления нежелательных последствий. Субъектом данного деяния выступает как отдельное лицо, так и группа. Субъективная сторона всегда выражается в умышленных действиях, направленных на оказание воздействия на объект в нужном для субъекта направлении.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 242.