ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «СЕКРЕТНОСТЬ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Итак, о чем идет речь? Вовсе не о злокозненных иностранцах, шпионаже и прочих по нынешним временам малозанимательных химерах. Речь — об экологии в самом широком смысле.

В самом деле, до наших дней гражданам России абсолютно ничего не сообщено об обстоятельствах начала подготовки к химической войне. Ничего не известно о наступательных целях химической войны, об оправданности выпуска самой большой в мире партии самого мощного химоружия, о судьбе всего того химического арсенала, который был создан ценой здоровья и жизней десятков тысяч людей. Сколько-нибудь подробные данные о подготовке Советского Союза к химической войне, которые были бы доступны населению, просто отсутствуют и добываются обществом они безо всякого содействия со стороны властей России1-6,13,240-245,502,510,513-515,518,528-531,526,534,539-542,546-551.

Продолжить разговор о бессмысленных тайнах полезно с чтения писем.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ:
Совет Безопасности РФ — архиву ГАРФ (июль 1994 г.):
«В связи с подготовкой проекта государственной программы уничтожения химического оружия РФ возникла необходимость в оценке экологических последствий подготовки к химической войне. Прошу Вас найти возможным рассекретить и представить в МВК по экологической безопасности копии архивных документов Минздрава СССР прошлых лет, которые содержат экологическую и медицинскую информацию по этому вопросу, в соответствии с приложением».

ГАРФ — Совету Безопасности РФ (февраль 1995 года):
«В соответствии с Вашим письмом архив обратился к заместителю министра здравоохранения РФ В.К.Агапову с просьбой прислать в архив экспертов для просмотра интересующих Вас дел и решения вопроса об их рассекречивании. До настоящего времени ответа на наше письмо из Минздрава РФ не получено».

И не получили — ни архив, ни общество. Господин В.К.Агапов до того, как стать руководителем секретно-медицинских дел Минздрава РФ, был начальником Третьего главного управления при том же Минздраве.

С этим же ведомством, равно как и с двумя другими «углами» ВХК -наследниками МХП СССР и МО СССР — связано то, что население страны официально так и не осведомлено ни о катастрофах, ни даже об авариях, связанных с созданием, испытанием, хранением и использованием химоружия.

ПЛАЧ ОБЩЕСТВА ПО ПРАВДЕ (ИЗ РЕЗОЛЮЦИЙ)

КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ» (27-28 МАРТА 1993 г.):
«Все сведения, касающаяся производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия, должны быть рассекречены и доступны специалистам, общественности и средствам массовой информации. «486
ЭКОПАРЛАМЕНТ ВОЛЖСКОГО БАССЕЙНА И СЕВЕРНОГО КАСПИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ УНИЧТОЖЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ В БАССЕЙНЕ Р.ВОЛГА (1 ИЮЛЯ 1993 г.):
«8. Рекомендовать Правительству РФ:
8.1. Рассекретить все документы, связанные с подготовкой к химической войне. Пересмотреть решение Правительства РФ от 30 марта 1993 года в части, касающейся ужесточения режима секретности в отношении вопросов разработки химического оружия».
ОБЩЕСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДНИ ВОЛГИ-93» ПО ПРОБЛЕМЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (14-16 ОКТЯБРЯ 1993 г. ):
«1.Вся информация, касающаяся прошлого производства, испытания, хранения и уничтожения химического оружия, должна быть рассекречена и доступна специалистам, общественности и прессе».
ОБЩЕСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДНИ ВОЛГИ-94» ПО ПРОБЛЕМЕ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ (15 ОКТЯБРЯ 1994 г.):
«I.5. Государству в целом и отдельным ведомствам, в прошлом принимавшим участие в подготовке к химической войне, необходимо немедленно принять решение о рассекречивании всей информации о прошлом производстве, испытании, хранении и уничтожении химического оружия. Эта информация должна быть рассекречена и доступна специалистам, общественности и средствам массовой информации вне зависимости от отношения к этому вопросу других государств. Информация о новом химическом оружии России, не включенном в Конвенцию о химическом оружии, должна быть обнародована и это оружие должно быть поставлено под международный контроль. Секретное постановление Правительства РФ от 30 марта 1993 года в части, касающейся засекречивания информации о работах по химическому оружию, должно быть отменено как ошибочное и приводящее к катастрофическим последствиям для здоровья населения.
I.6. Генеральная Прокуратура РФ должна немедленно начать уголовноепреследование руководителей Министерства обороны, Роскомхимнефтепрома, Минздрава и других министерств и ведомств, продолжающих скрывать от общества экологическую и медицинскую информацию, связанную с подготовкой к химической войне и с ее последствиями для природы и для здоровья населения. В противном случае экологическая общественность не сможет связывать себя с какими-либо подзаконными актами по дальнейшему сохранению указанной информации в тайне»627.

Известно множество попыток общества получить доступ к информации по химоружию, не имеющей технологического характера и принадлежащей ему по праву. Однако эта общественная активность какого-либо результата не принесла — власти заняли позицию глухой обороны и даже — с подачи генералитета — начали переходить в наступление.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА от 30 марта 1993 г.
«Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Внести во Временный перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1992 г. № 733-55, следующие изменения и дополнения: раздел IX дополнить пунктом 122 следующего содержания:
122. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области химического или биологического оружия либо существо этих работ, достигнутые при этом результаты, а также сведения по рецептурам, технологии производства или снаряжению изделий.

Председатель СМ — Правительства РФ В.Черномырдин».
«Известия», Москва, 5 августа 1995 года.

Приведенное беспардонное решение В.С.Черномырдина, безусловно, подписанное им с подачи генералитета и спецслужб (вряд ли кто-либо в стране допускал мысль, что это лицо было способно принимать самостоятельные решения) и находящееся в противоречии с законом «О государственной тайне», не просто затормозило, а остановило процесс рассекречивания документов в области химоружия, даже документов, прямо содержащих экологическую и медицинскую информацию.

А Генеральная прокуратура, теоретически обладающая надзорным мандатом за законностью в стране, не нашла в себе силы обнаружить то, что населению видно невооруженным глазом.

ПРОКУРАТУРА — СОВЕТУ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
(согласование не изменено):

«Правительство Российской Федерации вправе решать вопросы отнесенные к секретным сведениям, затрагивающие интересы безопасности государства, в т.ч. связанные с деятельностью по химическому оружию. Конституцией Российской Федерации, законом о Прокуратуре РФ органам прокуратуры не предоставлено право осуществлять надзор за законностью издания постановлений Совета Министров — Правительства РФ.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
В.И.Давыдов. 6 декабря 1994 г.»

Главное в этом маловразумительном тексте все же видно — прокуратура России не надзирает и вряд собирается надзирать за соблюдением законов. И трудно ожидать прогресса в химическом разоружении, если правительство и его министерства и ведомства (Минобороны, Минздрав, Росбоеприпасы и многие другие) сохранят свою позицию властных органов, стоящих над законом и логикой жизни, а прокуратура будет и дальше мириться с прямыми нарушениями действующего в стране законодательства.

Нам говорят, что подписанное В.С.Черномырдиным постановление будто бы касается охраны секретов в области разработки и производства химоружия. Это неправда. В постановлении совершенно секретным называют, например, «достигнутые… результаты». Такая вот хитрейшая расширительная формула. И именно эта формула позволила министерствам и ведомствам не рассекречивать документы с экологическими и медицинскими «результатами», достигнутыми при подготовке к химической войне. Кстати, впоследствии «формула Черномырдина» была закреплена указами президентов России — и первого (от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»), и второго (от 11 февраля 2006 года № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»). Теперь пункт 13 (!) звучит так: «13. Сведения, раскрывающие содержание ранее осуществлявшихся работ в области оружия массового поражения, достигнутые при этом результаты, состав образца, рецептуру, технологию производства или снаряжения изделий».

Мотивы общества, вынужденного защищаться самостоятельно, без опоры на бесполезную прокуратуру, таким образом, очевидны. Отсутствие гласности применительно к химоружию прямо противоречит нормам экологической безопасности, поскольку инциденты с химоружием — прошлые и будущие — не могут не захватывать в свою орбиту ничего не подозревающее население.

Следует подчеркнуть, что обращение химических генералов с Уголовным Кодексом стало в последние годы вызывающе вольным. Чтобы сограждане, не дай Бог, сами не разузнали чего-то слишком экологичного в области химоружия, генералитет провернул в 1993 году столь же изящную, сколь и уголовно наказуемую операцию. В государственном военном архиве, где за ними числится множество папок с документами, «химики» попытались изъять из открытого оборота и повторно упрятать в спецхран много дел. Однако старались они напрасно: чтобы доказать, что наша военно-химическая служба — это по существу преступная организация, достаточно и нескольких десятков открытых папок547.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПРЕЗИДЕНТОВ

Президенту России Путину В.В.

Уважаемый Президент,
Союз «За химическую безопасность» обращает Ваше внимание на принципиальную ошибку в деле химического разоружения, которая была допущена Минобороны РФ и в первую очередь войсками РХБ защиты.
В 1992-1993 г. Российский Государственный военный архив (РГВА) сделал доступными обществу старые документы о военно-химической активности СССР между 1918 и 1940 гг… Это обстоятельство позволяло обществу последовательно разрешать обе общенациональные проблемы — 1) готовиться к уничтожению запасов химического оружия и 2) понять экологические последствия военно-химической активности в довоенные годы и начать подготовку к их преодолению.
В 1994 году по требованию Минобороны РФ 90% дел (… обобщенных в описях №№ 6 и 8) РГВА были изъяты из общего доступа. Сделали они это напрасно.
С одной стороны, в скрытых от общества документах нет тех, которые бы могли помочь «химическим террористам»
С другой стороны, скрывая от общества свои экологические промахи, военные химики сами провоцируют недоверие населения. Именно из-за недальновидной позиции армии в Пензенской области в отношении данных о прошлых работах по уничтожению химического оружия недовольные ложью жители потребовали прекращения работ по подготовке к химическому разоружению в районе села Степановка… Точно такую же позицию населения военные могут спровоцировать и в других регионах.
Убедительная просьба отменить незаконную инициативу армии и дать распоряжение РГВА о возврате в открытый доступ всех документов о военно-химической активности армии в 1918-1940 гг. (фонд 31, описи №№ 6 и 8).
Как ни странно это может прозвучать, но подобный шаг не только не помешает, но может помочь химическому разоружению, продемонстрировав населению открытость власти в столь чувствительном для людей деле.

С уважением
Президент Союза «За химическую Федоров Л.А.
безопасность», доктор химических наук

7 апреля 2000 года

Президенту Союза «За химическую безопасность»

Уважаемый Лев Александрович,

По поручению Совета Безопасности РФ Ваше обращение к Президенту РФ по вопросу отмены ограничений на доступ к архивным материалам, содержащим сведения о военно-химической деятельности СССР в 1918-1940 гг., рассмотрено.
Министерство обороны разделяет Вашу озабоченность по проблемам химической безопасности в стране и готово сотрудничать с Союзом «За химическую безопасность» по этим вопросам. Особенно нам необходима помощь Союза в формировании положительного отношения местных властей и населения к проблеме строительства объектов по уничтожению химического оружия, что способствовало бы скорейшему выполнению взятых на себя Россией обязательств по Парижской Конвенции 1993 года.
Что касается ограничения доступа посторонних лиц к архивным материалам по военно-химической деятельности в 1918-1940 гг., то они продиктованы заботой о безопасности страны, недопущению использования их в террористических целях

Начальник Генерального штаба генерала армии А.Квашнин

4 июля 2000 года.

Тут следует еще и еще раз оговориться, что речь идет не о сегодняшних событиях и даже не о послевоенных годах, а о десятках тысячах документов 1920-1940-х годов, которые не содержат абсолютно ничего, кроме экологической информации. И вновь напомнить, что законы России не позволяют прятать от общества «секретные» документы, имеющие возраст более 30 лет (а с довоенных времен прошло 60-80 лет). И подчеркнуть, что любые документы, которые содержат экологическую информацию, вообще не могут быть секретными вне зависимости от срока давности (ст.7 закона «О государственной тайне»)547.

Кстати, что бы ни думал бывший начальник Генштаба нашей армии А.Квашнин, прокуратура была вынуждена стоять в данном случае все-таки при законе, а не при армии. В общем папки из спрятанных описей №№ 6 и 8 просмотреть все-таки удалось. Как и ожидалось, ничего полезного для террористов там не содержится, однако имеется бездна важной экологической информации. Приведем для примера лишь несколько отчетов из гигантского объема скрытой от общества информации, чтобы читатель лишний раз убедился в бесстыдстве нашего генералитета, в особенности его химической ветви547.

* 1925-1936 гг. Отчеты об обработке военно-химического полигона в Кузьминках (Москва) артснарядами, минами и авиабомбами с ипритом и люизитом. Полные данные о неразорвавшихся и закопанных химбоеприпасах, оставшихся в московской земле, неизвестны.
* 1926-1930 г. Отчеты об обстрелах полигона возле г.Луга (Ленинградская область) с использованием артснарядов и авиабомб с ипритом. Данные о пропавших химбоеприпасах отсутствуют.
* 1930-1940 гг. Отчеты об испытаниях и о захоронении химических боеприпасов для артиллерии и авиации в снаряжении ипритом и люизитом на военно-химическом полигоне в Шиханах (Саратовская область).
* 1929-1936 гг. Отчеты об обстреле военно-химического полигона в районе ст.Дретунь (Белоруссия) химическими боеприпасами всех типов, сопровождавшихся утратой многих из них.
*1930 г. Отчет о заражении железнодорожных путей ипритом на станции Шуерецкая (Карелия).
*1939 г. Отчет об операции по частичной очистке территории центрального военно-химического склада в Очаково (Москва) от захороненных в земле химических снарядов, мин и авиабомб.
* 1936-1939 гг. Отчеты о заражении местности ипритом на химических полигонах Забайкальского военного округа.
*1938 г. Отчет о бомбардировках полигона в Голодной степи (Узбекистан) химическими авиабомбами. Данные о неразорвавшихся и утраченных бомбах отсутствуют.
*1940 г. Отчет о бомбардировках авиационно-химического полигона в Западном Казахстане бомбами с ипритом и люизитом. Данных о количестве боеприпасов, закопанных в землю и потом забытых, не имеется.

В целом же нравы нашего ВХК по части обсуждения проблем химоружия сохранились практически без изменений. Причем грешат беспардонством вовсе не безответственные полковники, а армейские птицы более высокого полета.





































НЕИЗВЕСТНЫЕ ОВ

Как уже упоминалось, в феврале 1988 года ЦК КПСС решил признать факт существования у Советского Союза общих запасов ОВ в количестве около 50000 т332. Обществу доверили эту информацию лишь в феврале 1989 года, разумеется, через «Правду»266,267. Годом позже, однако, декларируемые запасы ОВ решили «сократить» до 40000 т, что и было доведено до граждан через все ту же всезнающую «Правду»228. Совершенно ясно, что перед декабрьским обменом 1989 года информацией с США советские власти решили не очень пугать партнеров по переговорам и заменить 50000 т запасов ОВ на 40000, однако, никаких объяснений читающему газеты населению дано не было.

Нелишне напомнить, однако, что в уже цитировавшейся справке, которая была изготовлена весной 1992 года в недрах только что созданного комитета по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, речь шла и о более серьезном числе — 54000 т ОВ523, из которых 5000 т числились отдельно как бы резервом сторон, в соответствии с двусторонним соглашением Буш-Горбачев581.

ИЗ ЗАБЫТОЙ СПРАВКИ (25 апреля 1992 года):

«В настоящее время на территории России имеется 8 крупных складов химического оружия, которые находятся в плачевном состоянии, остро нуждаются в реконструкции и, конечно, не могут быть представлены для международной инспекции.
Общий объем хранящегося химического оружия составляет 54 тысячи тонн, в том числе:
1. Подлежат уничтожению или необратимой переработке 40 тысяч тонн химоружия, из них 7 тысяч тонн люизита.
2. Не подлежит уничтожению 5 тысяч тонн (у обеих сторон по Соглашению должно остаться по 5 тысяч тонн химоружия).
3. Также не подлежат уничтожению 9 тысяч тонн ирритантов — слезоточивых газов, которые используются как полицейское оружие».

Впоследствии число 54000 т ОВ уже нигде не упоминалось. Однако, исчезнув из документов, резерв в 5000 т ОВ не мог исчезнуть из жизни — предыдущие «излишки» ОВ уже были уничтожены в предыдущую эпоху (при советской власти по решению ЦК КПСС148), а механизма тайного уничтожения химоружия в новой России еще вроде бы не существовало.

Впрочем, и этим дело не закончилось, и весной 1993 году официальный представитель министерства обороны России заявил, что на территории России «сосредоточено более 40 тыс. т только ОВ»628.

Только лишь после этого власти перестали играть с числами, и общее количество ОВ замерло на отметке 40 000 т. Впрочем, в разных программах уничтожения химоружия цифры немного колебались: в комплексной программе 1992 года было написано прямо и по-солдатски 40 000 т607; в программе первоочередных мероприятий 1993 года было указано более точно 40 020 т608; наконец, в официальной программе 1996 года — около 40 000 т. Гражданам России стало доступным лишь последнее (неточное) число, от которого нужно было вычислять проценты, чтобы узнать количества ОВ на отдельных складах384. Остается добавить, что во время парламентских слушаний в Государственной Думе по химоружию, состоявшихся 24 марта 1994 года, генерал Ю.В.Тарасевич, чтобы не связывать себя с явной неправдой, просто ограничился констатацией, что «у нас заявлено 40 тысяч тонн» ОВ611.

Что касается деления общего объема ОВ на ФОВ (зарин, зоман и советский V-газ) и СОВ (иприт и люизит), то оно тоже изменялось, хотя и не так значительно. Так, в проект программы уничтожения химоружия 1992 года, подготовленной конвенциальным комитетом, вошло такое разделение: ФОВ — 32300 т, СОВ — 7700 т607. То же самое содержалось в справке, которую конвенциальный комитет представил СБ РФ в декабре 1993 года, хотя общее количество ОВ было уже не 40 000 т, а «около 40 000 т»372.

Дальше — больше. В 1996 году в программе уничтожения химоружия РФ, представленной армией, те же «около 40 тыс. тонн» стали подразделять иначе: ФОВ — 32 500 т, а СОВ — 7500 т384. Остается гадать, как 200 т СОВ (иприта и люизита) смогли перекраситься в ФОВ (зарин, зоман и советский V-газ) на пути между гражданским конвенциальным комитетом и армией. Однако гадать обществу не пришлось, потому что в сентябре 2001 года глава государственной комиссии по химическому разоружению С.В.Кириенко на международной арене оперировал уже иным распределением между ФОВ и СОВ (32 200 т и 7 800 т) и вновь без каких-либо объяснений. Примерный конец эпизоду дает подсчет данных, которыми оперируют проектировщики объектов химоружия: 32314 т ФОВ в боеприпасах и 7761 т СОВ — всего 40 075 т. И это число близко к тому, которое МИД России предоставил обществу лишь в ноябре 2005 года — 40 086,72 т498. Это обстоятельство, впрочем, не помешало правительству России утвердить в октябре 2005 года программу уничтожения…39 966 т ОВ409. Причем без каких-либо объяснений.

Впрочем, структурирование отдельных ФОВ в рамках 32200-32500 т тоже не обошлось без явной неправды. Во время парламентских слушаний, которые состоялись в Верховном Совете РСФСР 19 января 1993 года612, генерал А.Д.Кунцевич в ответ на мой прямой вопрос сообщил аудитории, в том числе экологической общественности, следующий расклад: примерно половину будто бы составляет V-газ, а вторую половину делят зарин и зоман в приблизительном соотношении 35% и 15%. Эта «информация» позволила сделать следующую примерную оценку состава ФОВ: 15,2 тыс. т советского V-газа, 11,7 тыс. т зарина и 4,8 тыс. т зомана1. На самом деле генерал А.Д.Кунцевич сообщил в тот день парламентариям не информацию, а откровенную ложь и тем не менее все военные (и в форме, и переодетые в цивильные одежды), которые составили значительную часть аудитории, спокойно смолчали. Счастью их не было предела — ведь по существу удалось провести «оперативное мероприятие» и через экологов протолкнуть вероятному противнику вместо правды откровенную дезинформацию. Этой публике, не способной продумывать дальше одного-двух ходов, и в голову не пришло, что позориться будет вся страна — ведь Конвенция18уже была подписана за несколько дней до слушаний, так что надо было начинать готовить правдивые данные для международного сообщества, а не заниматься привычным враньем. И в тот момент уже никакого значения не имел факт, что в окончательном тексте Конвенции нужный для выпуска зомана пинаколиновый спирт не проходил по 1-му (самому ответственному) списку химикатов.

Ныне уже можно оценить смысл того дезинформационного эпизода 1993 года. На самом деле химический генерал в тот день прикрывал гигантские боевые возможности летчиков своей страны по использованию зомана, которого у США вообще не было, и потому он сознательно занизил количество советского зомана на примерно 4000 т, выпятив взамен милый сердцу американских военных зарин. Это было — уже в новой России — продолжение лжи, заложенной в отношения США-СССР еще во время показа советских образцов химоружия в Шиханах в октябре 1987 года149,247.

Следует, однако, подчеркнуть, что ложь генерала А.Д.Кунцевича оказалась слишком уж долгоиграющей. Во всяком случае то распределение советских ФОВ, которым он угостил Верховный Совет РСФСР в январе 1993 года, осталось в официальных документах новой России. Эту ложь можно найти и в XXI веке, например, в официальном документе Госстандарта РФ, принятом в марте 2001 года446. И та концепция Госстандарта, в которой ложь была зафиксирована, не отменена, а является официальным государственным документом России. В связи с этим полезно назвать поименно тех лиц, которые принесли в Госстандарт лживые данные и активно участвовали в их обсуждении: от РХБЗ Минобороны России — Е.В.Кучинский и А.Б.Полков, от Росбоеприпасов — .А.И.Банников, В.М.Михайлов, М.И.Васин, А.В.Адысев и В.А.Сорокалетов.

Поскольку ныне очередная ложь наших химических генералов (или операция прикрытия — у каждого общественного слоя своя терминология) осталась позади, проведем анализ реальных цифр.

Возможность эта появилась для нашего общества по двум причинам — из-за появления на рубеже 2002-2003 годов проектных документов по будущим объектам уничтожения химоружия, а также вследствие выброса в прессу в публикации ангажированного журналиста новой информации, которую раньше генералитет тщательно скрывал от своих сограждан254. Так вот, ныне на основе имеющихся данных структура распределения ФОВ выглядит совсем не так, как смело лгал с парламентской трибуны генерал А.Д.Кунцевич: советского V-газа на складах имеется 15 558,2 т, зомана — 9174,6 т и зарина — лишь 7581,2 т, то есть всего 32314 т. А это совершенно меняет картину распределения — если советского V-газа по-прежнему половина (48,1%), то зоман оказалось не меньше, а больше, чем зарина (зомана — 28,4%, зарина — 23,5%).

Как видим, манипуляций с данными о запасах ОВ было очень много. И скорее всего они носили псевдостратегический характер — российские генералы непрерывно вели какие-то игры. Однако на самом деле под видом политики они занимались откровенным шулерством — и по отношению к западным партнерам, и тем более по отношению к своим согражданам.

И, наконец, приходится вновь обсуждать проблему количества имеющихся ирритантов. Выше уже говорилось, что по состоянию на 1992 год этих ОВ было в армии вроде бы 9000 т. Однако в проекте генерала А.Д.Кунцевича по программе уничтожения химоружия 1993 года было записано, что министерство обороны располагает запасами ирритантов в количестве 3400 т (они будто бы расфасованы в стальных и полиэтиленовых барабанах, хотя и не указано, где хранятся)608. А вот в справке, которую генерал С.В.Петров передал в январе 1995 года в СБ РФ373, упоминались лишь 1500 т хлорацетофенона и газа CS, которые хранились на складе в Шиханах. Спрашивается в задачке, где находятся остальные 7500 т ОВ (ирритантов), если складов химоружия в России только 8? И почему у генералов А.Д.Кунцевича и С.В.Петрова опять не сошлись концы с концами?

Столь же серьезные пассы с тайнами совершались и вокруг перечня наличных рецептур ОВ. Вот, например, как доносит до своих сограждан представитель ВХК информацию об ОВ, которые долгие годы стояли на вооружении Красной/Советской Армии.

ГЛАСНОСТЬ ПО ПОЛКОВНИКУ В.И.ЕМЕЛЬЯНОВУ (ВАХЗ):

«По зарубежным данным, иприт является ОВ».
«По зарубежным данным, люизит — ОВ, обладающее кожно-нарывным, общеядовитым и раздражающим действием».
«По зарубежным данным, зарин — ОВ, обладающее нервно-паралитическим действием».
«За рубежом зоман рассматривают как ОВ».

Химическая энциклопедия. Т.2. Москва:
Изд-во Советская энциклопедия, 1990 год.

Это концентрированное бесстыдство (достаточно упомянуть, что в мире только Россия обладает мощнейшими запасами люизита и зомана) относится не к 1937 и не к 1987 годам, а к 1990 году.

Конкретно путь к раскрытия перед обществом рецептур ОВ был таков. Как уже говорилось, в октябре 1987 года на показе в Шиханах иностранцам назвали шесть рецептур ОВ: вязкий люизит, смесь иприт-люизит, зарин, вязкий зоман, советский V-газ и раздражающее ОВ — газ CS. Тот же список был передан чуть позже Конференции по разоружению в Женеве247. Однако к гражданам Советского Союза эта информация пока не имела никакого отношения, разве что генерал В.К.Пикалов известил через «Правду» о ранее производившихся хлорциане и фосгене без упоминания их нынешней судьбы250.

До советского народа дело дошло только после обмена данными с США. Генерал С.В.Петров, который командовал советскими/российскими химическими войсками в1989-2001 годах, в 1990 году вскоре после подписания соглашения по химоружию Буш-Горбачев581 сообщил газете «Правда» свою шестерку рецептур ОВ: VX, зарин, зоман, иприт, люизит, смесь иприта с люизитом228. А вот генерал В.К.Пикалов, который управлял советскими химическими войсками в 1969-1989 годах, годом позже после несостоявшегося химического штурма Белого дома назвал газете «Известия» иную шестерку: зарин, зоман, иприт, люизит, Си-эс (CS), а также смесь иприта с люизитом270. Трудно понять, зачем химические генерал-начальники снабжали своих сограждан разными наборами рецептур ОВ, не договорившись хотя бы между собой. Если у них не было какой-то специальной цели, например запутать «вероятного противника» — до подписания Конвенции о запрещении химоружия18 было еще далеко.

НОМЕНКЛАТУРА ОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

По генералу С.В.Петрову (1990):
«Я перечислю их в соответствии с международной номенклатурой: VX, зарин, зоман, иприт, люизит, смесь иприта с люизитом»228.

По генералу В.К.Пикалову (1991):
«В СССР на вооружении есть шесть рецептур ОВ. Это — зарин, зоман, иприт, люизит, Си-эс, а также смесь иприта с люизитом. Все они были показаны в Шиханах представителям 45 иностранных государств»270.

В программе уничтожения химоружия 1992 года, подготовленной еще генералом А.Д.Кунцевичем, в качестве наличного ОВ был впервые упомянут также фосген607. Однако после подписания в январе 1993 года Конвенции о запрещении химоружия18, которая исключила из сферы внимания ирританты, в том числе газ CS, но не исключила удушающий фосген, надо было как-то зафиксировать список ОВ. Этого не произошло. В январе 1995 года в справке, представленной в СБ РФ, генерал С.В.Петров держался прежнего списка рецептур: люизит, иприт, смеси иприт-люизит, зарин, зоман, VX (так на американский манер он обозначал советский V-газ) — до фосгена представитель армии тогда не снизошел. Однако попутно он был вынужден признать, что на складе в Шиханах хранятся также два вида ОВ класса ирритантов — хлорацетофенон («черемуха») и газ CS.

Лишь при принятии программы уничтожения химоружия 1996 года набор наличных рецептур ОВ вроде бы был зафиксирован, причем шестерка ОВ (VX, зарин, зоман, иприт, люизит, смесь иприта с люизитом) была официально дополнена зачем-то ранее скрывавшимся армией фосгеном384.

Разумеется, к реальности не имел отношения и этот набор, поскольку для жителей страны, о которых не думал ни один из генералов и начальников, важно знание всех экологически существенных (при уничтожении) рецептур, то есть не только обычных ОВ, но и вязких ОВ, а также смесей ОВ. Так вот, с учетом этого соображения число реально имевшихся на складах рецептур ОВ возрастает до 13: ФОВ (обычный V-газ, вязкий V-газ, обычный зоман, вязкий зоман, зарин), кожно-нарывные ОВ (иприт, люизит, вязкий люизит, смесь иприт-люизит, вязкая смесь иприт-люизит), удушающие ОВ (фосген) и ирританты (хлорацетофенон и газ CS).

Подчеркнем, что в этой форме список рецептур ОВ нашему обществу никогда не сообщался — ни армией, ни конвенциальным комитетом. А после событий 26 октября 2002 года в Москве на Дубровке («Норд-Ост»), связанных с «антитеррористической операцией», стало ясно, что у спецслужб, армии и, возможно, иных ведомств России, на вооружении имеются также и ОВ такого класса, как инкапаситанты, о которых официально никогда не упоминалось. Таким образом, к списку рецептур ОВ следует добавить еще как минимум фторотан (галотан), а еще быть может и фентанил.

Не менее удивительны пассы, совершавшиеся и совершающиеся нашими официальными лицами и властными органами в связи с химической формулой советского V-газа. Дело в том, что ФОВ, производившееся в СССР в прошлые годы, официально называлось, в рамках международной классификации V-газов, веществом VX247 (данные об этой классификации можно найти, например, в общедоступном учебнике9). На самом деле, советский V-газ, выпускавшийся в Новочебоксарске, по химическому строению отличается от VX армии США234,245. Опровержений этому различию не давалось никогда. Более того, как ни странно, но распоряжениями президента РФ от 16 сентября 1992 года и от 7 декабря 1994 года был запрещен вывоз из страны полупродукта производства американского VX, а не советского V-газа343,346,523. Таким образом, вывоз полупродукта советского V-газа нормативными актами России запрещен не был.

Трудно отказаться от мысли, что исполнители документов, которые подносились на подпись президенту в середине 1990-х годов, никак не решались отойти от лжи, заложенной постановлением ЦК КПСС от 3 июля 1989 года336. Частично эта нелепица была исправлена много позже, например в приказе по Государственному таможенному комитету РФ от 31 октября 2001 года.

Остается добавить, кому и когда была сообщена корректная химическая формула советского V-газа. Ее можно найти, например, в совместном российско-американском отчете 1996 года, выполненном по программе Нанна-Лугара629 и в материалах конференции по химическому разоружению, состоявшейся в ноябре 1996 года в Бонне470.

А вот гражданам России первое официальное сообщение было дано лишь летом 2003 года в «Российской газете»436 при официальной публикации решений санитарно-эпидемиологической службы России, которые касаются официального утверждения гигиенических нормативов на ОВ. Приведенная там формула О-изобутил-бета-N-диэтиламиноэтантиоловый эфир метилфосфоновой кислоты дает, наконец, точное представление об этой отраве.

И это вовсе не американский VX.

Вся эта непристойная игра имеет следствия для химического разоружения России. Во всяком случае не стоит удивляться тому, как формулой американского V-газа оперируют в 2002 году в обстоятельной российской книге, посвященной организации экологического мониторинга советского V-газа в Кировской области466. И тем более не удивительно, что датская фирма COWI по техническому заданию к контракту от 5 мая 2003 года собралась «мониторить» в Новочебоксарске не советский V-газ, который там производился много лет, а… американский VX630,631.

В заключение уместно сообщить, каким образом данные о химоружии, ранее очень секретные, становились хотя бы доступными (однако, разумеется, не общедоступными). Нынешние наследники ведомства секретной медицины из третьего главного управления при Минздраве СССР лишь в 2001-2003 годах издали книги с нормативно-методическими материалами о ФОВ и о кожно-нарывных ОВ, которые они без угрызений совести собирались ликвидировать в Чапаевске еще в 1989 году632-634. Правда, недоступные обществу.

Не забыл отметиться и генерал А.Д.Кунцевич. В 1994 году с его участием совместно с военными химиками Германии была издана довольно подробная книга об ОВ635. К нашему обществу, впрочем, эта книга не имела ни малейшего отношения, хотя и была отпечатана в России — весь тираж изданной на немецком языке монографии был отправлен в Германию. Кстати, история с ее изданием была последней в государственной службе генерала А.Д.Кунцевича. 11 марта 1994 года он в качестве председателя конвенциального комитета подписал текст обращения к читателям будущей книги по ОВ на немецком языке635, 17 марта опубликовал большое интервью в газете России286. Ну а 8 апреля генерал был отправлен в отставку. Хотя надо честно признать — ничего нового А.Д.Кунцевич (1934-2002) в той книге не сообщил.











Дата: 2019-07-31, просмотров: 186.