В процессе обучения математике слабовидящих учащихся 1-5 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уделяется внимание формированию, развитию и активизации познавательной деятельности, коррекции и развитию личностных качеств ребенка, формированию умения планировать свою деятельность совместно с педагогом и самостоятельно, осуществлять самоконтроль. У детей формируются пространственные и геометрические представления, формируются и совершенствуются навыки ориентировки. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы действий с предметами. Именно предметно-практические действия, операции с множествами: объединение множеств, разделение множества на равные части, удаление части множества способствует формированию абстрактных математических понятий (понятие числа, геометрической фигуры). Процесс обучения опирается на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, с помощью чего формируются элементы абстрактного мышления. Через математическое содержание формируются и корректируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ, синтез.
Учащиеся в 1-ом классе изучают два арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи.
Важным компонентом в обучении математике слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является проговаривание, оречевление своих действий. Только в процессе проговаривания у детей формируется способность отвлеченно действовать не только с предметами, но и с числами. Поэтому большое внимание уделяется работе с индивидуальным раздаточным материалом.
Заинтересовав слабовидящего ребенка с легкой умственной отсталостью, пробудив его интерес, применяя на уроках дидактические игры, игровые приемы, упражнения, создавая интересные для ребенка игровые ситуации, мы в полной мере достигаем цели – развития познавательного интереса и активного познания окружающего мира.
Большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер, соответственно, необходимо сформировать у ребенка алгоритм совместного зрительного и осязательного восприятия предметов.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Особое внимание уделяется пропедевтическому этапу обучения. В процессе обучения уделяется большое внимание формированию позиции школьника, стимулировании интереса к общению, формированию познавательного интереса.
Изучение математики в 1 классе слабовидящими детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дает основу для успешного обучения в школе, так как включает в себя формирование умения ориентироваться (на себе, в тетради, на листе бумаги, в учебнике).
Обучающиеся знакомятся с представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов; уточняются их количественные, пространственные и временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы. Геометрический материал изучается на каждом уроке.
Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и др.).
Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах, являются важным условием целостного восприятия слабовидящими с легкой умственной отсталостью (интеллектуальны нарушениями) творений природы и человека.
Владение математической терминологией, алгоритмами выполнения действий, элементами математической логики позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположений, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в системе координат «слепой-слепой», «слепой-зрячий).
Основными формами обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты, геометрические фигуры). Овладение математическими знаниями происходит в процессе предметно-практической деятельности и действий с числами.
Распределение времени на прохождение программного материала даются ориентировочно.
Формы проведения занятий:
Безусловно, при организации занятий со слабовидящими учащимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ведущей формой проведения уроков является фронтальное обучение. Тем не менее, занятия проводятся с учётом возрастных особенностей, имеющихся навыков самостоятельной познавательной деятельности и степенью готовности к работе в коллективе. Кроме этого в обучении должны учитываться наличие и характер сопутствующих заболеваний, состояние слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, при организации уроков необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, знать состояние его зрительных функций, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что успехи каждого слабовидящего ребенка с легкой умственной отсталостью отмечаются относительно его личных достижений.
Направления работы.
Диагностическое: выявление уровня подготовленности слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью к обучению математике. Анализ результатов.
Организация учебной деятельности. Проведение уроков математики и при необходимости коррекционной работы.
Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.
Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов.
Место предмета в учебном плане.
На изучение математики по варианту 4.3 в 1 классе отводится 4 часа в неделю, 33 учебные недели - 132 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами обучающихся в 1 классе проявляются в том, что они научатся:
- проявлять под руководством взрослого познавательный интерес к освоению окружающего мира;
- принимать позицию школьника, положительно относится к обучению в школе;
- относиться позитивно и положительно к совместной работе с педагогом, другими детьми;
- отвечать, делать выбор, при поддержке педагога, других участников группы.
Предметные результаты:
Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладеет определенной системой знаний, умений, навыков.
Числа и величины:
- Умением читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
- умением устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- умением группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- умением читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Арифметические действия:
- навыком записи действий с двузначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 100) с использованием таблиц сложения и умножения чисел;
- умением выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- умением читать математические выражения, вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок);
- выполнять действия с величинами; формулировать свойства арифметических действий и использовать их для удобства вычислений.
Работа с текстовыми задачами:
- умением устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- умением решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры:
- умением описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- умением распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная линия, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять изображения отрезков, ломаных линий и других геометрических фигур;
- умением выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- умением использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- умением распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- умением соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины:
- умением измерять длину отрезка;
- использовать линейку;
- умением оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо.
Работа с информацией:
- умением читать несложные готовые таблицы;
- умением заполнять несложные готовые таблицы.
Содержание курса
Класс
В связи с пролонгированными сроками обучения (1-5 классы), изучение математике в первом классе ограничивается действиями с числами в пределах 5.
Пропедевтический этап:
Представления о величине, цвете, размере, массе (практические упражнения на сравнение).
Количественные представления: мало - много, изменение количества, сравнение количества путем взаимно - однозначного соответствия.
Временные представления. Времена года. Сутки. Неделя. Вчера, сегодня, завтра.
Возраст: молодой - старый.
Пространственные представления.
Ориентировка на листе бумаги.
Отношения порядка следования.
Геометрические материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Основной этап:
Нумерация. Отрезок числового ряда 1-5. Число и цифра 0. Образование, чтение и запись чисел 1-5.
Счет в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 5. Соотношение количества, числа и цифры.
Место числа в числовом ряду.
Число предшествующее (предыдущее), следующее (последующее).
Сравнение чисел: больше, меньше, равно. Количество лишних, недостающих единиц в сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел 1-5.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 734.