ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Ритмика» для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабовидящих обучающихся, Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Особенностью психофизического развития слабовидящих обучающихся является снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.
Слабовидящим характерны затруднения: в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа. Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
Целями коррекционно-развивающего обучения ритмике слабовидящих школьников, приближающимся по основным линиям развития к нормально развивающимся сверстникам, являются:
· мотивация здоровье сберегающего образа жизни учащихся посредством освоения основ содержания оздоровительных упражнений, танцевальных элементов, умения сохранять и совершенствовать своё телесное «Я»,
· физическое развитие слабовидящих обучающихся, формирование моторики, проприочувствительности для свободного владения своим телом при передвижении;
· воспитание личностных качеств (стремления к преодолению трудностей, упорство в достижении целей, преодоление боязни пространства, выработка активной жизненной позиции);
· развитие навыков мобильности;
· развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми.
· развитие ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли слабого зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений
Курс призван решить следующие задачи:
· осознавать значимость ритмичных движений для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития;
· развивать чувство ритма, музыкально-ритмическую память, двигательная активность, координацию движений, двигательные умения и навыки как необходимое условия для уверенного владения своим телом;
· формировать понимание связи движений с музыкой;
· дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладеть специальными ритмичными упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой, направленными на коррекцию двигательных нарушений;
· выполнять подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев, танцы.
· развивать выразительность и пластичность движений, мобильность; научить использовать ориентировочную, регулирующую и контролирующую роль зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений;
· формировать знания об оздоровительных упражнениях, истории танцев;
· расширять двигательный опыт посредством усложнения ранее освоенных элементов танца и овладеть новыми движениями с повышенной координационной сложностью;
· развивать и усовершенствовать музыкально-двигательные навыки и умения (танцев), способствующие коррекции физических отклонений;
· формировать практические умения, необходимые в организации самостоятельных танцевальных выступлений;
· развивать эмоционально-волевую сферу, когнитивные способности, коммуникативные навыки, самостоятельность;
· воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к миру.
Общая характеристика курса
Курс «Ритмика» является одной из коррекционно-развивающих дисциплин и составной частью физического воспитания слабовидящих школьников. Ритмика представляет собой систему физических упражнений, основанных на связи движений с музыкой.
Занятия ритмикой направлены на коррекцию двигательных нарушений, развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития слабовидящих обучающиеся; они позволяют обучающимся осознать значимость ритмичных движений как для жизнедеятельности человека, так и для своего дальнейшего развития. Развитие чувства ритма является необходимым условием овладения многими видами двигательной деятельности. Человек, обладающий чувством ритма, лучше понимает и усваивает ритмические характеристики движений, которые являются важным компонентом координации движений.
Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке, придают движениям целесообразность, стройность и уверенность.
На занятиях ритмикой обучающиеся знакомятся с музыкой, танцами, песнями и овладевают разнообразными двигательными действиями.
К основным видам деятельности на занятиях ритмикой относятся ритмическая ходьба с различными движениями рук и туловища, проговаривание речевок, стихотворений и др.; бег в различном темпе. обще развивающие упражнения (с предметами и без них), выполняемые под счет учителя; музыкально-ритмические и подвижные игры.,
Ритмико-танцевальная деятельность сложна и многообразна. Состояние здоровья обуславливает выбор методов, форм и видов музыкально-танцевальной деятельности, определяет необходимость использования ритмических движений, игр в качестве корректирующих средств.
Место курса в учебном плане
На обучение ритмике выделяются часы учебного плана: 16,5 часа в год (0,5 ч в неделю).
Программа курса «Ритмика» обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:
· понимание значения овладения навыками музыкально-ритмической деятельности, для самостоятельности, мобильности и независимости;
· формирование самооценки с осознанием своих возможностей при овладении навыками танцевальных движений;
· формирование эмоционального отношения к искусству танца, эстетического взгляда на окружающий мир;
· развитие образного мышления, артистических способностей, творческого потенциала;
· развитие навыков пространственной ориентировки и мобильности;
· формирование умения передавать настроение музыки и художественно-образное содержание через пластику движения;
· овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками через групповые и парные танцы репертуарного плана;
· формирование установки на поддержание здоровье сбережения, охрану сохранных анализаторов, внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· потребность в двигательной активности;
· развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с народными и бальными танцами.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем при овладении музыкально-ритмическими навыками;
· понимать и принимать предложенные учителем способы решения учебной задачи;
· принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
· выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
· осознавать результат учебных действий под руководством учителя;
· описывать результаты действий, используя изученные пространственные, музыкальные, танцевальные термины;
· осознанно и выразительно выполнять движения под музыку.
Познавательные УУД:
· устанавливать логическую связь между текстом, музыкой и движением;
· уметь ориентироваться «на себе», «от себя» ,в круг, из круга, в паре;
· уметь анализировать музыкальный материал к танцу по признакам: размер, характер, темп;
· выбирать по танцевальным движениям и музыке определенные костюмы, атрибуты;
· представлять и уметь изобразить через движения музыкальный образ;
· знать терминологию танцевальных движений и уметь выполнить их.
Коммуникативные УУД:
· принимать участие в работе в паре и группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
· задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя, одноклассников;
· слушать и понимать речь других;
· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Предметными результатами изучения курса является:
· установление связи между целью занятий ритмической деятельностью, мотивом и результатом выполнения ритмического упражнения;
· двигательная самореализация слабовидящего обучающегося;
· восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной, танцевальной деятельности;
· приобщение к достижениям национальной, российской и мировой танцевальной культуры, традициям, многообразию танцевального фольклора России, образцам народного танца;
· планирование и умение придерживаться заданной последовательности движений, действий;
· эстетические и смысловые ориентации, направленные на развитие потребности в двигательном и творческом самовыражении;
· развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации движений;
· саморегуляция как способность к выполнению движений, двигательных действий;
· аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов движения и их функций;
· установка на здоровье сберегающее поведение, ориентация на выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;
· развитие мотивации к преодолению трудностей;
· умение принимать и сохранять учебную задачу;
· потребность в двигательной активности и самореализации;
· активное использование всех анализаторов для формирования компенсаторных способов деятельности, овладения специальными ритмическими упражнениями;
· развитие пространственного мышления, совершенствование навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения ритмических движений;
· умение различать способ и результат деятельности при выполнении танцевальных движений;
· умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на занятиях ритмической гимнастикой;
· алгоритмизация практических действий при выполнении танцевальных движений;
· умение взаимодействовать с социальным окружением при овладении элементами танцев, танцами;
· развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции с помощью ритмических движений и элементов танцев, двигательного самовыражения;
· умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях ритмикой;
· умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий», «слабовидящий- слабовидящий», «слабовидящий – слепой» в процессе овладения ритмическими упражнениями.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Теоретические сведения
Занятия ритмикой в жизни человека. Тело человека и его двигательные возможности. Ритмические упражнения в жизнедеятельности человека, в том числе в учебной деятельности школьника. Музыка и движение. Красота движения и музыкально-ритмическая деятельность. Упражнения в музыкально-ритмической деятельности. Танцевальные движения и танцы. Движение и речь.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 482.