Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры, игры по ориентировке в пространстве. Коммуникативные танцы-игры. Корригирующие игры. Речевые игры. Ритм, декламация.
Этапы урока:
1. Музыкально-ритмические упражнения входят составным элементом в каждое занятие и являются его организующим началом. Задания этого раздела учат детей строиться в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага (маркировка с высоким подниманием колен осторожный, мягкий, пружинящий шаг, ходьба, бег с подскоками, между предметами и другие перестроения в различные формы).
2. Основное содержание второго этапа составляют специальные ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развития мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, рук, ног – навыки пространственной микроориентировки. Его можно дополнить упражнениями из программы по физической культуре. Недопустимо разучивания упражнений без музыки, под счет. Можно вести счет в начале выполнения упражнения, но одновременно с музыкой, а заканчивать упражнения учащихся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыкального сопровождения. Вместе с тем не следует превращать занятие в обычную зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально-ритмичному образу. В раздел специальных ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых слабовидящим детям.
3. Этап разучивания элементов танца и исполнение танцевальных номеров должен носить не только развивающий, но и познавательный характер Обучению слабовидящих детей танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоения хороводного шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с задорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить быстрее, шире. Яркий платочек в руках помогает слабовидящему танцевать весело и свободно, плавно и легко, прочувствовать образ русского хоровода. Осваивая танцевальный репертуар обучащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс.), с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, вальсовый шаг и др.), с историей возникновения танца.
4. Этап – игры под музыку. Подвижные игры. Музыкально-ритмические игры, игры по ориентировке в пространстве. Коммуникативные танцы-игры. Корригирующие игры. Речевые игры. Ритм, декламация.
Содержание разделов реализуется на каждом уроке:
на 1 этапе – теоретические сведения, специальные ритмические упражнения, упражнения на связь движений с музыкой;
на 2 этапе – упражнения ритмической гимнастики, подготовительные упражнения к танцам;
на 3 этапе – теоретические сведения, элементы танцев, знакомство с изучаемым танцем;
на 4 этапе – музыкально-ритмические игры и занятия.
Календарно-тематическое планирование строится на репертуарном плане.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Виды деятельности |
1 | Введение. Азбука движений. Хоровод «Земелюшка чернозём». Игра «Пожалуйста». | Осознают понятия: ритм, Хоровод. Принимают и удерживают правильную осанку. Слушают и повторяют ритмический рисунок, осваивают хороводные шаги, выполняют движение по кругу, в круг, из круга, вокруг себя. Связывают речь с темпом. Ритмом музыки. |
2 | Упражнения на ориентировку. Азбука движений. Хоровод. Игра «Ребёнок – наоборот» | Знакомятся с понятиями: шеренга и колонна. Умеют строиться в шеренгу, колонну, круг. Умеют ходить с высоким подниманием колен и мягким шагом. |
3 | Азбука движений. Хоровод. Полька. | Самостоятельно исполняют хоровод и т. Полька. Выполняют движения у станка: подъём на носки, выставление ноги на носок и каблук, подъём ноги перед собой. Правильно поворачиваются у станка. |
4 | Азбука движений. Полька. Аннушка. | Знают и выполняют движение маятник. Выполняют движения у станка. Отрабатывают т. «Аннушка» и т. Полька – хлопки. |
5 | Азбука движений. Полька. Аннушка. Образные движения. | Знакомятся с позициями рук (1, 2). Выполняют образные движения: ходьба медведя, прыжки зайца, падают листья. |
6 | Разводка под музыку марша. Диско-танец. Полька. Игра. | Знакомятся с современными ритмами на примере диско–танца. Выполняют движения 1 части танца, передавая музыкальный характер. Совершенствуют исполнение польки. |
7 | Азбука движений. Диско-танец. Массовые танцы. Образные движения под музыку. | Выполняют упражнения у станка по 1-ой, 6-ой позициям ног. Совершенствуют диско–танец. Отрабатывают движения массовых танцев. Знакомятся с позициями рук. Придумывают движения соответственно музыкальному образу. |
8 | Упражнения на ориентировку в пространстве. Азбука движений. Массовые танцы. Игра «Золотые ворота». | Учатся расходиться по одному и встречаться с помощью учителя или партнёра. Знакомятся с терминами: “demiplié”, “grandplié”. Выполняют 1и 2 позиции рук, прослеживая движения взглядом. Знакомятся с правилами игры «Золотые ворота». |
9 | Основы танцевальной азбуки. Диско-танец. Речевая игра . | Знакомятся с термином «releve», понимают как правильно исполнить с помощью учителя это движение. Исполняют диско-танец. Регулируют силу, высоту и внятность в игре. |
10 | Азбука движений. Отрабатывают основной шаг в т. «Вальс». Игра на внимание. | Осваивают движения демиплие, гранд плие, релеве. Учат боковые движения вальса, положение рук в паре. Внимательно играют. |
11 | Азбука движений. Вальс (1 фигура). Игра «Пограничник» | Выполняют движения у станка с поворотом. Танцуют в паре 1 фигуру вальса. Учат правила игры «Пограничник». |
12 | Азбука движений. Повтор репертуарных танцев. Игры. | Знакомятся с 3-ей позицией ног. Выполняют движения по этой позиции. Репертуарные танцы исполняют выразительно, артистично. |
13 | Азбука движений. Вальс – дружба. Отработка движений II части в т. Кадриль. | Чётко и выразительно выполняют отдельные движения и элементы танца Кадриль. Выразительно исполняют Вальс – дружба. |
14 | Азбука движений. Переходы по кругу в танце Кадриль. Знакомство с т. Казачок. | Осваивают универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при переходах в т. Кадриль. Знакомятся с музыкой т. Казачок. |
15 | Азбука движений. Т. Казачок в паре. Повтор т. Аннушка, т. Полька. Игры. | Выполняют разводку и упражнения у станка. Осваивают движения в т. «Аннушка», Полька. Играют в группах. |
16 | Азбука движений. Разводка под музыку т. Полонез. Совершенствование танцев: Аннушка, Полька, Казачок. | Выполняют движения по позициям: 1, 2, 6. Следят за осанкой, координацией рук и ног. Исполняют танцы репертуарного плана. |
Разводка. Азбука движений у станка. Танцы: Вальс, Полька, Аннушка, Казачок, диско–танец, Игры. | Выполняют разводку под музыку полонеза. Знают и исполняют танцевальный репертуар. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Специальная литература
1. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе: Методические рекомендации. – Горький, 1990.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598).
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.2).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Оборудованный кабинет: зеркала и детские хореографические станки. В кабинете Ритмики должен быть обозначен яркий круг по центру и отмечен центр разными красками (ширина полосы- 10 см, радиус круга- 7 см). На начальной стадии обучения ориентировочным упражнениям слабовидящих школьников, круг и центр являются ориентиром в правильном выполнении заданий, помогают контролировать себя.
2. Технические средства: музыкальный центр, фортепиано.
3. Наглядные атрибуты: мячи, обручи, платочки, короны, сарафаны, косоворотки и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
По итогам занятий ритмикой слабовидящие первоклассники осознают значимость ритмичных движений для жизнедеятельности человека и своего дальнейшего развития. У них будет развиваться чувство ритма, музыкально-ритмическая память, двигательная активность, координация движений, двигательные умения и навыки как необходимое условия для уверенного владения своим телом. У них будет формироваться понимание связи движений с музыкой.
Слабовидящие обучающиеся научатся дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладеют специальными ритмичными упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.); упражнениями на связь движений с музыкой.
Обучающиеся овладеют умением выполнять подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев, танцы. У них будут развиваться выразительность и пластичность движений, мобильность; ориентировочная, регулирующая и контролирующая роль зрения при выполнении различных видов ритмических упражнений.
Слабовидящий обучающийся научится:
Ритмика (теоретические сведения):
осознавать значение ритмической деятельности, её роль в жизни человека и для собственного развития;
понимать связь движения с заданным ритмом, характером музыки, связь техники речи с характером движения;
соблюдать ограничения по зрению при выполнении музыкально-ритмических упражнений, движений.
Специальные ритмические упражнения:
реагировать на сигнальные слова «движение», «темп», «ритм»;
выполнять движения в соответствии с освоенным видом ритмического упражнения;
согласовывать темп движения с проговариванием;
прослеживать движения рук взглядом.
Упражнения на связь движений с музыкой:
согласовывать характер, темп, направление движения в соответствии с видом упражнений;
понимать характер, ритм музыки, песни и двигаться под музыку.
Упражнения ритмической гимнастики:
выполнять ритмические гимнастические движения без предмета, с предметом на счет, с хлопками, с проговариванием стихов, пословиц, речевой и др.;
дифференцировать движения кисти, пальцев руки для захвата и удерживания предмета при выполнении упражнений под музыку;
стремиться к выразительности и красоте движений;
использовать свои двигательные и зрительные возможности при выполнении упражнений ритмической гимнастики.
Подготовительные упражнения к танцам:
сознательно относиться к выполнению движений;
выполнять упражнения для ступней ног (вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок);
принимать и удерживать правильную осанку;
выполнять согласованные движения с партнёрами.
Элементы танцев:
выполнять различные виды ходьбы, бега под музыку;
дифференцировать виды танцевальных движений, обозначать их точным словом;
выполнять элементы танцевальных движений.
Танцы:
принимать базовые исходные позиции и выполнять движения изучаемого танца;
выполнять танцевальные движения в общем ритме и темпе совместно с партнером;
ориентироваться в пространстве зала и передвигаться в нем с изменением темпа музыки и направления движения («Полька», «Хоровод»).
Музыкально-ритмические и речевые игры:
выполнять имитационные и образно-игровые движения под музыку;
регулировать силу, высоту голоса, внятность произношения в речевых играх;
выполнять мимические и пантомимические движения.
ВАРИАНТ 4.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
к комплекту рабочих программ для 1-го класса ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (слабовидящие обучающиеся, вариант 4.3)
Входящие в комплект рабочие программы для 1-го класса разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ и методик обучения слабовидящих детей, имеющих легкую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.3). Данные программы могут быть использованы педагогами при составлении аналогичных рабочих программ для обучения слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого класса с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Вариант 4.3 предусматривает обучение слабовидящих детей, имеющих выраженные дополнительные первичные нарушения развития и при этом значительно отстающие в развитии от возрастной нормы (легкая неосложненная умственная отсталость, выраженная задержка психического развития резидуально-органического генеза, а также другие отклонения в развитии, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью).
Обучение в 1-5 классах слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет целью создание условий выполнения требований Стандарта для личностного развития данной группы обучающихся и достижение ими планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, направленной на обеспечение социальной адаптации и интеграции.
Цель обучения в 1-5 классах состоит также в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. В этой связи обучение в 1-х классах направлено на решение диагностико-пропедевтических задач:
1. выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, особенностей его психофизического развития, оказывающего влияние на овладение учебными умениями и навыками;
2. формирование у обучающихся физической, социально-личностной, коммуникативной и интеллектуальной готовности к освоению АООП;
3. формирование готовности к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время;
4. обогащение знания обучающихся о социальном и природном мире, приобретение опыта в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, ручной труд, игра и др.).
Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:
- формирование основ общей культуры, нравственное развитие, воспитание слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), сохранение и укрепление их здоровья;
- личностное развитие слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- удовлетворение особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися планируемых результатов по освоению учебных предметов/курсов коррекционно-развивающей области;
- минимизацию негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной группы обучающихся на освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы;
- оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
- использование в образовательном процессе современных тифлотехнических средств и средств оптической коррекции;
- использование в образовательным процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление слабовидящим обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) возможности накопления социального опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
Данный комплект примерных рабочих программ (РП) для слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучения первоклассников включает восемь РП по учебным предметам, охватывая, таким образом, все предметные области, и одну РП программу по коррекционному курсу из шести курсов коррекционно-развивающей области, определенных ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Таким образом, комплект состоит из следующих РП:
1. Русский язык (Родной язык)
2. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке
3. Математика
4. Окружающий мир
5. Изобразительное искусство. Тифлографика.
6. Ручной труд
7. Музыка
8. Физическая культура
9. Ритмика (коррекционный курс)
Все рабочие программы имеют одинаковую структуру: пояснительную записку, содержание предмета/курса, включающего перечень изучаемого в 1 классе учебного материала, календарно-тематическое планирование, требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету/курсу, планируемые результаты изучения учебного предмета/курса.
Общее количество часов на каждый учебный предмет и коррекционный курс указано в полном соответствии с учебным планом варианта обучения 4.3. При этом распределение времени по темам является примерным (ориентировочным) и в реальном учебном процессе будет зависеть от образовательных потребностей обучающихся того класса, для которого педагог будет составлять свою рабочую программу.
При составлении рабочих программ по варианту 4.3 с опорой на РП данного комплекта педагогами необходимо учитывать, что урочная деятельность в соответствии АООП состоит из обязательной части – 70% и части, формируемой участниками образовательных отношений – 30%.
В процессе коррекционно-развивающей работы педагогу важно учитывать индивидуальные возможности нарушенного зрения слабовидящих обучающихся. Напомним, что к категории «слабовидящие дети» относятся обучающиеся с остротой зрения, находящейся в диапазоне от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной подкатегории детей от слепых состоит в том, что даже при выраженном снижении остроты зрения (0,05-0,1) зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и используется в качестве ведущего.
Слабовидящий ребенок с выраженными дополнительными первичными нарушениями развития, осваивая АООП по варианту 4.3, получает образование в пролонгированные сроки (1-5 лет), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения здоровья.
При правильно организованных условиях обучения слабовидящий ребенок с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в перспективе способен нормально социализироваться и овладев элементарными трудовыми навыками в рамках доступной профессиональной деятельности, трудоустроен. Организация индивидуального подхода к обучению таких детей позволяет достичь результатов в обучении письму и чтению, самообслуживании и самостоятельной ориентировке в пространстве, развитии коммуникативных навыков.
Выбор методик и средств обучения, а также, направлений оказания коррекционной помощи слабовидящему обучающемуся, у которого нарушения зрения сочетается с легкой умственной отсталостью, будет зависеть от того, насколько успешно педагоги его научат пользоваться сохранными анализаторами (особенно осязанием и слухом) и зрительными функциями нарушенного зрения. Естественно, при выборе методик обучения такого ребенка необходимо учитывать его психофизическое развитие, в целом, наличие дополнительных соматических проблем, сформированности навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, развития моторных навыков и речи.
В структуре содержания варианта 4.3 АООП акцентируется внимание на организации специального обучения и воспитания по адаптированным основным образовательным программам, расширении области развития жизненной компетенции и индивидуальной работы с обучающимися. В зависимости от потребностей и возможностей ребенка АООП индивидуализируется специальной индивидуальной программой развития (СИПР).
Организация образовательной деятельности и распределение учебной нагрузки в первом классе проводится в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ:
«Гигиенические требования к максимально допустимому объему общей недельной нагрузки для первоклассника с ОВЗ: 21 ак.ч. – аудиторная нагрузка, до 10 ак.ч. – внеурочная деятельность.
Обучение в первом классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований:
7. «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии: сентябрь, октябрь – по 3 урока в день до 35 минут каждый, ноябрь, декабрь – по 4 урока в день до 35 минут каждый; во втором полугодии: январь-май - по 4 урока в день до 40 минут каждый;
8. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
9. Образовательная учебная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. При этом, максимально допустимый объем нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
10. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут;
11. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Индивидуальная программа составляется врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов;
12. Комплектование класса по варианту 4.3 – 9 человек».
Каждый учебный предмет и включенный в него курс коррекционно-развивающей области дает возможность формирования у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовых учебных действий (БУД), которые сформулированы в АООП.
Важным условием успешного обучения слепых детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является учет их особых образовательных потребностей, сформулированных в пояснительной записке АООП для детей, обучающихся по варианту 4.3.
В процессе обучения по любой из входящих в Комплект программ необходимо соблюдать ряд общих требований:
Требования к организации учебного пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
· определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
· соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
· оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязательного и слухового восприятия;
· комфортные уровня освещенности школьных помещений;
· индивидуальное освещение рабочей поверхности (по показаниям);
· использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.
Требованиях к организации учебного процесса
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
· рассаживать учащихся в классе в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, т.е. с учётом особенностей зрительных возможностей обучающихся;
· соблюдать режим допустимой зрительной нагрузки, в частности, непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
· использовать тетради с крупной разлиновкой;
· использовать учебники с крупным шрифтом;
· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
· при подготовке раздаточного материала, напечатанного на принтере, использовать полужирный шрифт Arial не менее 14 размера с печатью через 1,5 интервала;
· чередовать зрительную, слуховую и тактильную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;
· иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;
· проводить физкультминутки, в том числе для снятия зрительного утомления;
· следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);
· использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности , ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и ограничением поля зрения снизу);
· использовать ТСО не более 15 минут;
· следить за тем, чтобы изображение на экране было качественным, ярким и контрастным, а расстояние от центра экрана до пола составляло 1,0–1,5 м;
· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
· в солнечные дни использовать жалюзи;
· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям:
· материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, шириной не более 5 мм), содержать небольшое количество только информативных деталей;
· контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия;
· в наглядных пособиях и иллюстрациях необходимо использовать контрастные цвета;
· по возможности пособия должны быть рассчитаны на бисенсорное или полисенсорное восприятие;
· восприятие объектов необходимо проводить на полисенсорной основе и сопровождать словесным описанием (данное требование является условием формирования у слабовидящих учащихся целостного образа);
· наглядный материал предъявляется на контрастном фоне;
· презентации готовятся без использования «выплывающих» и поворачивающихся картинок (иллюстраций), текст на слайдах пишется на однотонном фоне.
Для реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 4.3) важное значение имеют материально-технические средства:
─ рельефно-графические пособия ИПТК «Логосвос»; ─ тифлоприборы «Графика», «Ориентир», «Светлячок», подставка для книг «Сигма»;
─ наглядный материал, настольные и дидактические развивающие игры, подобранные с учетом психофизических особенностей и на основе методических рекомендаций тифлопедагога;
─ спортивный инвентарь и тренажеры.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 343.