МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе обучения русскому языку необходимо соблюдать ряд общих требований («Требования к организации учебного пространства», «Требованиях к организации учебного процесса», «Требования к иллюстрациям, макетам, натуральным объектам и наглядным пособиям»), которые сформулированы в пояснительной записке к комплекту программ для обучения слабовидящих школьников по варианту 4.3.

Дидактические пособия и учебное оборудование.

· подставки для учебника;

· дополнительные источники освещения (по необходимости);

· тифлосредсва для слабовидящих;

· фланелеграфы разного цвета для использования в качестве фона;

· дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);

· касса букв для фронтальной и индивидуальной работы;

· указки для чтения;

· индивидуальные оптические средства коррекции (лупы, увеличители и т.д.)

· фоны для рассматривания иллюстраций черный, желтый, синий, белый, зеленый.

· ТСО.

Учебно-методическая литература

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 4.3.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По окончании 1 класса по предмету «Русский язык» слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится:

· различать звуки и буквы:

· правильно называть буквы;

· писать строчные и прописные буквы русского алфавита;

· списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения;

· в конце предложения ставить точку;

· составлять по заданию предложения, выделять предложения на заданную тему из речи и текста;

· анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

· читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

· ориентироваться в своих учебных принадлежностях.

 





ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ). 1 КЛАСС

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по предмету «Чтение» для 1-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3), методик обучения слабовидящих детей.

Изучение учебного предмета «Чтение» по варианту обучения 4.3 направлено на достижение следующих образовательно-коррекционных целей:

1) Социализация личности слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и коррекция речемыслительных способностей.

2) Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

3) Развитие устной коммуникации, способности к осмысленному чтению.

4) Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию слабовидящего обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Задачи:

1) овладение правильным чтением текстов вслух целыми словами;

2) овладение специальными умениями работы с текстом;

3) проявление интереса к чтению тактильных книг;

4) формирование умения точно соотносить слово с обозначаемым предметом, действием, признаком;

5) участие в обсуждении прочитанных произведений;

6) формирование умения высказывать отношение к поступкам героев;

7) овладение максимально разборчивой и четкой речью;

8) преодоление речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности;

9) формирование умения выбирать с помощью взрослого литературу для чтения;

10) формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного чтения, как показателя общей культуры человека.

Задачи изучения курса:

· дать начальные знания о звуках и буквах алфавита русского языка, об основных единицах русского языка (звук, слог, слово, предложение, текст), научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

· вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки(ами) навык правильного, сознательного чтения;

· совершенствовать навыки звука – буквенного анализа слов, составления предложений, рассказа по картинке (серии картинок);

· содействовать воспитанию читательской культуры учащихся, самостоятельного посещения библиотеки;

· развивать умение самостоятельно выбирать книги по интересу;

· формировать умение самостоятельно работать с книгой;

· обучать самостоятельности при выполнении задания, коллективной работе, работе в парах;

· овладевать навыками самостоятельной ориентировки на странице учебника, книги, рисунков;

· уточнять  уже полученные ранее представления об окружающей действительности и способствовать овладению новыми знаниями;

· формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

· формировать пространственные представления.

Общая характеристика курса:

Предмет чтение, является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение грамоте слабовидящих детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлено на формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха.

Программа обучения грамоте состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период длиться примерно до середины II ой четверти.

В этот период основное внимание уделяется работе по таким направлениям:

· Развитие слухового и зрительного восприятия;

· Развитие речевых навыков.

· Развитие зрительного восприятия.

· Охрана и развитие остаточного зрения (при его наличии);

В добукварном периоде проводится работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, развитию мелких мышц рук (подготовка руки к письму). Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники с нарушением зрения и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период, является основой для освоения звуков речи. Учащиеся учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р. ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Слабовидящие дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на практике знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рельефных простых рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.

Букварный период.

В ходе букварного периода идёт работа по таким направлениям:

· обозначать звуки речи буквами;

· различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);

· устанавливать последовательность звуков в словах;

· правильно артикулировать звуки;

· читать прямые слоги с уже знакомыми буквами и постепенно усложняющиеся слова;

· выкладывать с помощью разрезной азбуки: знакомые буквы, открытые и закрытые слоги с ними (слова)

· читать предложения и небольшие тексты, состоящие из изученных букв.

В этот период у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.

В образовании слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особое значение придается практической стороне результатов обучения - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.

Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной формой обучения является урок. На уроках предусматривается использование различных наглядных средств обучения (модели, муляжи, макеты). Овладение знаниями представлениями происходит в процессе предметно-практической деятельности.

Место учебного курса в учебном плане

На обучение математике  выделяются часы учебного плана: 132 часа (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Формы проведения занятий:

Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках чтения: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения. Важное место имеют практические действия, действия по подражанию. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

При организации занятий необходимо учитывать дошкольный опыт ребёнка и его положение в семье, представлять себе патологию зрения, состояние здоровья учащегося, уровень его физического и психического развития. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и помнить, что успехи каждого ребенка с легкой умственной отсталостью отмечаются относительно его личных достижений.

Направления работы.

Диагностическое: выявление уровня подготовленности слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью к обучению чтению. Анализ результатов.

Организация учебной деятельности. Проведение уроков чтения и при необходимости коррекционной работы.

Консультативное: проведение консультаций для родителей (законных представителей), педагогов.

Просветительское: проведение тематических родительских собраний, семинаров, круглых столов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 590.