В процессе обучения слабовидящих детей с легкой умственной отсталостью педагогу необходимо помнить о ценностных ориентирах названной группы обучающихся.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ценностными ориентирами начального общего образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступают:

•     формирование любви к стране, городу на основе:

─ чувства гордости за свою страну, сопричастности с обществом;

─осознания «Образа Я» как члена социальной группы (семьи, класса, школы);

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

─- проявления доброжелательности к окружающим;

─- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников деятельности;

─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных коммуникативных задач;

─ опоры на опыт взаимодействий в системе координат "слабовидящий-нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий".

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

─- понимания и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и стремления следовать им;

─- ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

─ личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;

─ восприятия «образа Я» как субъекта учебной деятельности;

─ внутренней позиции к самостоятельности и активности;

─ развития эстетических чувств;

•     развитие умения учиться на основе:

─ понимания значения учения;

─  развития мотивов учебной деятельности;

─ формирования элементарных умений учиться и способности к организации своей деятельности;

─ адекватного использования компенсаторных способов для решения различных учебно-познавательных задач;

─ адекватного взаимодействия с партнерами в системе координат: «слабовидящий - нормально видящий", "слабовидящий-слабовидящий"; умения адекватно запросить и принять помощь;

•     развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:

─ формирования эмоционально-положительного отношения к себе и к окружающим;

─ развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям;

─ формирования готовности к преодолению трудностей;

─ формирования умения избегать ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, безопасности личности;

─ формирования способности уважать окружающих и результаты труда других людей.

 


 


РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа курса «Русский язык» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования слабовидящих обучающихся разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3).

Русский язык является одним из наиболее важных общеобразовательных предметов в начальной школе. Изучение русского языка по варианту 4.3 направлено на овладение слабовидящими детьми с лёгкой умственной отсталостью грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения.

Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими фонетикой русского (родного) языка, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цели изучения курса:

- овладевать первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению;

- формировать у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира;

- развивать устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, развитие навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

В процессе реализации данных целей достигаются следующие задачи курса «Русский язык (обучение грамоте)»:

― дать знания о звуках и буквах русского алфавита, о письменной и устной речи, об основных единицах русского языка (слово, слог, предложение, текст);

― содействовать воспитанию любви к родному языку и его изучению;

― развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию;

― формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике;

― способствовать к осмысленному чтению и письму;

― формировать навыки культуры речи;

― развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию обучающегося.

 

Общая характеристика курса

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти.

Основные задачи добукварного периода:

  • выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка ;
  • подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
  • привить интерес к изучению русского языка.

В этот период начинается работа по формированию у детей с легкой умственной отсталостью общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Учащиеся учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Учащиеся учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р. ш-ш-ш. з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме: делить предложения на слова, слова на слоги: выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

 К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а. у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

Букварный период.

В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам. ум), после этого прямые слоги (ма, му). требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При изучении учебного предмета «Русский язык» у слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут закрепляться умения пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики, развиваться и повышаться возможности нарушенного зрения, развиваться навыки ориентировки в микропространстве (в книге, в тетради).

Место учебного курса в учебном плане

На обучение русскому языку выделяются часы учебного плана по русскому языку 165 часов (5 ч в неделю, 33 учебные недели).

Дата: 2019-07-30, просмотров: 384.