Психологическое обследование ребенка является частью комплексного медико-психолого-педагогического исследования, обеспечивающего всестороннее изучение особенностей его развития.
Для диагностики нарушенного психического развития ребенка значимыми являются сведения, характеризующие состояние центральной нервной системы, его соматическое и психическое развитие, уровень сформированности психических функций соответствующий данному возрасту. В связи с этим необходимо сопоставить данные медицинского, психологического, педагогического и логопедического обследования. Это объясняется тем, что нарушения психического развития у детей могут быть обусловлены причинами как социального, так и биологического характера. Они могут выступать как самостоятельные аномалии, так и в совокупности нервных, нервно-психических и соматических заболеваний.
Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка является история его развития. Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные события детства и сопоставить с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде.
Особенное значение условий, в которых развивается ребенок, основывается на разрабатываемой в отечественной пси-
хологии концепции онтогенеза как процесса прижизненного формирования психической деятельности и личности ребенка.
В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено установлению неблагоприятных воздействий на психику ребенка. К их числу можно отнести: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь близкого человека, члена семьи, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и др.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства и др.
Психолог, работающий с аномальным ребенком и исследующий его в диагностических целях, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности станет центральной в исследовании. Поэтому необходимо выявить особенности и изменения в его развитии, а затем тщательно их проанализировать. Для решения этой задачи и более эффективного исследования детей с нарушенным психическим развитием, целесообразно подбирать такие диагностические методики, которые бы отвечали специфическим задачам исследования.
В работе психолога можно выделить два этапа — подготовительный (организационный) и основной (психологическое обследование, интерпретация результатов, составление заключения).
Подготовительный этап. Задачей подготовительного этапа является сбор анамнестических данных и составление предварительного представления об этиологии аномального развития.
«Точный детальный анализ может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного собирания нередко можно поставить предположительный диагноз до получения объективных результатов»1. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из медицинской карты, которая должна содержать заключения специалистов:
• педиатра об общем состоянии ребенка;
• психоневролога с обоснованным диагнозом и характе
ристикой умственного развития;
1 Исаев Д.Н. Психологическое недоразвитие у детей. М, 1962. С. 67.
• отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи);
• офтальмолога с характеристикой состояния органов зрения;
• врача-ортопеда (для детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата).
Такой подробный анализ сориентирует психолога и даст ему возможность сформировать исходные предпосылки для выделения направления исследования психических функций.
Важным моментом в работе на подготовительном этапе является беседа с педагогом, в которой должны быть отражены данные о продолжительности обучения и воспитания ребенка, подробный анализ успеваемости, поведения, а также данные о мероприятиях, проведенных в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости аномальных детей и прогнозировании темпов их развития.
Не менее важным источником знаний о психическом развитии ребенка являются сведения об истории его жизни, полученные от родителей. Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослыми, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда присутствует в сообщении родителей. На этом моменте специально останавливался Л. С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнение, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать...»1. У родителей необходимо узнать о их здоровье, как протекала беременность, благополучно ли прошли роды, особенности раннего развития ребенка, какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни, посещал ли ясли, детский сад, как складывались взаимоотношения с другими детьми. Важно выяснить, не было ли каких-нибудь резких пере-
1 Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. М., 1984. Т. 5. С. 55.
ломов в семейном воспитании. Большое значение для формирования личности ребенка имеют отношения между родителями. Очень важно знать, воспитывался ребенок в дружной семье или в такой, в которой были постоянные распри и неудачи. Даже такие, что ускользающие от внимания взрослых обстоятельства, как возраст и характер детей, с которыми ребенок проводит время, так же оказывают заметное влияние на формирование тех или иных черт характера и на умственное развитие.
Большую помощь психологу в составлении истории развития ребенка, включающую основные моменты этого процесса, а также признаки, имеющие диагностическое значение, может оказать схема, разработанная сотрудниками кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ1, а также карта истории развития ребенка.
В практике для выявления особенностей психического развития ребенка, также широко используется метод изучения продуктов деятельности. Содержание результатов детского творчества и учебной деятельности позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображении ребенка, сформированности зрительных представлений, развитии мелкой моторики, степени сформированности навыков учебной деятельности. Характер выполнения письменных работ поставит перед исследователем вопрос о имеющихся у ребенка трудностях. Так, несоблюдение линий при письме может быть вызвано и нарушением моторики, и трудностями пространственной ориентировки, непониманием предъявленных требований. Ошибки при письме (перестановки, пропуски букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют различные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере ему оказывалась.
Сравнивая первую и последнюю тетради, можно установить динамику развития ребенка, интересные сведения о ребенке можно получить из его рисунков. Иногда именно рисунок является первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.
1 Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Довольно часто в выполненном задании отражается не только отношение ребенка к действительности, уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, но и отношение к своему дефекту.
Как правило, продукты деятельности детей с нарушенным психическим развитием по сравнению с нормой имеют типичные особенности.
Закончив ознакомление с медицинскими заключениями о состоянии здоровья ребенка и историей его развития, психолог непосредственно знакомится с ним.
Беседа позволяет в процессе личного общения с ребенком не только установить с ним контакт, но и получить общее представление о его развитии.
Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем мире и времени, особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает психологу некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности ребенка.
Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб педагога, родителей и самого ребенка, его возраста и индивидуальных особенностей. При изучении особенностей психического развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего, как исходный пункт для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности ребенка с нарушениями психического развития. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что создает благоприятную почву для проведения обследования при помощи специальных заданий.
Программы беседы с ребенком должны строиться с учетом возраста, особенностей приема и переработки информации детьми, имеющими нарушения развития, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма, встречающегося часто у детей с тяжелой речевой патологией. Беседа должна быть неформальной, способствующей установлению эмоционально-доверительного контакта психолога и ребенка. Это
особенно важно, так как многие дети с нарушениями развития уже накопили негативный опыт общения со взрослыми.
Для более глубокого изучения особенностей психики ребенка с нарушенным психическим развитием необходимо использовать специальные методы экспериментально-психологического исследования, что и является задачей второго — основного этапа работы детского психолога.
Благодаря экспериментально-психологическому исследованию психолог получает возможность не только определить причины, вызывающие те или иные психические нарушения, но и следить за их изменениями и развитием.
Детскому психологу необходимо уметь экспериментально исследовать особенности психической деятельности ребенка в случае, если он по некоторым причинам начинает плохо успевать по какому-либо одному предмету или по нескольким. Неуспеваемость по одному из предметов при хорошей успеваемости по другим — может быть следствием какого-либо локального поражения, либо недоразвития. Так, например, при нарушении восприятия пространства может возникнуть стойкая неуспеваемость по математике; при нарушении слухового анализатора возникают грубые ошибки письма.
Психолог, овладевший методами экспериментальной патопсихологии, может оказаться полезным помощником врача-психоневролога в случаях трудной диагностики нервно-психических нарушений.
Выделим основные принципы построения эксперимен- тально'психологического исследования, хорошо сформированные в работах отечественных патопсихологов1-2.
Одним из основных принципов построения патопсихологического исследования является принцип моделирования психической деятельности, т. е. той деятельности, которую обычно человек осуществляет в своей повседневной жизни: при выполнении профессиональных задач, в процессе обучения, общения с окружающими. Во время исследования в деятельности чело-
1 Практикум по патопсихологии./ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой,
В.В. Лебединского. М., 1987.
2 Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.
века искусственно вычленяются отдельные действия: анализ и синтез различных предметов, понятий или суждений, установление между ними логических связей (причинных, ассоциативных, нахождение аналогий и др.); дифференциация объектов или отношений между объектами и понятиями.
Психолог, наблюдая за характером действий ребенка, основываясь на вышеизложенных положениях тщательно фиксирует весь процесс работы: отмечает способы выполнения заданий; выделяет ошибки в ходе решения задач; отмечает продолжительность и темп работы ребенка.
Другим важным принципом, которому следует построение экспериментально-психологического исследования, является принцип учета отношения ребенка к исследованию. Отношение ребенка к экспериментально-психологическому исследованию связано со структурой его мотивационно-потребностной сферы, соответственно, названный принцип адресуется, прежде всего, к учету личностного аспекта деятельности ребенка. Еще одним принципом построения экспериментально-психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психической деятельности ребенка. Принцип качественного анализа деятельности предполагает учет не только результатов выполнения каждого отдельного задания, а тщательное рассмотрение всего процесса работы: общего его темпа, последовательности смены операций, характера ошибок и того, чем они вызваны, возможность самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки.
Повседневная практика клинической и экспериментальной работы, как подчеркивает Б. В, Зейгарник, показывает, что один и тот же патопсихологический симптом может быть обусловлен различными механизмами. По этому принципу качественный анализ деятельности требует соблюдения ряда требований:
* желательна гибкая тактика оценки качества работы с учетом индивидуальности ребенка и конкретной задачи исследования;
* обязательна дозированная помощь детского психолога
ребенку, позволяющая определить зону его ближайшего
развития.
психолог проявляет внимание и доброжелательное отношение к ребенку — этичным психолог обязан быть всегда.
Обучающая тактика эксперимента применяется главным образом в тех случаях, когда необходимо выявит сохранные стороны психической деятельности и личности ребенка с тем, чтобы помочь ему в выборе путей возможной компенсации дефекта. Она реализуется в разного рода подсказках, помощи со стороны психолога, показе эталонов правильного выполнения задания.
Диагностически важно, принимает ребенок или отвергает кооперативные отношения с психологом; каково соотношение самостоятельной деятельности ребенка при выполнении заданий и деятельности кооперативной; какова мера помощи, необходимая ребенку для правильного выполнения задания; в какой мере ее следует давать.
При подборе экспериментальных методик для обследования детей с нарушениями развития следует руководствоваться задачами, которые ставятся перед детским психологом.
В самом общем виде можно сказать, что подбор методик для диагностического обследования определяется двумя принципами:
• получение наиболее полных и всесторонних сведений о
какой-либо конкретной деятельности;
• получить более достоверные данные путем сочетания
близких по направлению методик.
Интерпретация результатов достаточно важный и трудный момент в работе психолога. Достоверная квалификация симптомов нарушения психических функций требует учета и объективной оценки всей экспериментальной ситуации в целом.
Выделим некоторые общие положения, которые необходимо учитывать при интерпретации экспериментальных данных:
• отношение испытуемого (ребенка) к эксперименту находится в зависимости от его состояния;
• особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора;
» характер отношения испытуемого к инструкциям эксперимента;
• особенности проведения каждой отдельной экспериментальной пробы;
• возможность поиска путей компенсации и опорных пунктов для исправления самим испытуемым.
Правильно разобраться в этих вопросах и, главное, сформулировать рекомендации для дальнейшей коррекционной работы можно только при сопоставлении результатов разных заданий.
Интерпретация результатов эксперимента основывается на подробном анализе первичных протоколов исследования. Процесс анализа результатов включает несколько последовательных этапов;
• обобщение всех экспериментальных фактов, характеризующих состояние испытуемого во время эксперимента, так как состояние может влиять на результаты исследования, а поэтому достоверная оценка отдельного симптома достигается только при условии учета этого состояния;
• оценка мотивированности ребенка в исследовании, его заинтересованность;
• учет понимания ребенком инструкций, способов выполнения, т. е. всей совокупности экспериментальных данных, получаемых в каждом конкретном случае; особо необходимо обратить внимание на оценки результатов
выполнения методик, направленных на выявление особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка;
• сопоставление результатов выполнения различных методик, причем важно сопоставить не только типы нарушений внутри отдельных психических процессов, а где возможно, сравнить различные уровни внутри одной психической функции.
В результате работы по всем вышеперечисленным этапам, психолог получает квалификацию выявленных нарушений, иными словами, патопсихологические симптомы. Его задачей теперь является сопоставление патопсихологических симптомов и, по существу, формирование и обоснование особого патопсихологического синдрома, понимаемого как совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особеннос-
тей психической деятельности ребенка, сформулированных в психологических понятиях.
На основании анализа результатов исследования составляется заключение. Как указывают известные патопсихологи (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн) не может быть общего эталона в составлении заключения, как не может быть одинакового набора методик для построения исследования. Могут быть лишь предложены рекомендации относительно схемы заключения:
• начинать заключение необходимо с анализа запроса педагога, медицинского работника или жалобы родителей на особенности психической деятельности ребенка;
• далее идет описание из истории жизни ребенка, указывающее возможную причину, время возникновения на рушения и его характер, приводятся данные поведения и его оценки в ситуации психологического исследования;
особенности внимания во время выполнения задания, контактность, реакции на одобрение и замечания, отношения к неудаче, состояние моторики, эмоционально-волевая сфера, состояние речи;
• следующая часть заключения должна содержат сведения о характере познавательной деятельности ребенка, при чем желательно подробную характеристик начинать с описания центрального, ведущего нарушения — при этом
вести описание не по методикам исследования и не по психическим процессам, а давать описание психологического синдрома нарушений психической деятельности ребенка; показать состояние высших психических функций, а также влияние дефекта на личность ребенка; в заключение могут быть включены яркие примеры из протокола, подтверждающие квалификацию нарушения.
Заключение заканчивается выводами, отражающими наиболее важные данные исследования — структуру основного психологического синдрома.
Содержащийся в заключении материал должен служить обоснованием мнения исследователя о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что, в свою очередь, необходимо для
правильного определения путей коррекции и компенсации выявленных нарушений.
Литература
1. БурменскаяГ.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г Возрастно-психологическое
консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: Изд-во
2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудно
го детства. Собр. соч. М., 1984. Т. 5. С. 55.
3. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум М • ТЦ
Сфера, 2004.
4. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. С. 3—4.
5. Николаева В.В., Соколова Е, Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патопсихологии. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 22.
6. Практикум по патопсихологии./ Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой,
В.В. Лебединского. М., 1987.
7. Рубинштейн СМ. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.
Содержание
Введение .............................................................. 3
Дата: 2019-07-31, просмотров: 236.