Понятие синдрома раннего детского аутизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В системе негативных изменений психики, входящих в струк­туру шизофренического дефекта, особое место занимает так называемый синдром раннего детского аутизма, отличающийся от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгар­моничностью как клинической картины, так и психологической структуры нарушений.

Клинико-психологическая структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые была описана Л. Каннером и характеризуется следующими признаками1:

* аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального раз­вития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

* стремление к постоянству, проявляемое как стереотип­ные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

* особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

* раннее проявление (до 2,5 года) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени свя­зывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).

* Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М., 1989.

 

 

Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3—6 случаях на 10 тыс. детей, причем он чаще бывает у мальчиков в пропорции 3—4:1. В настоящее время большинство исследова­телей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность цен­тральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вы­звана широким кругом причин: врожденной аномальной консти­туцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением центральной нервной системы в результате патоло­гии беременности и родов. Действие различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картину синдрома ран­него детского аутизма. Он может быть осложнен различной сте­пенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи.

Аутизм проявляется в отсутствии или значительном сниже­нии контактов, «уходе» в свой внутренний мир. Отсутствие кон­тактов наблюдается как по отношению к близким, так и к сверс­тникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он находится один. Ребенок тщательно скрывает свой внутренний мир от окружающих. Обращает на себя внима­ние эмоциональная холодность и безразличие к близким, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью малейшим замечанием в свой адрес. Окружающая среда, анормальная для здорового ре­бенка, часто неприятна, травмирующа для аутичного. Человечес­кое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, отсюда избегание взгляда, прямого зрительного контакта. Как показывают исследования, страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутического поведения этих детей. Мно­гие обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Аутические страхи деформируют предметность восприятия окружающего мира.

Обращают на себя внимание особенности моторики. Начав ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклюжесть движений, кроме того, возникает трудность в овладении бегом, прыжками.

Одним из основных признаков раннего детского аутизма является своеобразие речи. Нередко при большом словарном запасе дети не пользуются речью для общения. Характерно не­употребление личных местоимений, аутичный ребенок говорит

о себе во втором или третьем лице. При недоразвитии комму­никативной функции речи нередко наблюдается повышенное стремление к словотворчеству.

Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно-оборонительную позицию. Обраще­ния за помощью к старшим чрезвычайно редки.

Игровая деятельность существенно определяет психическое развитие ребенка на всем протяжении его детства, особенно в дошкольном возрасте, когда на первый план выступает сюжетно-ролевая игра. Дети с чертами, аутизма и диссоциации психического развития ни на одном возрастном этапе не иг­рают со сверстниками в сюжетные игры, не принимают соци­альных ролей и не воспроизводят в играх ситуации, отражаю­щие реальные жизненные отношения: профессиональные, се­мейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению такого рода взаимоотношений у них отсутствует.

При аутизме наиболее отчетливо проявляются явления асинхронии формирования отдельных функций и систем: раз­витие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстракт­ное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного.

Психологическая диагностика таких детей ни в коей мере не должна сводиться к оценке умственных способностей. Дан­ные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены только в контексте особенностей его общего психического развития. В центре внимания должны находиться интересы ребенка, уровень сформированности произвольной регуляции поведения, и в первую очередь регуляции, связанной с ориен­тировкой на других людей и социальные мотивы.

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 184.