Психологические особенности аутичного ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развития мыслительных операций и на их основе односторон­них способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окру­жающими.

Эти дети, в связи с ранним развитием формально-логичес­кого мышления, высокой способности к абстракции проявляют готовность к неожиданным ситуациям и сопоставлениям, умс­твенным изобретениям. Все это находит выражение в особого рода увлечениях, занятиях, интересах.

Обращает на себя внимание однообразный и односторон­ний характер увлечения этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. По характеру и содержанию отношения этих увлечений к действи­тельности можно выделить две группы:

• оторванность от действительности (сочинение бессмыс­ленных стихов, «чтение» книг на непонятном языке);

» связанные с определенными сторонами действитель­ности, направленные на продуктивную деятельность (ин­терес к математике, языкам, шахматам, музыке), что мо­жет привести к развитию способностей, но способностей узконаправленных, односторонних.

Недостаточная социальная направленность, порождаемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и те­лепередач, отражающих межличностные отношения.

Детская активность, особенно в младшем школьном воз­расте, пробуждает и поддерживает следование примеру и стремление к одобрению. Недостаточность развития этих сто­рон у детей-аутистов еще более усиливает и подчеркивает од­носторонний характер их интеллектуальных способностей.

 

Раннее развитие формально-логического мышления усили­вает способность к абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.

При поступлении в школу у детей этой категории значи­тельно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности вследствие недостаточной направлен­ности на общение и усвоение социальных норм. Особую труд­ность для этих детей составляет произвольная регуляция де­ятельности, направленная на общение. Здесь существенную роль играет эмоциональная регуляция собственного поведения, которая включает как эмоциональную оценку собственного по­ведения, так и эмоциональную оценку других людей.

С трудностями психологической перестройки ребенка в связи с поступлением его в школу связаны и частые обращения родителей и педагогов к врачам-специалистам о возможности обучения в массовой школе.

Вопрос о возможностях и формах обучения сложен, но нужно отметить, что индивидуальное обучение может быть ре­комендовано только в исключительных случаях. Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. В качестве при­мера можно отметить следующие этапы комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма1:

1. Психологическая коррекция:

а)    установление контакта со взрослыми;

б)    смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

в)    стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие совзрослыми и сверстниками;.

г)    формирование целенаправленного поведения;

д)     преодоление отрицательных форм поведения: агрес­сии, негативизма, расторможенности влечений.

2. Педагогическая коррекция раннего детского аутизма:

а) формирование активного взаимодействия с педагогом;

1 Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М., 1989.

б) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование навыков изобразительной деятельности). Медикаментозная коррекция раннего детского аутизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляю­щая терапия.

Работа с семьей:

а) психотерапия членов семьи;

б) ознакомление родителей с рядом психических особеннос­тей ребенка;

в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;

г) обучение родителей методам воспитания аутичного ре­бенка.

Литература

5.

1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статистика и динамика). М.,
1980.

2. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / К. С. Лебедин­
ская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. М., 1989.

3. Коган В.Е, Аутизм у детей. М., 1981.

4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития. М., 1985.
Никольская О.С. Особенности психического развития и психологической
коррекции детей, страдающих ранним детским аутизмом: Автореф, канд.
дис.М., 1985.

б.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Ле­бединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М., 1990.

 

 






Глава 9

Дата: 2019-07-31, просмотров: 171.