Задержанное психическое развитие. Дети с задержкой психического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задержка развития

В отличие от умственной отсталости (олигофрении) с ведущей симптоматикой недоразвития высших психических функций, личности в целом, при пограничных формах интеллектуальной недостаточности страдают в первую очередь память, внима­ние, работоспособность, аффективно-волевая сфера, что пре­пятствует полноценному использованию и развитию интеллек­туальных возможностей ребенка.

Под термином «задержка развития» понимаются синд­ромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмо­ционально-волевых), замедленного темпа реализации закоди­рованных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматичес­кие заболевания, органическая недостаточность нервной сис­темы, чаще резидуального (остаточного) характера.

Так, Г.Е.Сухарева1 различала:

• Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными
условиями среды и воспитания или патологией поведения;

• Интеллектуальные нарушения при длительных астени­ческих состояниях, обусловленных соматическими забо­леваниями;

* Нарушения при различных формах инфантилизма;

* Вторичную интеллектуальную недостаточность, возни-

1 Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1955.

 

 

кающую в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, письма и чтения;

• Функционально-динамические интеллектуальные нару­шения у детей в резидуальной стадии и отдаленном пери­оде инфекций и травм центральной нервной системы.

В.В.Ковалев1 все пограничные формы интеллектуальной не­достаточности разделил на четыре группы: дизонтогенетические, энцефалопатические, возникающие в связи с дефектами анализаторов и органов чувств и в связи с дефектами воспита­ния и дефицитом информации с раннего детства.

Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой2 позволили вы­делить две основные формы задержки психического развития:

• задержку психического развития, обусловленную психи­ческим и сихофизическим инфантилизмом (неослож­ненным и осложненным недоразвитием познавательной
деятельности и речи, где основное место занимает недо­развитие эмоционально-волевой сферы);

• задержку (возникшую на ранних этапах жизни ребенка),
обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более бла­гоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходимы не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.

Исходя из этиологического принципа, было выделено че­тыре основных варианта задержки психического развития3:

• задержка психического развития конституционального происхождения;

• задержка психического развития соматогенного проис­хождения;

• задержка психического развития психогенного проис­хождения;

1 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

2 Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С.Певзнер. М., 1966; Власова
Т.А., Певзнер М.С. дети с отклонениями в развитии. М„ 1973.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де­
тей/Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.

задержка психического развития церебрально-органи­ческого генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечис­ленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интел­лектуальной сферы.

При задержке психического развития конституциональ­ ного происхождения (гармонический, психический и психо­физический инфантилизм) инфантильности часто соответс­твует инфантильный тип телосложения с детской пластич­ностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.

Чаще всего причиной такого состояния являются факторы гене­тического характера. Однако нередко происхождение может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами.

Соматогенная задержка психического развития харак­теризуется эмоциональной незрелостью, которая обусловлена длительными, хроническими заболеваниями, врожденными и приобретенными пороками соматической сферы, в первую оче­редь сердца. В замедлении темпа психического развития зна­чительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический статус.

Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических проявлений (неуве­ренность, боязливость, капризность). Определенное влияние также оказывает режим ограничений и запретов, в котором на­ходится соматически ослабленный ребенок.

Задержка психического развития психогенного проис­ хождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, социальный генез этой аномалии развития не исключает пато­логического характера. Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости (неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность). В условиях гиперопеки психогенная задержка психического развития проявляется в формировании эгоцентрических установок. А в психотравма-

 

тических ситуациях или условиях воспитания, где преобладает жестокость либо грубая форма авторитарности, нередко фор­мируется невротическое развитие личности.

Часто данная форма ЗПР возникает у детей, лишенных семьи.

Задержку психогенного генеза следует отличать от явлений педагогической запущенности, которая прежде всего проявля­ется в ограниченных знаниях и умениях ребенка вследствие не­достатки интеллектуальной информации.

При задержке психического развития церебрально-орга­ нического генеза необходимы срочные психолого-педагогичес­кие коррекционные мероприятия. Причинами этой формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интокси­кации, травмы нервной системы в первые годы жизни. В опреде­ленной, мере они сходны с причинами, приводящими к олигоф­рении. Это сходство определяется органическими поражениями центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза.

Дифференциальная диагностика этих форм аномалий— пой­дет ли речь о выраженном и необратимом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического развития — будет зависеть от массивности поражения мозга и от времени поражения. Чаще задержка психического развития по церебрально-органическому типу связана с более поздними поражениями мозга, когда дифференциация основных мозго­вых систем уже закончена.

Церебрально-органическая недостаточность накладывает отпечаток на структуры этого типа ЗПР, характеризующегося не только особенностями эмоционально-волевой незрелости, но и спецификой нарушения познавательной деятельности.







Дата: 2019-07-31, просмотров: 215.