Патологическое формирование личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребенка может вести к необрати­мой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психи­ческих процессов «составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующем личность ре­бенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повы­шенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время, могут привести к стойкому изменению личности. В. В. Ковалев1 предлагает по от­ношению к данным аномалиям развития термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». При этом отмечается в качестве фактора, предрасполагающего к патоло­гическому формированию, личности под влиянием неблагопри­ятной сферы, органическую церебральную недостаточность ос­таточного характера, акцентуацию характера2, а также дисгар­моническое протекание периода полового развития.

Выделяется два механизма формирования патохарактеро-логического развития:

1 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.,
1979.

2 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

 

 

* закрепление патологических реакции отказа, оппозиции, гиперкомпенсации, имитации и др., возникших в ответ на психотравмирующее воздействие, становясь впоследс­твии свойствами личности;

* непосредственное подкрепление отрицательными воз­действиями тех или иных патологических черт характера (возбудимости, истеричности и т. д.).

Рассмотрим несколько подробнее те патохарактерологические реакции, которые при неблагоприятных социальных усло­виях могут перейти в психопатическое развитие. Это реакция отказа, протеста (оппозиции), имитации, компенсации и ги­перкомпенсации; в подростковом возрасте, наряду с перечис­ленными, часто наблюдаются реакции эмансипации, группиро­вания со сверстниками, увлечения («патологические хобби»), реакции, обусловленные формирующимся сексуальным вле­чением. По мнению А. Е. Личко, основными проявлениями патохарактерологических реакций в подростковом возрасте являются делинквентность (мелкие нарушения и проступки, не достигающие криминала), побеги из дома и бродяжничество, ранняя склонность к употреблению спиртных напитков, дурма­нящих веществ, суицидальное поведение.

В основе реакций протеста (оппозиции) лежит комплекс особо значимых субъективных переживаний (по поводу обиды, перене­сенного унижения). Различают реакции активного и пассивного протеста. Патохарактерологические реакции активного протеста проявляются непослушанием, грубостью, агрессивностью, дви­гательным возбуждением. При наличии церебральной резидуально-органической недостаточности могут наступать состоя­ния аффективного сужения сознания. Для реакций пассивного протеста характерны мутизм, суицидальное поведение, уходы из дома, рвоты, энурез. Меняется также поведение ребенка, он ста­новится капризным, проявляет обиду и недовольство по отноше­нию к тем людям, которые спровоцировали реакцию протеста.

Патохарактерологические реакции пассивного протеста могут проявляться в виде уходов из дома. Побеги носят демонстратив­ный характер, когда целью ребенка или подростка является завое­вание внимания близких: ребенок представляет себе, как родители

 

разыскивают его, винят себя в том, что вынудили его уйти из дома. Если целью побега является уход от психогенно-травмирующей ситуации, если ребенком движет стремление уйти от наказания, такой побег может быть назван импунитивным. Побеги могут стать поведенческим стереотипом, особенно часто это случается при неустойчивом типе психопатий и акцентуаций характера.

Побеги могут быть также проявлением патохарактерологичес­ких реакций другого типа — реакций эмансипации. В таких слу­чаях ребенком или подростком движет стремление избавиться от опеки, покровительства и контроля родителей и воспитателей. При меньшей выраженности стремления к самоутверждению, реак­ции эмансипации проявляются в активном несогласии с советами взрослых, критике их поведения. Реакции эмансипации у подрост­ков мужского пола часто сочетаются с реакциями группирования со сверстниками. Последние проявляются стремлением подрост­ков образовывать спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения между лидерами и ведомыми,

Реакции группирования со сверстниками у подростков тесно связаны с реакциями имитации: имитируется поведение лиде­ров неформальной группы. Возникновение вредных привычек (курение, употребление спиртных напитков, одурманиваю­щих веществ) и делинквентности у подростков часто связано с действием имитационных механизмов. Реакции имитации чаще являются характерологическими, но могут носить пато­логический характер,

В результате переживания собственной неполноценности могут возникать реакции компенсации и гиперкомпенсации, которые проявляются в возникновении форм поведения, мас­кирующих ту или иную слабую сторону личности. При реакциях гиперкомпенсации защитная форма поведения носит гипер­трофированный характер: наблюдаются компенсаторные игры, фантазии, иногда приводящие к оговорам и самооговорам. Эти проявления при реакциях гиперкомпенсации способствуют формированию патологической личности.

При анализе патохарактерологического формирования лич­ности выделяют четыре основных варианта: аффективно воз­будимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каждый

 

из этих вариантов связан с определенными особенностями не­благоприятной среды.

Аффективно возбудимый — обусловлен неблагоприятной средой, в которой имеются длительные конфликтные ситуа­ции, алкоголизм родителей, ссоры, агрессивность членов семьи друг к другу. В таких семьях у ребенка развиваются черты аф­фективной взрывчатости, склонность к разрядке раздражения, гнева, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты фор­мируются или как имитация аналогичного поведения взрос­лых, или как закрепление реакции протеста. Постепенное из­менение темперамента характеризуется сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности чаще наблюдается у девочек и возникает в семьях, где ребенок воспитывается в изнеженной обстановке в условиях гиперо­пеки, неправомерно завышенной оценки его внешности и спо­собностей (воспитание по типу «кумир семьи»). Однако этот ва­риант может также возникнуть и в семьях, имеющих длительную конфликтную ситуацию, как реакция протеста. Патологическое развитие личности по варианту психической неустойчивости обусловлено условиями, когда у ребенка не воспитывается чувство ответственности, способности преодолевать трудно­сти. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде импульсивности, внушаемости. По существу этот тип патологического развития личности явля­ется вариантом психогенного психического инфантилизма, од­ного из компонентов задержки психического развития.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при ко­тором авторитарность, деспотичность воспитания подавляют в ребенке самостоятельность, инициативу, делают его робким, обидчивым, а в дальнейшем — пассивным и неуверенным.

К тормозимому варианту по условиям возникновения и клинико-психологической структуре близко, так называемое, не­вротическое формирование личности, возникающее в тех слу­чаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем и формирования таких

 

 

личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склон­ность к страху и тревоге. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при небла­гоприятных средовых условиях.

Кроме того, нельзя не отметить и особый вид аномального психического развития — дисгармоническое протекание пери­ода полового развития: как его ускорение, так и задержка1. Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нервной системы. При наличии неблаго­приятного окружения патологические черты, обусловленные отклонением темпа полового созревания, могут являться пред­посылками для патологического развития личности с явлени­ями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциального поведения.


Дата: 2019-07-31, просмотров: 175.