Клинико-психологические критерии патологических нарушений поведения у подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариан­тов психических расстройств, но и те функционально-динами­ческие предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.

Исследования, проведенные Лебединской К.С., Райской М.И., Грибановой Г.В.1 позволили выявить признаки в эмоци­ональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах пси­хического формирования ребенка еще до подросткового воз­раста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:

• выраженная психомоторная расторможенность, трудно­сти выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность органи­зации поведения даже в пределах подвижных игр;

• такие особенности личностной незрелости, как склон­ность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затрудни­тельных и конфликтных ситуаций; повышенная внуша­емость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;

• инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

• импульсивность поведения, эмоциональная заражае­мость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

Лебединская К.С., Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М., 1988. С. 153—158.

 

реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлоб­ленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного про­теста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятны следую­щие факторы:

• сочетание низкой познавательной активности и личност­ной незрелости, диссоциирующее с возрастающими тре­бованиями к социальному статусу кольника;

• нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающа­яся с эйфорическим фоном настроения;

• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к ост­рым ощущениям и бездумным впечатлениям;

• акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуа­циям, включающим агрессию, жестокость;

• наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в от­вет на незначительные требования либо запреты; сопро­вождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, .их завершение церебрастеническими явлениями;

• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных ре­ акций отказа, характерных для незрелых личностей;

• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло»' педагогам и родителям;

• гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

• выявление к концу обучения в начальных классах массо­вой школы стойких пробелов в знаниях по основным раз­делам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых ин-

 

 

теллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведе­ния (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выма­нивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки
знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безна­дзорности, грубой авторитарности, асоциального поведе­ния членов семьи.

В препубертатном возрасте среди диагностических крите­риев угрожаемое™ патологического кризиса большое место зани­мает вышеописанная асинхрония сомато-психического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

• диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

• диссоциация между усиленным физическим ростом и за­держкой психического и полового созревания;

• диссоциация между акселерацией физического и поло­вого созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала поло­вого созревания, а резким ускорением его темпа.

Отклонения темпа полового созревания имеют определен­ные половые различия: у мальчиков чаще — его ретардация, у девочек — дисгармоничная акселерация. Дисгармоничная аксе­лерация и ретардация полового развития — один из вариантов почвы для формирования патологического пубертатного криза.

Значимость указанного соматического радикала заключа­ется и в том, что проявления асинхронии вызывают неправиль­ную ориентацию взрослых в отношении требований, предъяв­ляемых к детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший — паспортный, а не на био­логический, психофизический возраст ребенка, так и акселера­ции, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.

 

Среди психических особенностей препубертатного воз­раста, значимыми для возникновения патологического подрос­ткового криза, представляются следующие:

* отсутствие редукции черт психической незрелости, со­хранение инфантильности суждений, крайняя зависи­мость от ситуации с неспособностью активно воздейс­твовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собс­твенных волевых установок, слабость функций самокон­троля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импуль­сивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшест­вует первым признакам усиленного роста и полового ме­таморфоза и нередко значительно уменьшается при сти­хании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

• ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышен­ный интерес к сексуальным проблемам: у девочек— истериформная окраска поведения, связанная с сексуальнос­тью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, гротескной выразительностью жестов и мимики); у мальчиков — склонность к алкоголизации, аг­рессии, бродяжничеству;

• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связан­ное как с отсутствием школьных интересов, так и с ор­ганической слабостью интеллектуальных предпосылок,
низкой работоспособностью, в определенной мере обус­ловленной препубертатной астенией;

•   переориентация интересов на внешкольное окружение.
Своеобразный тип конформности с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослого образа жизни

 

 

(ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к ку­рению, алкоголизации и т. д.);

• неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакций имитации, либо протеста. При отсутствии асоциальных форм по­ведения в семье и окружении провоцирующую роль в нарушениях поведения играют недоучет родителями и педагогами характерологических особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение исполь­зовать его положительные стороны, в том числе зарож­дающиеся в препубертатном возрасте попытки компен­сации неуспеваемости в доступных ему видах деятель­ности;

• неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие ус­воению программы.

Все приведенные выше данные позволяют выделить фак­торы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте. Следует подчеркнуть, что в каждом отдельном случае имеет значение не единичный критерий, а их сочетание, включающее ряд вышеописанных биологических и социальных факторов.

Таким образом, основные факторы риска выраженной де­компенсации поведения в подростковом возрасте следующие:

» стойкость инфантильных черт личности; преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

• выраженность энцефалопатических расстройств, психи­ческой неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

• асинхрония психофизического развития в виде дисгар­монической ретардации и акселерации;

• неблагоприятные средовые условия, специфически пато­генные для определенного варианта нарушений поведения;

• раннее возникновение микросоциальной и педагогичес­кой запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личнос­тной сфер, низкого уровня познавательной активности и

 

слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприят­ности средовых условий. Этот фактор один из ведущих. Следует выделить и некоторые благоприятные прогности­ческие факторы, особенно важные у ребенка с недостаточнос­тью ЦНС либо с неблагополучным социальным окружением, также характерные для различных возрастных этапов.

В младшем школьном возрасте к ним можно отнести следу­ющие:

• способность к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умения тормозить свои желания;

• наряду со свойственной возрасту эмоциональной незре­лостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;

• стремление к самоутверждению, которое проявляется не
нарушениями поведения, а занятиями спортом, в круж­ках, ансамблях, т. е. в регламентированных формах де­ятельности.

В препубертатном возрасте благоприятными признаками могут служить следующие:

• гармоничность психофизического созревания; положи­тельная установка на труд, либо на определенные учеб­ные предметы как фактор, отвечающий возможностям и
интересам ребенка и дающий реальные пути адресации к сохранным сторонам личности и ее потенциальным воз­можностям;

• целенаправленность во вне учебной деятельности (на­ пример, увлечение спортом для достижения определен­ных спортивных показателей);

• ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и за ее пределами, коррегируемость отдельных возрастных по­веденческих реакций;

• устойчивость к неблагоприятным средовым явлениям; проявление реакции отрицательной имитации;

• невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

 

Данные показатели могут способствовать не только разра­ботке профилактических мероприятий, но и способов диффе­ренцированной психолого-педагогической коррекции того или иного типа нарушения у подростков, с обязательным участием психолога.






Литература

1. Власова Т.Л., Певзнер М.С. О детях с склонениями в развитии. М., 1973.

2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.,
1979.

3. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа по­лового созревания. М., 1969.

4. Аебединская К. С, Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями
в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «труд­
ных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М„ 1988.
С. 153—158.

5. Аичко А.Е. Подростковая психиатрия. Рукводство для врачей. Л.: Меди­цина, 1979.

6. Аичко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

7. Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. М., 1941.

8. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологичес­кого консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столика. М.: Педа­гогика, 1989. С. 27—29.

9. Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.,
1951. Т. 1; 1959. Т. 2; 1963. Т. 3.

10.Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях,
акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Мето­дические рекомендации. М., 1980.

11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подрост­ков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподоб­ных состояниях. Методические рекомендации. Л., 1992.

 

 







Глава 10

Дата: 2019-07-31, просмотров: 285.