Для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.
Исследования, проведенные Лебединской К.С., Райской М.И., Грибановой Г.В.1 позволили выявить признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить показателями для установления дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза представляются следующие проявления:
• выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения: трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;
• такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
• инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
• импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;
Лебединская К.С., Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М., 1988. С. 153—158.
реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез, побеги как реакция активного протеста.
В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:
• сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу кольника;
• нередуцирующая моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;
• повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
• акцентуация компонентов влечения: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
• наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, .их завершение церебрастеническими явлениями;
• отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных ре акций отказа, характерных для незрелых личностей;
• реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло»' педагогам и родителям;
• гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
• выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых ин-
теллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;
• нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, сигарет, первые попытки
знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
• дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
В препубертатном возрасте среди диагностических критериев угрожаемое™ патологического кризиса большое место занимает вышеописанная асинхрония сомато-психического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:
• диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);
• диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;
• диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.
Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.
Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще — его ретардация, у девочек — дисгармоничная акселерация. Дисгармоничная акселерация и ретардация полового развития — один из вариантов почвы для формирования патологического пубертатного криза.
Значимость указанного соматического радикала заключается и в том, что проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых к детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший — паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более «взрослые», чем это соответствует даже его истинному возрасту.
Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимыми для возникновения патологического подросткового криза, представляются следующие:
* отсутствие редукции черт психической незрелости, сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
• ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек— истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, гротескной выразительностью жестов и мимики); у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
• сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательного отношения к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллектуальных предпосылок,
низкой работоспособностью, в определенной мере обусловленной препубертатной астенией;
• переориентация интересов на внешкольное окружение.
Своеобразный тип конформности с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации и асоциальных форм взрослого образа жизни
(ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);
• неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакций имитации, либо протеста. При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль в нарушениях поведения играют недоучет родителями и педагогами характерологических особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение использовать его положительные стороны, в том числе зарождающиеся в препубертатном возрасте попытки компенсации неуспеваемости в доступных ему видах деятельности;
• неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.
Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте. Следует подчеркнуть, что в каждом отдельном случае имеет значение не единичный критерий, а их сочетание, включающее ряд вышеописанных биологических и социальных факторов.
Таким образом, основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте следующие:
» стойкость инфантильных черт личности; преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
• выраженность энцефалопатических расстройств, психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;
• асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;
• неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;
• раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и
слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор один из ведущих. Следует выделить и некоторые благоприятные прогностические факторы, особенно важные у ребенка с недостаточностью ЦНС либо с неблагополучным социальным окружением, также характерные для различных возрастных этапов.
В младшем школьном возрасте к ним можно отнести следующие:
• способность к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умения тормозить свои желания;
• наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
• стремление к самоутверждению, которое проявляется не
нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках, ансамблях, т. е. в регламентированных формах деятельности.
В препубертатном возрасте благоприятными признаками могут служить следующие:
• гармоничность психофизического созревания; положительная установка на труд, либо на определенные учебные предметы как фактор, отвечающий возможностям и
интересам ребенка и дающий реальные пути адресации к сохранным сторонам личности и ее потенциальным возможностям;
• целенаправленность во вне учебной деятельности (на пример, увлечение спортом для достижения определенных спортивных показателей);
• ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и за ее пределами, коррегируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;
• устойчивость к неблагоприятным средовым явлениям; проявление реакции отрицательной имитации;
• невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.
Данные показатели могут способствовать не только разработке профилактических мероприятий, но и способов дифференцированной психолого-педагогической коррекции того или иного типа нарушения у подростков, с обязательным участием психолога.
Литература
1. Власова Т.Л., Певзнер М.С. О детях с склонениями в развитии. М., 1973.
2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.,
1979.
3. Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. М., 1969.
4. Аебединская К. С, Райская М.И., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями
в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «труд
ных» подростков/ НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР. М„ 1988.
С. 153—158.
5. Аичко А.Е. Подростковая психиатрия. Рукводство для врачей. Л.: Медицина, 1979.
6. Аичко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
7. Певзнер М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. М., 1941.
8. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столика. М.: Педагогика, 1989. С. 27—29.
9. Сухарева Т.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.,
1951. Т. 1; 1959. Т. 2; 1963. Т. 3.
10.Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях,
акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методические рекомендации. М., 1980.
11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методические рекомендации. Л., 1992.
Глава 10
Дата: 2019-07-31, просмотров: 289.