Психопатии и непсихотические психогенные нарушения поведения на фоне акцентуаций характера, неврозы и неврозоподобные состояния — это нарушения личности, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте. Важную, а нередко и решающую роль в их развитии играют всевозможные нарушения воспитания в семье. Поэтому изучение семьи и семейного воспитания часто бывает необходимо в деятельности психологов, работающих с подростками.
В нашей стране уже накоплен немалый опыт изучения семейного воспитания подростков (В.В. Ковалев, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захаров).
Анализируя процесс воспитания в семье, психолог должен ответить на три вопроса. Во-первых, как родители воспитывают подростка, т. е. определить стиль воспитания в семье. Во-вторых, определить причину отклонения в воспитании и, нако-
1 Лебединская К.С. Психические нарушения у детей с патологией темпа поло вого созревания. М., 1969.
нец, понять, какое место данная причина занимает в совокупности отношений в семье подростка.
Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Часто основную роль играют нарушения в личности самих родителей. При этом, как указывают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий1, особый интерес для специалиста представляют две группы причин:
1.Отклонение характера (акцентуации и психопатии) самих родителей нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании.
2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростков. В этом случае в основе неправильного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой, которую родитель пытается разрешить за
счет воспитания подростка.
Оценивать родительские отношения к детям очень трудно, так как их чувства, как правило, не выступают в чистом виде, являясь сложными, противоречивыми и изменчивыми.
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко2, Э.Г. Эйдемиллер3).
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, его делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-
1 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методические рекомендации. Л., 1992.
2 Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Рукводство для врачей. Л.: Медицина, 1979.
3 Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методические рекомендации. М., 1980.
присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за
себя. Особенно ярко проявляется у подростков с психастенической сензитивной и астено-невротической акцентуациями.
У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным
упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «та
кой». Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае как-нибудь освободиться от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако по-разному сказывается на их развитии. Так, при гипертимной и эпилептоиднои акцентуациях ярче выступают реакции протеста и эмансипации; истероиды утрируют детские реакции оппози-
ции; шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез; неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, с недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. В условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребенка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непосильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реакций или декомпенсации по психастеническому типу. У подростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, например старшего ребенка к младшему.
Как показывает научно-практический опыт Московского консультативного центра помощи семье в области взаимодействия и общения детей и родителей1, можно выделить еще несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку,
1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу, требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствие контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса
«главы семьи».
2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, при-
Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагоги ка, 1989. С. 27-29.
вязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни.
3. Воспитательный контроль посредством нарочитого ли шения любви: нежелательное поведение, недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком за недопустимость подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в
третьем лице — как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответной агрессии пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей порождает у сензитивных детей глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую
любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.
4.Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т.д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.
Как видно из вышесказанного, определенные типы отношений в семье могут нарушить нормальное психическое развитие ребенка. Психологу следует с целью предупреждения этого использовать индивидуальные беседы с родителями, семейную психотерапию, коллективную психотерапию с привлечением нескольких проблемных семей, различные виды психотерапии с самим ребенком.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 225.