Ранняя диагностика олигофрении.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностировать олигофрению и определить ее степень у детей младшего возраста очень трудно, так как критерии ограничения степени олигофрении по параметрам уровня недоразвития мыш­ления и социальной приспособленности, разработанные для от­носительно зрелой психики, пригодны лишь для детей школь­ного возраста. Однако в целях ранней медико-психолого-педа­гогической коррекции, социальной помощи детям необходимо как можно раньше диагностировать психическое недоразвитие.

 

 

На первом году жизни при несомненном запаздывании ста­новления психомоторных функций у ребенка трудно отличить формирующуюся дебильность от задержанного развития. Дети, в будущем дебилы, по срокам начала сидения, ходьбы, лепет-ной речи могут даже опережать детей ослабленных. Часто на­блюдаемые нарушения внимания также мало специфичны для олигофренов. Такие признаки, как сниженный интерес к окру­жающему, менее дифференцированная мимика, замедленное становление новых связей, слабость ориентировочного реф­лекса, более существенны при легкой степени олигофрении. Любые качественные или количественные отклонения в психи­ческом развитии ребенка на первом году жизни должны быть предметом пристального внимания, выяснения их причин, так как именно в этом возрасте они наиболее корригируемы.

Тяжелую степень олигофрении (идиотия и имбецильность) можно диагностировать более определенно на первом году жизни. При этом у детей отмечается явное отставание становления про­стейших произвольных движений, особенно так называемых приспособительных (дети не захватывают активно предметы, не принимают их из рук, не придерживаются руками при стоянии). У детей отсутствует характерная для этого возраста манипуляци-онная игра, адекватная реакция на голос, речь, они не отличают мать и близких от посторонних лиц. Ведущим признаком тяже­лых форм умственной отсталости является отсутствие интереса к окружающему, ориентировочных рефлексов, свойственного здоровым детям стремления познать мир, тяги к общению. Ми­мика этих детей крайне бедна, однообразна: отсутствуют мими­ческие реакции удивления, радости, обиды, что отражает эмоци­ональную бедность ребенка. Обычно такие дети не смеются или смеются без повода, улыбка носит подражательный характер.

В возрасте от 1 до 3 лет дети, страдающие идиотией, по разви­тию не отличаются от годовалых, так как не приобретают никаких знаний, умений, не узнают близких, предметы, не реагируют даже на имя. Поведение их определяется инстинктивными малодиф­ференцированными реакциями, отсутствует игра. При имбециль-ности у детей того же возраста отмечается игровая деятельность, но она имеет примитивный, подражательный характер. Имбециль-

 

ный ребенок начинает реагировать на речь по интонации, привыч­ному звучанию слов и фраз, как правило, в сочетании с жестом, а не смыслом. На третьем году жизни дети могут произносить отдельные слова, звукоподражания, рудиментарные фразы, речь чаще отсутствует. Диагностически важными при тяжелой степени олигофрении являются однообразные движения: раскачивание туловища, верчение головой. При дебильности у детей ясельного возраста обычно появляется речь. Она развивается, как правило, медленнее, чем у здоровых детей, и имеет нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею в значительной степени по подражанию, дети-дебилы почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического, как в речевых, так и в неречевых заданиях. В отличие от имбецильных детей дети дебилы овладевают предметной игрой, направленно манипули­руют предметами, однако их игра лишена творческих элементов, отсутствует любознательность и фантазия.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 229.