Диагностировать олигофрению и определить ее степень у детей младшего возраста очень трудно, так как критерии ограничения степени олигофрении по параметрам уровня недоразвития мышления и социальной приспособленности, разработанные для относительно зрелой психики, пригодны лишь для детей школьного возраста. Однако в целях ранней медико-психолого-педагогической коррекции, социальной помощи детям необходимо как можно раньше диагностировать психическое недоразвитие.
На первом году жизни при несомненном запаздывании становления психомоторных функций у ребенка трудно отличить формирующуюся дебильность от задержанного развития. Дети, в будущем дебилы, по срокам начала сидения, ходьбы, лепет-ной речи могут даже опережать детей ослабленных. Часто наблюдаемые нарушения внимания также мало специфичны для олигофренов. Такие признаки, как сниженный интерес к окружающему, менее дифференцированная мимика, замедленное становление новых связей, слабость ориентировочного рефлекса, более существенны при легкой степени олигофрении. Любые качественные или количественные отклонения в психическом развитии ребенка на первом году жизни должны быть предметом пристального внимания, выяснения их причин, так как именно в этом возрасте они наиболее корригируемы.
Тяжелую степень олигофрении (идиотия и имбецильность) можно диагностировать более определенно на первом году жизни. При этом у детей отмечается явное отставание становления простейших произвольных движений, особенно так называемых приспособительных (дети не захватывают активно предметы, не принимают их из рук, не придерживаются руками при стоянии). У детей отсутствует характерная для этого возраста манипуляци-онная игра, адекватная реакция на голос, речь, они не отличают мать и близких от посторонних лиц. Ведущим признаком тяжелых форм умственной отсталости является отсутствие интереса к окружающему, ориентировочных рефлексов, свойственного здоровым детям стремления познать мир, тяги к общению. Мимика этих детей крайне бедна, однообразна: отсутствуют мимические реакции удивления, радости, обиды, что отражает эмоциональную бедность ребенка. Обычно такие дети не смеются или смеются без повода, улыбка носит подражательный характер.
В возрасте от 1 до 3 лет дети, страдающие идиотией, по развитию не отличаются от годовалых, так как не приобретают никаких знаний, умений, не узнают близких, предметы, не реагируют даже на имя. Поведение их определяется инстинктивными малодифференцированными реакциями, отсутствует игра. При имбециль-ности у детей того же возраста отмечается игровая деятельность, но она имеет примитивный, подражательный характер. Имбециль-
ный ребенок начинает реагировать на речь по интонации, привычному звучанию слов и фраз, как правило, в сочетании с жестом, а не смыслом. На третьем году жизни дети могут произносить отдельные слова, звукоподражания, рудиментарные фразы, речь чаще отсутствует. Диагностически важными при тяжелой степени олигофрении являются однообразные движения: раскачивание туловища, верчение головой. При дебильности у детей ясельного возраста обычно появляется речь. Она развивается, как правило, медленнее, чем у здоровых детей, и имеет нарушение смысловой и обобщающей функции. Овладевая ею в значительной степени по подражанию, дети-дебилы почти никогда не задают вопросов, не могут делать переноса, особенно логического, как в речевых, так и в неречевых заданиях. В отличие от имбецильных детей дети дебилы овладевают предметной игрой, направленно манипулируют предметами, однако их игра лишена творческих элементов, отсутствует любознательность и фантазия.
Дата: 2019-07-31, просмотров: 229.