Программа коррекционно-развивающей работы с глухими детьми предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие глухих дошкольников: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Цели программы коррекционно-развивающей работы с глухими детьми:
– выявление особых образовательных потребностей глухих детей, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
– осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи глухим с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК;
– возможность освоения глухими детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачидеятельности дошкольной образовательной организации, реализующей программу коррекционно-развивающей работы с глухими детьми:
– развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств глухих детей;
– формирование предпосылок учебной деятельности у глухих детей;
– сохранение и укрепление здоровья глухих детей;
– коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии глухих детей;
– создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной как для глухих детей, так и для их нормально развивающихся сверстников, родителей (законных представителей)и педагогического коллектива;
– формирование у глухих детей общей культуры.
Реализация этих задач осуществляется в условиях большой работы как на специальных занятиях (фронтальных и индивидуальных), так и на занятиях по всем разделам программы, в быту, в свободной деятельности глухих детей при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов.
Коррекционное воздействие необходимо выстраивать таким образом, чтобы оно соответствовало основным линиям развития ребенка в данный возрастной период, опиралось на особенности и достижения, свойственные данному возрасту.
Коррекция должна быть направлена не только на доразвитие и исправление, но и на компенсацию психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и являются основой для развития в следующий возрастной период.
Коррекционно-развивающая работа должна быть обеспечена условиями для эффективного формирования психических функций, которые развиваются в текущий период детства особенно интенсивно.
Одним из основных механизмов реализациипрограммы коррекционно-развивающей работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение глухих детей специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Общий объем программы коррекционно-развивающей работы с глухими детьми, которая может быть реализована:
- в группах компенсирующей направленности;
- или на фронтальных и индивидуальных занятиях сурдопедагога, педагога-психолога, других специалистов с глухими детьми в группах комбинированной направленности;
- или на индивидуальных занятиях с сурдопедагогом, педагогом-психологом, другими специалистами в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности,
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями глухих детей.
Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у детей при усвоении образовательных программ.
Структура программы коррекционно-развивающей работы с глухими детьми включает в себя последовательность следующих этапов:
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.