Прежде всего, взрослый способствует двигательному развитию глухого ребенка, организует полноценное питание, режим дня, включающий сон и регулярное пребывание на свежем воздухе, время от времени проводит массаж.
На данном этапе следует придавать особое значение развитию крупной и мелкой моторики.
В области крупной моторики
Взрослый поощряет самостоятельную активность и развитие свободного движения; организует безопасную предметно-пространственную среду, способствующую развитию свободной двигательной активности, самостоятельному перемещению глухого ребенка в помещении, попыткам делать первые шаги.
Для развития здоровой пространственной координации и двигательного аппарата глухого ребенка важно, чтобы ребенок учился перемещению в пространстве и прямостоянию самостоятельно, без активного вмешательства взрослых. Необходимо предоставлять ребенку возможность развиваться по индивидуальной траектории моторного развития.
Необходимо помнить, что сроки развития прямостояния у разных детей сильно варьируются в возрастном диапазоне от 10 месяцев до 1,5 и более лет.
В области мелкой моторики
Взрослый насыщает среду предметами из разнообразных материалов (дерева, пластмассы, материи, шерсти и т. п.) различной величины и формы, ощупывание которых способствует развитию мелкой моторики глухого ребенка. При этом необходимо учитывать требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей. Развитию мелкой моторики способствует также экспериментирование с карандашами, мелками и т.п..
Ранний возраст (1-3 года)
При определении содержания пяти образовательных областей необходимо учитывать время начала обучения, проведения коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком (с первых месяцев жизни или после 1,5 – 2-х лет). В связи свышеизложенным содержание ПрАООП относительно детей раннего возраста будет развиваться в двух направлениях в каждой образовательной области.
В области социально-коммуникативного развития:
а) для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития общения глухого ребенка со взрослым, общения глухого ребенка с другими детьми, игры, навыков самообслуживания;
б) для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет основными задачами образовательной деятельности являются установление коммуникации со взрослым и сверстниками, дальнейшее развитие зрительного и слухового сосредоточения, формирование навыков игры, самообслуживания.
Для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:
В сфере развития общения со взрослым.
Взрослый удовлетворяет потребность глухого ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу глухого ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.
Способствует развитию у глухого ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит ребенка к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.
Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. Взрослым осуществляется поддержка и развитие голосовых и речевых реакций ребенка.
В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками
Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием глухих детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды.
В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание глухих детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому глухие дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями. Взрослым осуществляется поддержка и развитие голосовых и речевых реакций ребенка.
В сфере развития игры
Взрослый выступает организатором игрового поля, игровой среды глухого ребёнка раннего возраста в соответствии с его индивидуально-типологическими особенностями развития. В случае необходимости взрослый знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает им освоить простые игровые действия, организует несложные сюжетные игры с несколькими детьми.
В сфере социального и эмоционального развития (дети с нарушенным слухом этого возраста воспитываются, как правило, в семье).
Взрослый помогает глухому ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.