Для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если коррекционное воздействие на ребенка начинают оказывать только после 1,5 – 2 лет, это приводит к задержке у негоразвития познавательной деятельности. При этом в ребенке природой заложено стремление к познанию окружающего мира, к общению с близкими с целью удовлетворения познавательных потребностей.

В связи с этим взрослым необходимо формировать у ребенка соответствующий возрасту интерес к окружающему его миру, взаимоотношениям людей, интерес к предметам и действиям с ними.

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни - создание условий для развития речи у глухих детей в повседневной жизни, развития разных сторон речи (в том числе и письменной) в специально организованных играх и занятиях;

б) для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет -организация речевого общения с ребенком как в постоянно повторяющихся ситуациях, так и в ходе специальных игр-занятий, создание условий для развития речи, в том числе письменной.

Для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но предлагает правильный образец речи.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с глухими детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, учитывая при этом характер нарушения слуха (учитывая уровень слухоречевого развития каждого конкретного ребенка) вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет (по Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской).

Глухой ребенок, обучение с которым начато после 1,5 – 2 лет, не владеет устной речью: не понимает речь и не говорит. В процессе общения он использует отдельные голосовые реакции, как правило, однообразные и монотонные.

Общение взрослых с таким ребенком связано в первую очередь с уходом за ним и организацией его деятельности: подъем, кормление, одевание, игра. В этих постоянно повторяющихся ситуациях у ребенка появляется понимание речи.

Речь взрослого должна быть естественной, нормального темпа, без утрированной артикуляции звуков, разговорной громкости.

Взрослые постоянно побуждают ребенка к совместному со взрослым проговариванию слов и фраз.

Помимо организации речевого общения с ребенком ежедневно проводятся специальные занятия по развитию речи. В ходе занятий в игровой форме ребенка знакомят со звукоподражательными названиями игрушек и животных, с лепетными и полными словами, обозначающими наиболее часто встречающиеся предметы и явления, а позже – с фразами.

Особую роль приобретает использование письменной речи – письменные таблички, которые являются одним из важнейших вспомогательных средств овладения речью.

Взрослыми проводится работа по развитию неречевого и речевого слуха.

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни: создание условий для развития у глухих детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщения к изобразительным видам деятельности, приобщения к музыкальной культуре, приобщения к театрализованной деятельности, а также развитие их речи в ходе данной образовательной деятельности;

б) для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет – общее развитие, знакомство с изобразительной деятельностью, музыкальной культурой.

Для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Взрослые привлекают внимание глухих детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний глухого ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами (красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.), знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество глухого ребенка.

В сфере приобщения к музыкальной культуре

Взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду с использованием специальных приборов и оборудования, органично включая музыку в повседневную жизнь глухих детей.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают глухих детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет:

С ребенком проводят занятия по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности.

Взрослыми внимание ребенка привлекается к музыкальным звучаниям. Взрослый поет ребенку, предлагает ему звучащие игрушки, по возможности исполняет мелодии на музыкальном инструменте.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся как воспитателем, так и родителями глухого ребенка.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются:

а) для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни: создание условий для укрепления здоровья глухого ребенка, становления ценностей здорового образа жизни; развития различных видов двигательной активности; формирования навыков безопасного поведения;

б) для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет – общее развитие,создание условий для укрепления здоровья глухих детей, формирование двигательной активности.

Для глухих детей, обучение с которыми проводится с первых месяцев жизни:

В сфере укрепления здоровья глухих детей, становления ценностей здорового образа жизни

Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием, как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки.

Вовлекают глухих детей в игры с предметами, стимулирующими развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Взрослые создают в Организации специально организованную безопасную среду, а также предостерегают глухих детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и не должны препятствовать деятельностному исследованию мира.

Для глухих детей, обучение с которыми начато после 1,5 – 2 лет:

Взрослыми создаются условия для того, чтобы на утренней зарядке, специальных физкультурных занятиях, прогулках, в подвижных играх глухой ребенок упражнялся в ходьбе, равновесии, ползании, лазанье, бросании и катании мяча, беге и прыжках.

Занятия, направленные на физическое развитие ребенка, способствуют также решению специальных коррекционных задач. В ходе таких занятий взрослыми уделяется большое внимание становлению речи глухого ребенка в связи с различными видами деятельности, формированию потребности в общении, активно используются остатки слуха ребенка.

 

Дошкольный возраст

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.