Социально-коммуникативное развитие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основополагающим содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является формирование сотрудничества глухого ребенка со взрослыми и научение его способам усвоения и присвоения общественного опыта.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» дляглухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней[13]должно быть направлено на создание условий для:

- развития положительного отношения глухого ребенка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности;

- развития игровой деятельности.

Развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям.

Должны быть созданы условия для формирования у глухого ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Необходимо развивать у глухого ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время), положительное отношение глухого ребенка к окружающим его людям, уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Организуется приобщение глухих детей к ценностям сотрудничества с другими людьми через принципы личностно-развивающего общения и содействия. Глухим детям предоставляется возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у глухих детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Важно учить глухих детей распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания, обсуждая с детьми различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты, создавая условия освоения каждым глухим ребенком этических правил и норм поведения.

Взрослые способствуют развитию у глухих детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. При этом нужно способствовать освоению глухими детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице, развития бережного, ответственного отношения к окружающей природе.

Игровая деятельность

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляется физическое, умственное, речевое и нравственное развитие глухих дошкольников.

Важно создавать условия для свободной игры глухих детей, организовывать и поощрять участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживать творческую импровизацию в игре. Используются дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Примерная адаптированная программа оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий социально-коммуникативного развития глухих детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом необходимо способствовать тому, чтобы в процессе развития игровой деятельности глухой ребенок овладевал и словарем, ее обслуживающим.

Взрослые всемерно поощряют речевое общение детей в играх, учитывая при этом уровень их речевого развития (от побуждения к пользованию устной речью до выбора необходимой таблички), повторение названия игрушек и действий совместно со взрослым или отраженно за ним.

Глухие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.

Познавательное развитие

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней[14], должно быть направлено на создание условий для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей глухих детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности;

– формирования элементарных математических представлений;

– конструирования.

Развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей глухих детей.

Глухой ребенок с самого раннего возраста проявляет исследовательскую активность и интерес к окружающим предметам и их свойствам, в своей повседневной жизни приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и собственные теории, объясняющие явления, знакомится с первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере. Таким образом, перед глухим ребенком открывается познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Помимо поддержки исследовательской активности, необходимо организовывать познавательные игры, поощрять интерес детей к различным развивающим играм и занятиям, например, лото, шашкам, шахматам, конструированию и пр.

Развитие представлений глухих детей в разных сферах знаний об окружающей действительности.

Важно создавать возможности для развития у глухих детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение глухими детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения.

Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям глухих детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые действия.

Формирование элементарных математических представленийвключает формирование взаимосвязанных, систематизированных элементарных представлений о количестве и числе, о пространственных свойствах (величине, форме) и отношениях предметов, о времени, а также усвоение способов количественного сопоставления (установление взаимно-однозначного соответствия, счет, измерение).

Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, глухой ребенок развивает математические способности и получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел, приобретает знания о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах.

Взрослые систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то…» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов (например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).

Математическое развитие глухих дошкольников реализуется в разнообразных формах педагогического воздействия на основе взаимодействия ребёнка и взрослого. Это экскурсии и наблюдения, игры с природным материалом, тканью, игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры, игры на развитие ритмической способности детей, пальчиковые игры, игры с образными игрушками, подвижные, театрализованные, сюжетно-дидактические, логические игры со знаково-символическими материалами (цифры, геометрическими фигурами, пиктограммами), упражнения с иллюстративными материалами (фотографии, картинки и картины) и др.

Конструирование .

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также развития сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности глухие дошкольники приобретают:

– конструктивно-технические умения – сооружать отдельные предметы из строительного материала (здания, мосты и т. д.); делать из бумаги различные поделки (елочные игрушки, кораблики и т. д.);

– обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий познавательного развития глухих детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе познавательного развития глухой ребенок овладевал и необходимым словарем.

Глухие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Познавательное развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.

 

Речевое развитие

В традициях отечественной научной школы дефектологии формирование речи рассматривается как часть системы воспитания и обучения глухих детей, которая должна обеспечивать возможность каждому ребенку с нарушением слуха, не имеющему выраженных дополнительных нарушений, достигать уровня общего развития, соответствующего его возрасту. Современная отечественная система дошкольного образования глухих детей обеспечивает возможность «не привязывать» общее и речевое развитие ребенка к процессу овладения им произносительными навыками.

Речевое развитие глухого ребенка осуществляется разными специалистами: сурдопедагогом, музыкальным работником, воспитателями и помощниками воспитателя на занятиях, в быту, в процессе игровой и продуктивной деятельности ребенка, на прогулках и экскурсиях, в свободной деятельности детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней[15], должно быть направлено на создание условий для:

- формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи глухого ребенка;

- приобщения детей к культуре чтения художественной литературы.

Формирование основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи глухого ребенка.

Речевое развитие глухого ребенкасвязано с обучением умению вступать в коммуникацию с другими людьми, умению слушать, воспринимать речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, Взрослые должны стимулировать общение, сопровождающее различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу детских рисунков, рассказов и т. д.

Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены.

Необходимо создавать возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, организовывать речевые игры.

Работа по развитию речи должна обеспечиваться в различных условиях:

– в быту, во время проведения режимных моментов (прогулка, прием пищи, одевание, раздевание, туалет и т. д.), где основное внимание должно быть уделено уточнению значений слов и фраз, активизации усвоенного речевого материала в процессе общения с детьми и взрослыми;

– на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, игре, ознакомлению с окружающим миром, труду, физическому воспитанию и т. д., где детям дают материал, необходимый для усвоения содержания данного раздела, а также слова и фразы, нужные для организации деятельности детей;

– на занятиях по развитию речи, в процессе которых происходят усвоение значения слов и фраз, уточнение их звукобуквенного состава, формирование разных видов речевой деятельности (говорения, слухозрительного восприятия, чтения, письма, слушания). В ходе занятий усвоенный речевой материал включается в различные коммуникативные ситуации;

– на занятиях по развитию слухового восприятия и обучения произношению, где идет уточнение произносительной стороны речи при максимальном использовании остаточного слуха детей;

– в семье, где родители, ориентируясь на рекомендации сурдопедагога, могут достаточно эффективно продолжать развитие речи детей, закреплять у них речевые навыки.

Основная работа по развитию речи проводится в образовательном процессе, когда обеспечивается отработка речевого материала в определенной системе.

Занятия по развитию речи носят комплексный характер, различные направления работы могут иметь место на одних и тех же занятиях.

Требования к речи, представленные в данном разделе (к ее объему, качеству воспроизведения, использованию разных форм речи) должны учитываться и выполняться на занятиях по всем образовательным областям программы и в быту.

Приобщение глухих детей к культуре чтения литературных произведений.

Взрослые читают детям книги, стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя пониманию. Стимулируют детей к самостоятельному чтению.

В процессе обучения чтению глухих детей решаются задачи: овладение глобальным и аналитическим чтением; обучение технике чтения и осмыслению прочитанного; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; воспитание отношения к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

Глухим детям взрослые позволяют отвечать на вопросы, высказываться не только словесно, но и используя различные невербальные средства (мимику лица, жестикуляцию, позы и т.п.

Речевому развитию способствуют наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения глухими детьми соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов, например, разнообразных табличек, плакатов и картин, рассказов в картинках, а также других материалов.

Художественная литература, благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности, позволяет глухому ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, пробуждает в нем интерес к взаимоотношениям героев между собой, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.

Предлагаемый для чтения материал должен соотноситься с речевыми и возрастными возможностями детей, быть интересным и привлекательным по оформлению, посильным с точки зрения навыков зрительного восприятия и техники чтения. Важно учить глухих детей понимать смысл прочитанного. В связи с этим при работе с текстами следует широко использовать его инсценирование, обыгрывание.

Языковой уровень предъявляемого для чтения текста предусматривает изложение содержания в основном известными по значению словами, фразами и типами высказываний. Тексты для чтения выбираются в определенной степени адаптированными, но они должны приближаться к известным образцам детской художественной литературы (например, сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Азбука» Л.Н. Толстого, книги для детей К.Д. Ушинского). Целесообразно использовать книги, специально разработанные для обучения чтению глухих дошкольников (Б.Д.Корсунская «Читаю сам» (1-3 книги). Тексты должны нести воспитательную нагрузку без прямых поучений и дидактического нажима. Читая любой текст, ребёнок косвенно, через взаимоотношения действующих лиц и их поступки, должен учиться доброте, взаимопомощи, трудолюбию, полезным делам.

ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий речевого развития глухих детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе познавательного развития глухой ребенок овладевал и необходимым словарем.

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.