Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии глухих детей младенческого, раннего или дошкольного возраста и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной программы.
Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:
– выявление особых образовательных потребностей глухих детей, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи глухим детям с учетом особенностей психофизического развития;
– возможность освоения глухими детьми Адаптированной программы и их интеграции в образовательной организации;
В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником программы коррекционно-развивающей работы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
Образовательный процесс, в результате которого формируются интегративные качества воспитанников, должен строиться на адекватных возрасту формах работы с глухими детьми.
Целенаправленное комплексное сопровождение глухих детей в условиях образовательной организации должно быть направлено на формирование оптимальных медико-психолого-социально-правовых условий дошкольного образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого ребенка.
Особенности коррекционного воздействия на ребенка зависят от характера имеющегося у него нарушения, от степени выраженности нарушений отдельных функций, от возрастных и компенсаторных возможностей ребенка, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Чем раньше будет выявлен дефект развития ребенка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми младенческого и раннего возраст а
Основным фактором, обусловливающим развитие глухого ребенка, его социальную реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие.
Первые годы жизни ребёнка во многом являются критическими для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков, что обусловливает первостепенную значимость раннего выявления нарушений слуха. Главной задачей является не только поиск патологического состояния и его констатация, но и тех оптимальных возможностей организма, использованием которых можно добиться лучшей реабилитации.
Методы реабилитации и коррекционно-развивающей работы с глухими детьми можно разделить на 3 группы:
- медицинские (консервативное и хирургическое лечение);
- технические (слуховые аппараты, кохлеарные и стволомозговыеимпланты, FM-системы);
- психолого-педагогические.
Основным методом улучшения слуховой функции являются технические средства реабилитации: слуховые аппараты и кохлеарныеимпланты.
Первоочередной задачей реабилитации глухого ребенка является такой подбор технического средства реабилитации слуха (слуховой аппарат или кохлеарныыйимплант), который может обеспечить максимальное приближение к слуху здоровых детей. При «неудовлетворительных» порогах слуха ребенка в техническом средстве реабилитации возникает вопрос правильности выбора самих средств реабилитации (СА+СА; СА+КИ, КИ+КИ), правильности и адекватности настройки этого средства.
Алгоритм помощи детям с глухотой состоит из следующих важных звеньев:
1) раннее выявление нарушений слуха,
2) максимально возможная точная диагностика частотных порогов слуха на каждом ухе с применением принципов перепроверки полученных уровней различными тестами,
3) оптимальный выбор технического средства реабилитации с последующей верификацией и проверкой слуха ребенка в используемом техническом средстве реабилитации,
4) оценка речевого развития ребенка и достаточность сурдопедагогической помощи.
Важно учитывать следующие факторы:
1. Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше.
2. Специальная помощь должна начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.
3. Должны быть предусмотрены «обходные пути» обучения, использоваться специфические средства и методы (учитывая уровень общего и речевого развития ребенка, наличия у него дополнительных нарушений развития).
4. Необходим регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка.
5. Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении особых проблем ребенка за пределами дошкольной образовательной организации.
6. Коррекционно-реабилитационный процесс должен осуществляться квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач.
Сурдопедагогическая помощь может оказываться в основном в различных структурных подразделениях образовательной организации, в том числе в вариативных организационных формах: группе кратковременного пребывания, лекотеке, центр игровой поддержке ребенка и др.
С момента установления снижения слуха начинается реабилитационная работа. С родителями, имеющими детей младенческого возраста, проводятся беседы и консультации, посвященные медицинским и педагогическим аспектам развития ребенка. Сурдопедагог и логопед обучают родителей навыкам формирования психологической базы речи.
Родители с детьми старше одного года должны посещать индивидуальные занятия Присутствие родителей и их активное участие в занятиях, позволит им овладеть основными методами и приемами коррекции слухоречевых нарушений в условиях семьи, а также способствуют повышению уровня их педагогических знаний.
Благодаря своевременно начатой работе (с первого года жизни), у детей даже с тяжелыми нарушениями слуха к трем годам появляется активная речь.
Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста.
Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста.
Содержание коррекционно-развивающей работы с глухими детьми дошкольного возраста должно учитывать уровень общего и речевого развития ребенка, наличие дополнительных нарушений развития и включать:
- развитие речи;
- развитие слухового восприятия;
- формирование у глухих детей всех компонентов устной речи.
Развитие речи глухого ребенка обеспечивает формирование у него умений и навыков понимать и употреблять в речи материал, постоянно используемый в быту, на различных занятиях; задавать вопросы и отвечать на них, понимать и выполнять поручения, составлять простые предложения по картинке или демонстрации действий, составлять небольшие рассказы с опорой на картинки.
Развитие слухового восприятия у глухого ребенка обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейщих характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.
Содержание коррекционно-развивающих, реабилитационных занятий должно способствовать развитию полисенсорного развития глухого ребенка.
Для глухих дошкольников деятельность по развитию слухового восприятия связана с обучением различению при конкретном наглядном выборе и опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления.
Формирование у глухих детей всех компонентов устной речи должно быть направлено на достижение следующих ориентиров:
- активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения;
- усваиваются значения и накапливаются слова;
- происходят вызывание, закрепление и дифференциация звуков;
- развиваются речевое дыхание и голос;
- формируются навыки членораздельного произношения, обеспечивающего необходимую базу для полноценного речевого мышления на основе устной речи;
- появляется потребность в устном общении.
Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану:
1. Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития глухого ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению глухого ребенка в Организации, воспитанию в условиях семьи.
3. Создание специальных условий для получения дошкольного образования глухими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития.
4. Реализация программ коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком (коррекционно-развивающие программы «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», и т.д.).
5. Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования глухого ребенка.
6. Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает создание следующих специальных условий:
– безбарьерной среды жизнедеятельности,
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего глухим детям с выраженными дополнительными отклонениями в развитии необходимую помощь.
Должны быть разработаны:
1) регламент проведения и содержание занятий с глухим ребенком специалистами дошкольной образовательной организации (сурдопедагогом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;
2) регламент и содержание работы тьютора (для глухих детей со сложной структурой дефекта);
3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации.
Одним из важных условий организации процесса коррекции глухих детей является оснащение его специальным оборудованием.
Специальные условия, обеспечивающие получение образования глухими детьми, определяются общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану:
1. Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития глухого ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума.
2. Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению глухого ребенка в Организации, воспитанию в условиях семьи.
3. Создание специальных условий для получения дошкольного образования глухими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития.
4. Реализация программ коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком (коррекционно-развивающие программы «Развитие речи», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», и т.д.).
5. Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый консилиумом на основе повторного обследования глухого ребенка.
6. Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает создание следующих специальных условий:
– безбарьерной среды жизнедеятельности,
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего глухим детям необходимую помощь.
Должны быть разработаны:
1) регламент проведения и содержание занятий с глухим ребенком специалистами дошкольной образовательной организации (сурдопедагогом, педагогом-психологом), воспитателями, педагогами дополнительного образования;
2) регламент и содержание работы тьютора (для глухих детей со сложной структурой дефекта);
3) регламент и содержание работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной образовательной организации.
Одним из важных условий организации процесса коррекции глухих детей является оснащение его специальным оборудованием.
Специальные условия, обеспечивающие получение образования глухими детьми, определяются общими и особыми потребностями ребёнка раннего и дошкольного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 215.