Художественно-эстетическое развитие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значимость эстетического развития для становления личностных качеств глухого ребенка велика. Именно в процессе занятий творчеством ребенок может проявить те индивидуальные возможности, которые не находят своего отражения в других образовательных областях. Позитивная обстановка и образность выразительных средств позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений. Именно эстетическое развитие способствует гармоничной социализации глухого дошкольника, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней[16], должно быть направлено на создание условий для:

- развития интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Развитие у глухих детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества.

Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у глухих детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Детей важно знакомить с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривать иллюстрации в художественных альбомах, организовывать экскурсии на природу, в музеи, обращаться к другим источникам художественно-эстетической информации.

Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Должны быть созданы возможности для творческого самовыражения детей. Важное значение имеет поддержка инициативы, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Рекомендуется вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогать осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

Основные задачи занятий изобразительной деятельностью в рамках Примерной адаптированной программы заключаются в формировании изобразительной деятельности детей и использовании её в качестве средства сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, развития речи, детского творчества; приобщения к изобразительному искусству. Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по лепке, рисованию, аппликации, по ознакомлению детей с произведениями искусства.

На всех этапах обучения важно привить глухим дошкольникам интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание заниматься.

На всем протяжении обучения идут уточнение и обобщение восприятия предметов и их свойств, формирование представлений о них; совершенствование восприятия произведений искусства, формирование оценочного отношения к ним; усвоение приемов и навыков изобразительной деятельности; усвоение речевого материала. Поощряется самостоятельное конструирование, рисование вне занятий.

Основными методами работы являются создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание детей к изображаемому предмету, явлению; показ при формировании навыков и умений; руководство анализом образца, обследованием предмета, наблюдением за событиями при формировании самостоятельной изобразительной деятельности детей; обобщение результатов обследования, оформление в слове. Соединение результатов восприятия с их словесным обозначением создает чувственную основу слова, позволяющую ему вызвать (актуализировать) представления о предметах, их свойствах и отношениях, не воспринимаемых в данный момент, передавать информацию о незнакомых предметах и явлениях на основе актуализации представлений о знакомых свойствах и отношениях. Поэтому основная группа слов, подлежащих усвоению на занятиях по изобразительной деятельности, – слова-названия изображаемых предметов, их свойств и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Вторая группа – слова-названия материалов, орудий изобразительной деятельности, действий, которые ребенок производит, осуществляя деятельность.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся воспитателем как с целой группой (в вечернее время), так и по подгруппам (в утреннее время).

Музыкальное воспитание находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации недостатков развития глухих детей, решаемыми специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений.

Формирование восприятия музыки осуществляется на основе дифференцированного подхода к использованию сохранного остаточного слуха детей.

Применение слуховых аппаратов проводится в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки, а также вне поля. С применением звукоусиливающей аппаратуры громкость исполняемой музыки должна соответствовать нотным обозначениям (постоянное использование повышенной громкости не допускается).

ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий художественно-эстетического развития глухих детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе художественно-эстетического развития глухой ребенок овладевал и необходимым словарем.

Глухие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.

 

Физическое развитие

Физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма глухого ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.

В данной образовательной области Примерной адаптированной программы рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья глухого ребенка, определяются задачи формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка и членов его семьи. 

Содержание образовательной области «Физическое развитие» для глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней[17], должно быть направлено на создание условий для:

– становления у глухих детей ценностей здорового образа жизни;

– совершенствования двигательной активности глухих детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

Становление у глухих детей ценностей здорового образа жизни

Представления о здоровом образе жизни у глухих дошкольников на все этапах коррекционно-образовательной работы формируются с учётом возможностей дошкольной образовательной организации, компенсирующей или комбинированной направленности групп, а также особенностей здоровья и индивидуально-типологических особенностей развития глухих детей.

Основным направлением профилактической работы всего коллектива дошкольной образовательной организации является профилактика нарушений сенсомоторной сферы глухих детей. Кроме того, пристального внимания взрослых требует профилактика травм, опорно-двигательного аппарата, так как часто эти дети ослаблены и страдают моторной недостаточностью.

Основные задачи коррекционно-образовательного обучения: сохранение и укрепление физического и психического здоровья глухих детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Кроме того, при организации работы в данной образовательной области учитываются местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные изменения в природе.

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни отражают две линии оздоровительной работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы. Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.

Совершенствование двигательной активности глухих детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте.

Особое внимание необходимо уделять развитию у глухого ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка, развитию основных движений (ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания), крупной и мелкой моторики, коррекции моторного и физического развития.

Для удовлетворения естественной потребности глухих детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения дошкольной образовательной организации, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на развитие умственных способностей глухого ребёнка. Выполнение различных упражнений по развитию мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на развитие речи глухих детей. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, включаются в занятия сурдопедагога и воспитателя. Они проводятся в часы, отведённые для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия.

Физкультурные занятия сопровождаются речевыми инструкциями, которые включают в себя как постоянно употребляемые в разных видах деятельности слова и фразы, так и специфические, обозначающие названия предметов и действий, которые с ними будут производиться. Постепенно усложняясь и увеличиваясь в объеме, речевой материал должен, однако, носить вспомогательную функцию и использоваться не в ущерб основным задачам физического воспитания. Физическое воспитание глухих дошкольников должно органично сочетаться с другими приемами и видами деятельности (фонетическая ритмика, физкультпаузы, музыкальные занятия, трудовое обучение), а также с организованной взрослыми самостоятельной двигательной деятельностью детей.

ПрАООП оставляет Организации право выбора способов, форм, методов, технологий физического развития глухих детей, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ и других особенностей реализуемой образовательной деятельности, индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. При этом важно способствовать тому, чтобы в процессе познавательного развития глухой ребенок овладевал и необходимым словарем.

Глухие дети дошкольного возраста должны не только развиваться в образовательной области «Физическое развитие», но и овладевать речью, ее обслуживающей.

2.3. Взаимодействие взрослых с глухими детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

Взаимодействие взрослых с глухими детьми способствует осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формирует интерес и обогащает представления о социальных и природных явлениях, способствует формированию самостоятельности, инициативности, ответственности, возникновению «Я-сознания».

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности глухой ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию глухого ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие глухого ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствуетформированию у глухого ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение его к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют глухому ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность глухого ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 186.