IV . Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с глухим ребенком.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мониторинг предусматривает ведение специалистами дошкольной образовательной организации «карты развития ребенка», которая включает:

- общие сведения о ребенке;

- данные о медико-социальном благополучии;

- динамику развития психических процессов на весь период обучения;

- слухоречевой статус;

- индивидуально-психологические особенности личности ребенка;

- динамику физического состояния и развития ребенка;

- периодичность представления результатов анализа, ситуации развития на ПМП - консилиум;

- рекомендации ПМП - консилиума в адрес родителей глухого ребенка, конкретных специалистов, педагогов и других.

Эффект коррекционного воздействия на глухих детей определяется:

- своевременностью (с момента выявления характера снижения слуха);

- качественным слухопротезированием;

- использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний);

- адекватностью коррекционного процесса.

При грамотно организованном проведении коррекционно-развивающей работы глухие дети, не имеющие выраженных дополнительных отклонений в развитии, достигают готовности к школьному обучению, в том числе готовности к освоению ПрАООП начального общего образования по вариантам 1.1, 1.2.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие глухого ребенка

Примерная адаптированная программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие глухого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений глухого ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития глухого ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития глухого ребенка раннего и дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы организуется адекватная возможностям ребенка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Особой значимостью для ребенка обладают социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, а также современный интерьер, дизайн внутренних помещений рассматриваются как необходимые составляющие предметно – пространственной развивающей среды.

Для правильного построения предметной среды необходимо в каждом случае выявлять как сохранные, так и дезинтегрированные функциональные звенья, т.е. анализировать структуру нарушений эмоциональной регуляции и соответственно для каждого ребенка продумывать, как создать такую среду.

Для построения среды для глухого ребенка необходимо создание баланса между комфортной и развивающей средой:

Важнейшим общим требованием к организации предметной среды является ее комфортность. Комфортная среда позволяет сохранять психофизическое здоровье детей, способствует их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации, усиливает позитивное взаимодействие субъектов процесса обучения и воспитания, способствует активности, уверенности ребенка, проявлению творчества. Среда должна соответствовать критерию комфортности для глухого ребенка, т.е. удобства и безопасности.

Условия создания комфортной среды:

- благоприятный психологический климат (спокойная, доброжелательная атмосфера, учитывать условия, необходимые для успешной адаптации, учет индивидуальных особенностей глухого ребенка, профессиональный уровень взрослых, количество детей в группе должно соответствовать норме);

- безопасность предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка (соответствие детской мебели, игрового и дидактического материала возрастным, санитарно-гигиеническим требованиям);

- организация работы с детьми на основе учета принципа «открытости - закрытости» (чередование деятельности детей в разных пространственных измерениях).

Развивающая среда – вызывает временнуюдезаптацию, но направлена на эмоционально-личностное развитие.

Развивающая среда выполняет важнейшие функции:

- активизирует деятельность ребенка;

- побуждает ребенка брать на себя часть ответственности за создание своего сообщества. Развивающая среда является не только условием жизнедеятельности ребенка, но и выступает потенциальным средством воздействия на формирование и развитие личности.

Условия организации развивающей среды:

•     обеспечение гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности ребенка - осуществляется на основе использования принципа организации образовательных и игровых зон, стимулирующих потребность детей раннего возраста к активной деятельности;

•     стабильность-динамичность среды – реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется, пространство с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами его оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами.

•     эмоциогенность среды – реализуется созданием в дошкольной организации интерьера, соответствующего эстетическим требованиям и формирующего эмоционально-положительный настрой детей;

•     учет половой дифференциации – достигается организацией среды с учетом специфических особенностей развития девочек и мальчиков.

Компоненты развивающей среды:

1. Социальный компонент:

- взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

- преобладающее позитивное настроение;

- авторитетность руководителей;

- степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

- сплоченность;

- продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент:

- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

- среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей глухого ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.

При моделировании развивающей предметно-пространственной среды необходимо принимать во внимание возрастные и психофизиологические особенности детей младенческого и раннего возраста, а также специфику нарушенного развития.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для организации психолого-педагогической работы с глухими детьми раннего возраста должно основываться на следующих принципах:

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»). Реализация принципа предусматривает использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды.

Использование больших модульных наборов,

Центров песка и воды,

Мастерских,

Инструментов для уборки,

Использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности.

Использование сборно-разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, мягких плоскостей, подиумов для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой).

Использование игрового спортивного оборудования, игровых столов сложной конфигурации, мебель – трансформеров, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет, что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

7. Создание специализированных игровых зон.Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе: темы; сюжета; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития», содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, совсем незнакомые предметы и материалы.

Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим общим требованиям:

•     соответствовать возможностям глухого ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего психического развития;

•     содержать как известные глухому ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;

•     быть для глухого ребенка неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;

•     соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;

•     быть системной, то есть отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности глухих детей, а также отражать основы национальной культуры.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 168.