I . Анализ диагностической информации о глухом ребенке и оценке его реабилитационного потенциала.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Известно, что процесс слушания, и особенно восприятие речи, как одно из средств коммуникации, зависит от взаимодействия многих механизмов. Не отрицая влияния слуховой системы, как одной из главных в процессе слухового восприятия, нельзя забывать и роль других систем полисенсорики, единство которых даёт информацию о пространстве и событиях, воспринимаемых человеком. Поэтому необходимо комплексное обследование ребёнка. Этому способствует целая система, объединяющая многих специалистов: сурдолога, психолога, психиатра, сурдопедагога, невропатолога, нейрофизиолога, врача ЛФК, педиатра, а также по необходимости многих других специалистов.

Диагностика должна быть динамична и постоянно связана с процессом реабилитации. Процесс реабилитации, в свою очередь, ставит всё новые и новые задачи перед диагностикой.

Диагностика включает в себя:

- исследование состояния слуховой функции, в т.ч. аудиологический скрининг;

- неврологическое обследование;

- оценку слухоречевого развития ребенка и эффективности слухопротезирования;

- психолого-педагогическое обследование.

В Российской Федерации принята схема аудиологического скрининга, основанная на анализе факторов риска и поведении ребёнка (поведенческом скрининге) (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни», п. 6 «Диагностика и оценка функционального состояния организма»).

Внедрение аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни привело к значительному увеличению процента выявленной сенсоневральной тугоухости на раннем этапе развития ребенка[19]. В настоящее время в практику врачей оториноларингологов и сурдологов широко внедряются объективные электрофизиологические методы исследования функции слуха, особенно у детей, совершенствуются методики применяемых тестов.

Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни способствует улучшению диагностики перцептивных нарушений слуха и способствует ранней реабилитации детей с данной патологией.

Оценка слухоречевого развития ребенка и анкетирование родителей с уточнением реакций ребенка на различные звуки окружающего мира являются также известными методами оценки качества слухопротезирования и верификации настроек слухового аппарата.

М.Ю. Бобошко (2013) выделяет следующие способы оценки эффективности слухопротезирования: тональная пороговая аудиометрия в свободном звуковом поле, речевая аудиометрия в свободном звуковом поле, в том числе на фоне шумовых помех, субъективная оценка результата использования слухового аппарата или процессора кохлеарногоимпланта на основе заполнения специальных анкет, динамическая оценка слухоречевого развития ребенка (в детской практике).

В доступной литературе имеется достаточно большое количество работ, свидетельствующих о необходимости обязательной сурдопедагогической оценки эффективности слухопротезирования. Сурдопедагог определяет не только максимальное расстояние восприятие разговорной и шепотной речи, но и разборчивость речи.

Сбор и анализ диагностической информации о глухом ребенке и оценка его реабилитационного потенциала включает выявление следующих показателей:

1. Физическое состояние и развитие ребенка:

- динамика физического развития (анамнез);

- состояние слуха,

- состояние зрения;

- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;

- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

- особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;

- особенности мышления;

- познавательные интересы, любознательность.

3. Особенности речевого развития:

- характеристика слуховой функции и произношения;

- понимание устной речи;

- самостоятельная речь (устная и письменная);

- объем словарного запаса (активного и пассивного);

- особенности грамматического строя и т.д.

3. Особенности мотивации:

- реакция на замечания, оценку деятельности; отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;

- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

- умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

- глубина и устойчивость эмоций;

- способность к волевому усилию;

- преобладающее настроение;

- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

- наличие фобических реакций;

- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими).

5. Результаты психолого-педагогического обследования:

- выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности;

- специфические проблемы социальной адаптации ребенка;

- формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством и т.д.

При первичном знакомстве с ребёнком сурдопедагог старается установить с ним эмоциональный контакт, изучает все имеющиеся у родителей медицинские и психолого-педагогические заключения, уточняет у родителей особенности характера, поведения и развития ребёнка.

Мониторинг развития слухового восприятия и сформированности звукопроизношения проводится сурдопедагогом, в том числе с использованием компьютерной диагностики. Диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Адаптированной программе.

Диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме.

По итогам диагностического обследования делается вывод о сформированностикомпонентов познавательной сферы, происходит выявление актуальных знаний, определение зоны ближайшего развития. По окончании диагностического периода анализируется успешность и проблемы развития ребёнка, необходимые педагогические и психологические подходы и методы воздействия, планируется дальнейшая работа с ребенком.

Итогом проведенной диагностики выступает формирование комплексного заключения на глухого ребенка раннего или дошкольного возраста, в структуру которого входят:

1) оценка состояния развития ребенка в целом с учетом развития отдельных функций и отнесение к определенному варианту развития;

2) определение потенциальных возможностей ребенка, прогноз развития и программирование путей коррекционно-развивающей работы в условиях Организации и семьи, выработка алгоритмов действий для специалистов.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.