Известно, что процесс слушания, и особенно восприятие речи, как одно из средств коммуникации, зависит от взаимодействия многих механизмов. Не отрицая влияния слуховой системы, как одной из главных в процессе слухового восприятия, нельзя забывать и роль других систем полисенсорики, единство которых даёт информацию о пространстве и событиях, воспринимаемых человеком. Поэтому необходимо комплексное обследование ребёнка. Этому способствует целая система, объединяющая многих специалистов: сурдолога, психолога, психиатра, сурдопедагога, невропатолога, нейрофизиолога, врача ЛФК, педиатра, а также по необходимости многих других специалистов.
Диагностика должна быть динамична и постоянно связана с процессом реабилитации. Процесс реабилитации, в свою очередь, ставит всё новые и новые задачи перед диагностикой.
Диагностика включает в себя:
- исследование состояния слуховой функции, в т.ч. аудиологический скрининг;
- неврологическое обследование;
- оценку слухоречевого развития ребенка и эффективности слухопротезирования;
- психолого-педагогическое обследование.
В Российской Федерации принята схема аудиологического скрининга, основанная на анализе факторов риска и поведении ребёнка (поведенческом скрининге) (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.04.2007 № 307 «О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни», п. 6 «Диагностика и оценка функционального состояния организма»).
Внедрение аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни привело к значительному увеличению процента выявленной сенсоневральной тугоухости на раннем этапе развития ребенка[19]. В настоящее время в практику врачей оториноларингологов и сурдологов широко внедряются объективные электрофизиологические методы исследования функции слуха, особенно у детей, совершенствуются методики применяемых тестов.
Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни способствует улучшению диагностики перцептивных нарушений слуха и способствует ранней реабилитации детей с данной патологией.
Оценка слухоречевого развития ребенка и анкетирование родителей с уточнением реакций ребенка на различные звуки окружающего мира являются также известными методами оценки качества слухопротезирования и верификации настроек слухового аппарата.
М.Ю. Бобошко (2013) выделяет следующие способы оценки эффективности слухопротезирования: тональная пороговая аудиометрия в свободном звуковом поле, речевая аудиометрия в свободном звуковом поле, в том числе на фоне шумовых помех, субъективная оценка результата использования слухового аппарата или процессора кохлеарногоимпланта на основе заполнения специальных анкет, динамическая оценка слухоречевого развития ребенка (в детской практике).
В доступной литературе имеется достаточно большое количество работ, свидетельствующих о необходимости обязательной сурдопедагогической оценки эффективности слухопротезирования. Сурдопедагог определяет не только максимальное расстояние восприятие разговорной и шепотной речи, но и разборчивость речи.
Сбор и анализ диагностической информации о глухом ребенке и оценка его реабилитационного потенциала включает выявление следующих показателей:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха,
- состояние зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость и др.).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
- особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;
- особенности мышления;
- познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности речевого развития:
- характеристика слуховой функции и произношения;
- понимание устной речи;
- самостоятельная речь (устная и письменная);
- объем словарного запаса (активного и пассивного);
- особенности грамматического строя и т.д.
3. Особенности мотивации:
- реакция на замечания, оценку деятельности; отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- глубина и устойчивость эмоций;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций;
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими).
5. Результаты психолого-педагогического обследования:
- выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности;
- специфические проблемы социальной адаптации ребенка;
- формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством и т.д.
При первичном знакомстве с ребёнком сурдопедагог старается установить с ним эмоциональный контакт, изучает все имеющиеся у родителей медицинские и психолого-педагогические заключения, уточняет у родителей особенности характера, поведения и развития ребёнка.
Мониторинг развития слухового восприятия и сформированности звукопроизношения проводится сурдопедагогом, в том числе с использованием компьютерной диагностики. Диагностика развития ребенка используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Адаптированной программе.
Диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме.
По итогам диагностического обследования делается вывод о сформированностикомпонентов познавательной сферы, происходит выявление актуальных знаний, определение зоны ближайшего развития. По окончании диагностического периода анализируется успешность и проблемы развития ребёнка, необходимые педагогические и психологические подходы и методы воздействия, планируется дальнейшая работа с ребенком.
Итогом проведенной диагностики выступает формирование комплексного заключения на глухого ребенка раннего или дошкольного возраста, в структуру которого входят:
1) оценка состояния развития ребенка в целом с учетом развития отдельных функций и отнесение к определенному варианту развития;
2) определение потенциальных возможностей ребенка, прогноз развития и программирование путей коррекционно-развивающей работы в условиях Организации и семьи, выработка алгоритмов действий для специалистов.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.