Понимание глухим ребёнком самого себя формируется медленнее, чем у слышащих сверстников. Поэтому необходимо много внимания уделять формированию личности ребенка, имеющего нарушение слуха, осознанию им своего места в коллективе, оценке своих успехов и неудач.
Для глухих детей в силу специфичности их нарушения характерны трудности в понимании окружающих событий, чувств людей, смысла их поступков, в овладении правильной коммуникацией из-за ограниченных речевых навыков. Степень трудностей зависит от степени когнитивного нарушения, то есть от степени нарушения познавательного развития.
Отсутствие или ограниченность средств общения глухих детей со взрослыми и сверстниками, несформированность ориентировочно-исследовательской деятельности, непонимание условий разрешения проблемной ситуации могут привести к трудностям нахождения ребенком своего места в коллективе сверстников, в группе детского учреждения и в среде обычных детей, в результате чего могут сформироваться его коммуникативная несостоятельность и патологические черты личности: отказ от деятельности, агрессивность или замкнутость.
В процессе коррекционно-развивающей работы необходимо развивать представления глухих детей о себе, фиксировать внимание на лице, рассматривать части тела, соотносить и подбирать личные вещи, рассматривать фотографии детей и членов их семей, формировать представления о типичных для девочек и мальчиков чертах характера. Формируя представления о собственном «Я», взрослые уточняют у детей имя, фамилию, имена родителей и других членов семьи.
Это может проходить в режимные моменты, в играх, при чтении коротких рассказов, театрализованной деятельности, на НОД по ознакомлению с окружающим миром по темам «Семья», «Части тела» и др.
Необходимо формировать оценку собственных поступков глухих детей с точки зрения их последствий для самого ребёнка и других детей; учить выражать свои эмоции и чувства соответствующими словами и выражениями.
На всех этапах общения с глухими детьми для развития их личностных качеств важное значение имеет оценка их действий взрослыми. Оцениваются не поведение в целом, а конкретные поступки. Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями глухих детей
Социальная адаптация глухого ребенка зависит от родительского поведения. Недостатки в сенсорном развитии уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений детей с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения и тормозит эмоциональное развитие ребенка.
Значительная часть слышащих родителей нуждается в обучении умению общаться со своим глухим малышом. Поэтому родителям, имеющим глухих детей, должна оказываться психолого-педагогическая помощь. Психолог совместно с социальным педагогом, сурдопедагогогом, логопедом консультирует родителей по вопросам взаимоотношений со своим ребенком, особенностям его развития и обучения. В процессе таких консультаций у родителей формируется адекватный уровень понимания возможностей ребенка, развиваются навыки общения с детьми. Это способствует эмоциональной адаптации родителей, что позволяет им принять болезнь ребенка и выработать позитивные установки к себе и своему ребенку, что будет способствовать эффективному воспитанию и обучению ребенка в условиях семьи .
Семья глухого дошкольника нуждается в специальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом.
Целями коррекционно-реабилитационной и психолого-педагогической работы с семьями глухих детей являются:
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития глухого ребенка в семье;
- преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
- формирование позитивного отношения близких лиц к глухому ребенку и оптимистического взгляда в будущее.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации;
- установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения и способствовать их коррекции;
- выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию глухого ребенка в семье;
- добиваться оптимизации самосознания родителей, снижения уровня фрустрированности личности;
- способствовать оптимизации личностного развития глухих детей;
- обучить родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, методам воспитания, обучения и реабилитации детей, обеспечивающим оптимальное развитие глухого ребенка;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации глухого ребенка;
- скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.
При организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями глухих детей необходимо осуществлять информационную и практическую деятельность[18].
Информационная деятельность включает:
– рассмотрение проблемы родительского отношения к глухим детям;
– рассмотрение роли родителей в слухоречевом развитии глухих детей, особенностей их взаимодействия и отношений.
Практическая деятельность включаетприменение средств коррекции родительского отношения к глухим детям и включения родителей в процесс слухоречевого развития ребенка.
В рамках разных направлений содержание информационной и практической деятельности педагогического коллектива с семьями глухих детей предполагает применение арсенала различных средств педагогического воздействия.
1. Организационное направление: собрания, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование и сообщение их результатов (при необходимости), выявление запросов со стороны семьи. Ответственными за реализацию данного направления можно считать руководителей дошкольной образовательной организации, педагога-психолога, родительский актив.
2. Информационно-просветительское направление: лектории, тематические семинары, консультирование по индивидуальным запросам или по решению специалистов, выявивших такую необходимость. В реализации данного направления оптимально задействовать педагога-психолога, сурдопедагога, педагога дополнительного образования.
3. Психолого-педагогическое направление: мастер-классы сурдопедагога и педагога дополнительного образования, включение родителей в проведение занятий (в том числе с творческой направленностью), ролевые и деловые игры.
4. Досуговое направление, в рамках которого предусмотрено взаимодействие семьи с педагогическим коллективом в форме семейной гостиной и творческих мастерских.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 233.