Организация развивающей предметно-пространственной среды для глухих детей младенческого и раннего возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Примерную организацию развивающей предметно-пространственной среды для работы с глухими детьми младенческого и раннего возраста можно представить следующим образом.

1. Интерьер помещений. Желательно сделать все возможное, чтобы приблизить интерьер помещения к домашнему. При выборе цвета для окрашивания стен целесообразно обратиться к работам таких известных цветопсихологов, как Макс Люшер и Освальд Шпенглер. Они рекомендуют в помещениях для детей раннего возраста использовать гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Выбор соответствующих по цвету гардин на окнах подчеркивает общий стиль помещений, не затеняет внутреннее пространство помещений.

Каждое помещение должно иметь практическое зонирование. Должны быть организованы игровая и сенсорно-познавательная зоны, зоны двигательной активности, отдыха.

2. Игрушки. Самостоятельная игра ребенка раннего возраста во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. Игровая среда должны быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п.

Среда должна включать специальные дидактические («развивающие) игрушки, правильно подобранные по цвету, форме, величине, количеству. Такие игрушки являются прекрасным средством развития глухих детей. Они не только обогащают чувственный опыт ребенка, но и учат его мыслить. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание глухого ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

Дидактические игрушки развивают у глухого ребенка мелкую моторику рук, а также – память и мышление, в силу того, что он запоминает, а потом пытается воспроизвести те действия, которые ему показали взрослые.

Для глухих детей нужны следующие игрушки: пирамидки и подобные игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки и др. наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики и разрезные картинки из 2,3,4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, емкости по типу “Почтового ящика” для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки, музыкальные инструменты и звучащие игрушки для развития слухового внимания. Кроме того, необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта: посуда, мебель и др.) Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячом. Его можно ловить, катать, подбрасывать вместе с ребенком.

Очень полезны игры с водой, песком и др. природными материалами. Такие действия не только привлекают детей, но и развивают тактильные ощущения.

3. Зона двигательного развития. Одной из основных потребностей ребенка раннего возраста является потребность в движениях. Для того чтобы дети большую часть времени проводили в движении, должны быть предусмотрены различные материалы и оборудование: воротца, тоннели, горка, мягкие модули, мячи, обручи, всевозможные тележки, каталки и игрушки на колесах, которые дети первого полугодия второго года жизни толкают вперед себя за палочку, а более старшие возят за шнурок; сумки, мешочки, набитые песком и горохом, которые можно перекидывать из ладони в ладонь; мягкие колечки (толщина 4–5 и диаметр 16–20 см), которые могут служить как дорожкой для ходьбы босиком, так и подставкой для мячей; мягкие кирпичики (20х30х10 см), разноцветные флажки, ленточки, султанчики.

4. Зона развития предметной деятельности и сенсорных способностей. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, в первую очередь, необходимо обеспечить детей игрушками и пособиями, различными по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Это могут быть различной сложности пирамидки, матрешки из двух-трех частей, вкладные чашечки, бочонки с двумя-тремя вкладышами. Очень хорошо подбирать предметы, контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например, мячи и шарики, различные по цвету. Шарики помещаются в пластмассовые емкости (тазы) четырех основных цветов. В скором времени малыши без затруднений могут сами собрать шарики в «нужную емкость». Далее можно подобрать шары одного цвета, но различные по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д., поместив их в привлекательные для детей коробки уже знакомых им основных цветов. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, подчеркивая различие и сходство признаков предметов, но и способствует развитию восприятия ребенка.

Дидактический стол должен быть расположен так, чтобы к нему можно было подходить с двух сторон. Стол наполнен игровыми дидактическими материалами, имеет специальные ящички, открывающиеся створки (удобные и безопасные в использовании), в которых располагаются игрушки. Например, объемные геометрические фигуры (шары, кубы, кольца); предметы-вкладыши; стержни для нанизывания колец; желобки для прокатывания шариков, коробочки для проталкивания фигур разной формы. За дидактическим столом одновременно, не мешая друг другу, могут играть два-три ребенка.

Перечень требований к развивающей предметно-пространственной среде для глухого ребенка младенческого и раннего возраста

1. Помещение группы раннего возраста должно быть:

- оснащено оборудованием с отсутствием острых и режущих концов, выступов, ядовитых красок, доступное для обработки (влажной уборки);

- окрашено в светлые тона;

- эстетичное, красивое.

2. Помещение, в котором находятся младенцы, должно обеспечивать ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми, чтобы он мог наблюдать за ними, обращаться к ним, не испытывать дискомфорта от одиночества и изоляции.

3. В помещении имеется манеж или другое оборудование, обеспечивающее безопасность в период бодрствования ребенка.

4. Помещение имеет утепленный пол для игр ползающих детей.

5. В группе имеется игровое оборудование для детей, находящихся в сидячем положении (столики с выдвигающими стульчиками и др.).

6. Имеется оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, ходунки, треки, сухой бассейн и др.).

7. В манеже, на пеленальном столике и в комнате имеются зеркала, в которых ребенок отражается во весь рост.

8. В помещении имеются красочные картинки, игрушки для самостоятельного и совместного со взрослыми восприятия. Имеются детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки, книжки с картинками, мелки, краски.

9. Детей обеспечивают многофункциональными, дидактическими игрушками, стимулирующими исследовательскую и манипулятивную деятельность (легко трансформирующиеся панно, сенсорные материалы М.Монтессори, мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.).

10. Помещение имеет пространство для организации игр с перемещением, движениями под музыку, имеется свободный доступ детей к игрушкам. В помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).

11. Имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани, игрушки орудийного типа и др.).

12. Имеется игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства, магнитофон и пр.).

13. Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

14. Имеются игрушки для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).

15. Имеются игры и оборудование для развития двигательной активности детей (игрушки, которые можно катать, бросать, горки, тренажеры, скамейки).

16. Все игрушки и материалы для работы должны быть доступны детям.

17. Помещение должно быть эстетически оформлено в соответствии с возрастными особенностями детей.

18. Игрушки и материалы должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Санитарных правил и норм Российской Федерации.

19. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность. Они не должны:

- провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие;

- порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства;

- вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;

- провоцировать пренебрежительное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.

20. Игрушки и материалы должны обеспечить всестороннее развитие детей и иметь следующие качества:

- полифункциональность (возможность гибкого, вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);

- дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения);

- эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);

- соответствие половой принадлежности ребенка.

21. Оборудование, применяемое в игровой комнате, должно быть устойчиво и прочно закреплено.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 198.