Представленные целевые ориентиры, возрастные показатели отличаются от онтогенетических нормативов, что связано со спецификой развития глухих детей раннего возраста. Нарушение слуха у детей оказывает влияние на общее развитие ребенка, ограничивает возможность освоения словесной речи как системы и как средства коммуникации.
К трем годамребенок:
‑ интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует; знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими (совершает предметные действия);
‑ стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
- отличается следующими характеристиками речевого развития (по Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской):
а) (при условии занятий с ребенком с первого года жизни) путь становления речи приближен к тому, как это происходит у слышащих: понимание слов и фраз в конкретной ситуации, самостоятельные слова, фразы; устная речь становится такой же потребностью, как для слышащих сверстников; увеличивается звуковой багаж, появляется интонационная структура речи,
б) (при условии, что обучение началось в 1,5 – 2 (3) года) речь формируемая, возникает понимание речи в узкой конкретной ситуации (игра, кормление, туалет, прогулка, сон); самостоятельная речь ограничена,
- у ребенка развивается слуховое восприятие, в том числе самоподражание, подражание взрослым;
‑ проявляет интерес к сверстникам, наблюдая за их действиями и подражая им;
‑ проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, стремится достичь результата своих действий;
‑ владеет простейшими навыками самообслуживания;
- любит рассматривать картинки, двигаться под музыку, вступает в контакт с детьми и взрослыми;
- включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др).
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Примерной адаптированной программы
Представленные целевые ориентиры, возрастные показатели отличаются от онтогенетических нормативов, что связано со спецификой развития глухих детей дошкольного возраста. Нарушение слуха у детей оказывает влияние на общее развитие ребенка, ограничивает возможность освоения словесной речи как системы и как средства коммуникации.
На начало дошкольного возраста ребенок (при условии, что обучение началось в первые месяцы жизни, до 1,5 лет) :
– демонстрирует установку на положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства;
– проявляет интерес к игрушкам, желание играть с ними; стремится играть рядом с товарищами в игровом уголке; принимает участие в разных видах игр (дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных); эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу; умеет взаимодействовать со сверстниками, организовывать своё поведение;
–выражает свои просьбы, отвечает на вопросы доступными средствами общения; понимает и выполняет поручения, предъявляемые устно и письменно (инструкции, опорный словарь);
– называет любимые сказки и рассказы, отражает прочитанное при подборе иллюстраций, в схематических рисунках, лепке, постройках макетов;
– ребёнок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– обладает начальными знаниями о себе, о природном мире, в котором он живёт;
– владеет практическими умениями в области гигиены и самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические процедуры (культура еды, умывание), владеет навыками самообслуживания (уход за внешним видом, уход за одеждой);
– соблюдает усвоенные элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах; стремится к самостоятельности, владеет приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом;
– правильно надевает и снимает наушники, индивидуальный слуховой аппарат, включает и выключает его; различает на слух неречевые и речевые звучания, бытовые шумы;
– воспроизводит слитные речевые звучания, знакомый речевой материал (со стационарной аппаратурой, с индивидуальным слуховым аппаратом и без него);
На этапе завершения освоения Примерной адаптированной программы (к семи годам) глухой ребенок, имеющий перспективу сближения с возрастной нормой при значительной систематической специальной поддержке:
– принимает и осваивает социальную роль обучающегося, у него формируются мотивы учебной деятельности;
– стремится к организованности и аккуратности;
– представляет собственные возможности и ограничения, умеет адекватно оценивать свои силы, пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами;
– проявляет этические чувства (доброжелательность, благодарность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим и др.);
– интересуется культурой общества, бережно относится к результату чужого труда;
– стремится проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям, животным;
– проявляет самостоятельность,личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
– стремится к использованию приобретенных знаний и умений; проявляет любознательность;
– владеет элементарными навыками вербальной и невербальной коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;
– имеет представления о безопасном, здоровом образе жизни;
– умеет понимать причины успеха (неуспеха), деятельности, старается конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– имеет элементарные представления, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– понимает обращения и выполняет задания;
– понимает вопросы;
– умеет сообщать о выполнении задания, о своем желании;
– умеет обращаться к сверстникам, педагогам с просьбой, с вопросами (с помощью воспитателя и самостоятельно);
– выполняет инструкции при решении учебных задач;
– определяет материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели;
– определяет последовательность действий, операций;
– сопоставляет результаты с образцом, содержанием задания;
– участвует в коллективной деятельности вместе с другими детьми
– выражает выражать радость, удовлетворение, сожаление результатами деятельности; использует при общении различные виды речевой деятельности;
– умеет получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образцы, рисунки, схемы;
– умеет создавать модели несложных объектов из пластилина, деталей конструктора и различных материалов;
– умеет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения домашнего труда;
– соблюдает правила личной гигиены;
– испытывает уважение к стране, ее истории и культуре, чувство гордости за победы и свершения России, уважительно относится к родному краю, своей семье;
– способендавать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей;
– умеет выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится / не нравится);
– называет членов своей семьи, их имена;
– выражает приветствие, просьбу, желание;
– соблюдает правила поведения в детском саду;
– активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– желает и умеет пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, включая индивидуальные слуховые аппараты;
– умеет различать, опознавать и распознавать на слух знакомый по значению и необходимый речевой материал (фразы, слова, словосочетания);
– понимает жизненные ситуации, в которых звучит музыка, эмоционально относится к ней;
– выполняет правила при участии в музыкальных подвижных играх;
– различает и опознает на слух звучание элементарных музыкальных инструментов (игрушек);
– различает и опознает на слух социально значимые неречевые звучания окружающего мира.
– ребенок отличается следующими характеристиками речевого развития:
а) имеет потребность в речевом общении, мотивацию к развитию устной речи.
б) понимает и употребляет в речи материал, используемого для организации учебного процесса;
в) обращается к товарищу и взрослому с просьбой;
г) употребляет в диалогической речи слова, обозначающие предмет и действие;
д) употребляет в речи слова, отвечающие на вопросы кто? что? что делает?
е) понимает и выполняет простые поручения;
ж) употребляет в речи словосочетания типа что делает? + что;
з) называет слово и соотносит его с картинкой;
и) употребляет в речи слова, обозначающие цвет и размер предмета;
к) понимает и выполняет поручения с указанием направления действия (включение словосочетаний с предлогами в, на, под);
л) составляет простые нераспространённые предложения на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
м) составляет небольшие рассказы о близких его жизненному опыту ситуациях, по сюжетной картинке (самостоятельно или с помощью);
н) владеет техникой аналитического чтения (устно или устно-дактильно), пишет печатными буквами;
о) понимает при прочтении простые, доступные по словарю, тексты, близкие личному опыту ребенка (самостоятельно или с помощью).
Целевые ориентиры Примерной адаптированной программы выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Примерной адаптированной программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у глухих детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Примерной адаптированной программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по Примерной адаптированной программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества (оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, требованиям, заданным Стандартом и Примерной адаптированной программой) в дошкольном образовании глухих детей направлено, прежде всего, на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.
Предусмотренная Примерной адаптированной программой система оценки образовательной деятельности предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организацией, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т. д.
Примерной адаптированной программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения глухими детьми планируемых результатов освоения Примерной адаптированной программы.
Целевые ориентиры, представленные в Примерной адаптированной программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития глухих детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями глухих детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки глухих детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Примерная адаптированная программа строится на основе общих закономерностей развития личности глухих детей с учетом сенситивных периодов в развитии, индивидуальных особенностей развития глухих детей.
Примерной адаптированной программой предусмотрена система мониторинга динамики развития глухих детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
– карты развития глухого ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития глухого ребенка.
Примерная адаптированная программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами Примерной адаптированной программы оценка качества образовательной деятельности:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации глухого ребенка;
2) учитывает факт разнообразия путей развития глухого ребенка в условиях современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для глухих детей;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии с разнообразием:
–вариантов развития глухого ребенка в дошкольном детстве,
–вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды,
–местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для глухих детей на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для глухих детей на уровне Организации должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Примерной адаптированной программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития глухого ребенка раннего и дошкольного возраста, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с глухими детьми по Примерной адаптированной программе;
- внутренняя оценка, самооценка Организации;
- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Примерной адаптированной программы решает задачи:
- повышения качества реализации программы дошкольного образования;
- реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки качества Примерной адаптированной программы дошкольного образования глухих детей;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой Организации;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием глухих обучающихся.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации Примерной адаптированной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Примерной адаптированной программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует глухой ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации материал для рефлексии своей деятельности и для работы над Адаптированной программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.
Система оценки качества дошкольного образования:
– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации адаптированной основной образовательной программы в Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи глухого ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы Организации;
– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям глухого ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;
– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Общие положения
В содержательном разделе представлены:
‑описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями глухих детей в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. При разработке образовательных программ дошкольного образования могут использоваться образовательные модули по образовательным областям (направлениям развития детей дошкольного возраста) на основании единства и взаимосвязи содержания образовательной программы, форм, методов и средств образовательной деятельности, а также организации образовательной среды, в том числе развивающей предметно пространственной, представленные в комплексных и парциальных программах;
‑описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом психофизических, возрастных и индивидуально-психологических особенностей глухих детей, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
‑программа коррекционно-развивающей работы с детьми, описывающая образовательную деятельность по коррекции нарушений развития глухих детей.
Способы реализации образовательной деятельности определяются климатическими, социально-экономическими условиями субъекта Российской Федерации, местом расположения Организации, педагогическим коллективом Организации. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать общим и специфическим принципам и подходам к формированию Адаптированной программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования глухих детей и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание неравномерность психофизического развития, особенности развития глухих детей, значительные индивидуальные различия между детьми, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников.
Данная Примерная адаптированная программа может реализовываться:
а) в группах компенсирующей направленности, в том числе в группах для детей со сложными (комплексными) нарушениями развития(воспитываются только дети с нарушенным слухом) – обучение по примерной адаптированной основной образовательной программе;
б) в группах комбинированной направленности (воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом) – обучение по Примерной адаптированной программе на фронтальных и индивидуальных занятиях сурдопедагога с глухими детьми и по основной образовательной программе для нормально развивающих детей на совместных занятиях слышащих детей и детей с нарушенным слухом;
в) в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности (воспитываются слышащие дети и 1-2 ребенка с нарушенным слухом с высоким уровнем общего и слухоречевого развития) – обучение по основной образовательной программе с индивидуальным сопровождением на совместных занятиях с нормально развивающимися детьми и по Примерной адаптированной программе на подгрупповых и индивидуальных занятиях сурдопедагога и других специалистов.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Примерной адаптированной программы приводится с учетом психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей глухих дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Реализация Примерной адаптированной программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям Стандарта и выбираемых педагогом с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Примерной адаптированной программы, возраста глухих воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).
Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как: образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов. Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Любые формы, способы, методы и средства реализации Примерной адаптированной программы должны осуществляться с учетом базовых принципов Стандарта и раскрытых в разделе 1.1.2 принципов и подходов Примерной адаптированной программы, то есть должны обеспечивать активное участие глухого ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др.
При подборе форм, методов, способов реализации Примерной адаптированной программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров и представленных в разделе 1.2. Программы, и развития в пяти образовательных областях необходимо учитывать спецификупсихофизического, возрастного и индивидуального развития, а также особенности общего и речевого развития глухих детей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.