Рекомендуемый оптимальный в отношении прогноза речевого и психоэмоционального развития возраст постановки окончательного диагноза и начала реабилитационных мероприятий ограничен 3 - 6 месяцами жизни (Wolf-Magele, 2015). В связи с этим в Адаптированной программе представлены целевые ориентиры младенческого возраста для глухих дошкольников, коррекционная помощь которым оказывается с первых месяцев жизни.
Для достижения глухим ребенком целевых ориентиров, повышения эффективности образовательного процесса и коррекционной работы необходимы раннееслухопротезирование, а также адекватная установка параметров средств реабилитации слуха.
К концу первого полугодия жизни ребенок при условии целенаправленного педагогического воздействия и адекватного звукоусиления (бинауральноеслухопротезирование, кохлеарная имплантация) [12]:
‑ поддерживает зрительный контакт с говорящим человеком, улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого;
‑ оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются, переводит взгляд с одного говорящего человека на другого;
- активно гулит;
‑ различает голоса близких людей, слушая говорящего, и реагирует на прекращение разговора. Реагирует, когда теряет взгляд взрослого, или когда взрослый собирается уходить;
‑ обнаруживает выраженную потребность в общении со взрослыми: проявляет интерес и положительные эмоции в ответ на обращения взрослого, сам инициирует общение, привлекая взрослого с помощью голоса, улыбок, движений, охотно включается в эмоциональные игры;
‑ отчетливо находит глазами источник звука, внимательно смотрит на объект, издающий звук;
‑ проявляет поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению: рассматривает игрушки и другие предметы, следит за их перемещением, прислушивается к издаваемым ими звукам, радуется, стремится взять игрушку в руки, обследовать ее; удерживая в одной руке игрушку, другой – тянется ко второй и захватывает ее; перекладывает предмет из руки в руку.
К концу первого года жизни ребенок при условии целенаправленного педагогического воздействия и адекватного звукоусиления (бинауральноеслухопротезирование, кохлеарная имплантация)
– активно проявляет потребность в эмоциональном общении, избирательное отношение к близким и посторонним людям;
– активно обследует разнообразные предметы, интересуется и манипулирует ими, пытается подражать действиям взрослых; проявляет инициативу и настойчивость в желании получить ту или иную игрушку и действовать с ней по своему усмотрению;
– во взаимодействии со взрослым пользуется разнообразными средствами общения: мимикой, естественными жестами, голосовыми проявлениями; стремится привлечь взрослого к совместным действиям с предметами; различает поощрение и порицание взрослыми своих действий по их мимике, жестам;
- переходит от гуления к лепету, в котором постепенно появляются всё новые и новые звуки; это важнейший показатель вступления ребенка на путь естественного развития речи;
– рассматривает картинки, узнает, что на них изображено, по просьбе взрослого может показать названный предмет; пытается сам использовать мелки и карандаши;
– стремится проявлять самостоятельность при овладении навыками самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки и пр.);
– проявляет двигательную активность: свободно изменяет позу, сидит, ползает, встает на ножки, переступает ногами, ходит самостоятельно или при поддержке взрослых.
Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп.
Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 195.