Специфика развития глухих детей дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения глухого ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Глухой ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Возможность слухового восприятия у ребенка является залогом успешного речевого и интеллектуального развития. Дети, имеющие значительную потерю слуха, без специальной помощи не могут успешно реализовать свой жизненный потенциал.

В дошкольном возрасте формируется соподчинение мотивов, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Личностное развитие также обусловлено усвоением первичных этических норм и правил, идеалов и норм общественной жизни.

В основе психического развития глухих детей дошкольного возраста лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы.

Психологически глухие дети, обучение которых начато относительно поздно, как правило, отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У глухих детей происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления. У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Страдают ориентация в пространстве, координация движений (в связи с тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппарата).

Нарушения слуха в дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития глухого ребенка наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии, что обусловлено развитием различных сторон познания: восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, формированием произвольности психических процессов.

В дошкольном возрасте большое влияние на развитие ребенка оказывает формирование разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой.

На психическое развитие слышащего ребенка влияет интенсивное развитие речи.

У детей дошкольного возраста формируется интерес к окружающему миру, познанию предметов и явлений, различных связей между ними. Однако основой познания в первую очередь является чувственное – процессы восприятия, наглядные формы мышления.

Процессы чувственного познания интенсивно развиваются в дошкольный период детства и у глухих детей. Развитие познавательных интересов, становление предметной деятельности, формирование игры способствуют сенсорному развитию глухих детей. Однако нарушение речи и средств общения, отставание в предметной и игровой деятельности приводят к своеобразию и задержке сенсорного развития необученных глухих детей.

В процессе обучения, направленного на развитие ребенка, формирование речи и речевого общения, личностное развитие глухих дошкольников происходит более интенсивно. В быту и в разных видах деятельности дети знакомятся с разными социальными явлениями, учатся понимать и анализировать свои и чужие поступки. У них формируются такие качества характера, как активность, самостоятельность. На протяжении дошкольного возраста происходят развитие и соподчинение мотивов, формирование интереса к окружающему миру. У старших дошкольников появляются социальные мотивы, интерес к жизни людей в обществе, стремление к общению с ними. В процессе обучения языку можно наблюдать и формирование интереса к речевой деятельности.

В процессе воспитания и обучения глухих дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

Умственное развитиеглухих детей дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредовано речью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и Примерная адаптированная программа учитывают современные тенденции в изменении состава этой группы детей.

1.2.2. Характеристика особых образовательных потребностей глухих детей раннего и дошкольного возраста

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения (В.И. Лубовский).

О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова выделяют общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития[10]:

1. «Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение.Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

3. Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка.

4. В особой организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды.

5. В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

6. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др.), во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов».

Особые образовательные потребности глухих детей, определяют особую логику построения образовательного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом связаны с трудностями понимания обращенной речи, характером межличностной коммуникации, ограничением скорости переработки и объема вербальной информации.

К особым образовательным потребностям глухих детей относятся:

- специальные образовательные условия, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в глухом ребенке уверенности в том, что в детском саду и группе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку сверстникам ребенка, не подчеркивая его особость, а показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие;

- специальное обучение «переносу» сформированных целевых установок в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе специальной коррекционной работы в ходе фронтальных и малогрупповых и индивидуальных занятий;

- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

- создание условий для развития у детей инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;

- активное использование в образовательном (воспитательном) процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по ее формированию и коррекции;

- специальная работа по обучению словесной речи (в устной, в устно-дактильной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

- специальная работа по формированию и развитию восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи (речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, слово и фраза; интонационное оформление речи); развитие устной речи для целей коммуникации: сила и высота голоса, темп речи, логическое ударение, интонационная окрашенность высказывания, использование невербальных средств (естественные жесты, позы и т.п.), чтобы дополнить и уточнить смысл, умение вести диалог и групповой разговор;

- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

- специальная помощь в умении вступать в коммуникацию для разрешения возникающих трудностей;

- расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы дошкольной образовательной организации.

Для глухих детей, уровень общего и речевого развития которых приближен к возрастной норме, и которые, как правило, воспитываются вместе со слышащими сверстниками, важно, помимо отмеченных выше, реализовывать и такие образовательные потребности, как:

– развитие способности воспринимать звучащую речь в разных акустических условиях;

– развитие способности понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях;

– развитие способности составлять продуктивные речевые высказывания, соответствующие теме и общей ситуации общения;

– развитие способности накапливать собственный жизненный опыт в процессе взаимодействия с окружающим миром и активно использовать его в общении и обучении;

– развитие способности выстраивать товарищеские и дружеские взаимоотношения со слышащими сверстниками.

К особым образовательным потребностям глухих дошкольников с выраженными дополнительными нарушениями в развитии, перспектива сближения которых с возрастной нормой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи, относятся (Л.А. Головчиц[11]):

- организация раннего специального обучения;

- высокая степень индивидуализации дошкольного образования глухого ребенка;

- использование специфических методов и средств обучения, необходимых для глухого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей;

- изменение темпов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями глухого ребенка со сложной структурой дефекта;

- формирование потребности в общении, овладение средствами вербальной и невербальной коммуникации с детьми и взрослыми;

- коррекция поведенческих проблем и нарушений эмоциональной сферы;

- развитие познавательных интересов, коррекция познавательных процессов, формирование мыслительных операций;

- развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной);

- формирование навыков самообслуживания и других видов труда;

- специальная работа по использованию сформированных умений и навыков в новых практических ситуациях.

В целях обеспечения преемственности дошкольного и начального образования принципиальное значение имеет удовлетворение особых образовательных потребностей глухих детей, включая:

- создание образовательных условий, обеспечивающих эмоционально комфортную атмосферу, способствующую качественному образованию и личностному развитию обучающихся, формированию активного сотрудничества детей в разных видах деятельности, расширению их социального опыта, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в том числе, имеющими нормальный слух; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы дошкольной образовательной организации;

- постановку и реализацию целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений; создание условий для развития у обучающихся инициативы, познавательной активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- учет специфики восприятия и переработки информации;

- преодоление ситуативности, фрагментарности и однозначности понимания, происходящего с ребенком и его социокультурным окружением;

- обеспечение специальной помощи в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта, включая впечатления, наблюдения, действия, воспоминания, представления о будущем; в развитии понимания взаимоотношений между людьми, связи событий, поступков, их мотивов, настроений; в осознании собственных возможностей и ограничений, прав и обязанностей; в формировании умений проявлять внимание к жизни близких людей, друзей;

- целенаправленное и систематическое развитие речи, формирование умений обучающихся использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; применение в образовательно-коррекционном процессе соотношения устной, письменной, устно-дактильной речи с учетом особенностей разных категорий глухих детей, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе;

- использование глухими детьми в целях реализации собственных познавательных, социокультурных и коммуникативных потребностей вербальных и невербальных средств коммуникации с учетом владения ими партнерами по общению, а также с учетом ситуации и задач общения;

- осуществление систематической специальной (коррекционной) работы по формированию и развитию речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, восприятия неречевых звучаний, включая музыку (с помощью звукоусиливающей аппаратуры); развитие умений пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами или/и кохлеарнымиимплантами, проводной и беспроводной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования;

- при наличии дополнительных первичных нарушений развития у глухих детей проведение систематической специальной психолого-педагогической работы по их коррекции;

- оказание обучающимся необходимой медицинской помощи с учетом имеющихся ограничений здоровья, в том числе, на основе сетевого взаимодействия.

Особые образовательные потребности глухих дошкольников предполагают создание специальных образовательных условий (общих, частных, индивидуальных) в дошкольной образовательной организации, обеспечивающих им равные возможности в получении образования.

С учетом вышеизложенных аспектов и особых образовательных потребностей и должна строиться вариативная ПрАООП дошкольного образования глухих детей.

 

1.3. Планируемые результаты

 

В соответствии с ФГОС ДОспецифика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Примерной адаптированной программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений глухого ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Достижение целевых ориентиров по пяти образовательным областям будет свидетельствовать о формировании у глухого дошкольника предпосылок к учебной деятельности - основе его готовности (совокупности мотивационных установок) к освоению универсальных учебных действий (УУД), определяемых ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Основополагающим критерием оценки уровня сформированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом по паспорту, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Реализация образовательных целей и задач Примерной адаптированной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития глухого ребенка. Они представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 250.