К cоциально-абилитационным параметрам психофизических особенностей и индивидуальных возможностей глухого ребенка с относятся общая оценка социальной ситуации развития и основные категории его жизнедеятельности:
1. Способность к самообслуживанию (способность ребенка самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность).
2. Способность к самостоятельному передвижению с соблюдением мер безопасности в помещении и на улице (способность ребенка самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, способность пользоваться лифтом и общественным транспортом).
3. Способность к ориентации во времени и пространстве (способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, определение времени и места нахождения).
4. Способность детей к общению (способность к установлению контактов со знакомыми и незнакомыми людьми вербальными и невербальными средствами, путем их адекватного восприятия, способностью к формированию и сохранению социальных связей); дети, имеющие психофизиологические отклонения, характеризуются сниженной способностью к установлению контактов со знакомыми и незнакомыми людьми, формированию и сохранению социальных связей.
5. Способность к контролю своего поведения (способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом целесообразности поведенческих актов, социально-правовых и морально-этических норм).
6. Способность к обучению.
В соответствии с наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии и уровнем общего и слухо-речевого развития и его близостью/возможностью приблизиться к возрастной норме, в ходе обследования на ПМПК определяется образовательный маршрут, адекватный возможностям глухого ребенка:
· глухие дети без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающиеся к возрастной норме (часть дошкольников при раннем начале коррекционного воздействия), могут на равных по 1-2 человека воспитываться и обучаться в группах общеразвивающей или оздоровительной направленности, получая систематическую коррекционную помощь со стороны сурдопедагога и других специалистов;
· глухие дети без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающие от возрастной нормы, но имеющие перспективусближения с ней (в дошкольном или школьном возрасте), могут получить адекватное воспитание и обучение в группах комбинированной или компенсирующей направленности призначительной систематической специальной поддержке со стороны сурдопедагога и других специалистов:
· глухие дети с дополнительными отклонениями в развитии (комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой неосложненной умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающие от возрастной нормы, перспектива сближения с котороймаловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи, могут получить адекватное воспитание в обучение в соответствии с ПрАООП для глухих дошкольников в условиях реализации индивидуального образовательного маршрута[9];
· глухие дети с тяжелыми и множественными нарушениями, развитие которыхнесопоставимо с возрастной нормой, могут получать адекватное воспитание и обучение на основе либо разработки для каждого ребенка специальной индивидуальной программы развития (СИПР), либо в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
7.Общая оценка социальной ситуации развития (тип семьи, неблагоприятная обстановка в семье, низкий уровень грамотности родителей, отрицательное влияние социума, неспособность ребенка адаптироваться к социуму).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.