Глухие дети дошкольного возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии глухих детей велика. Дошкольный возраст - наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращение появления вторичных нарушений. Дошкольный возраст - это период становления личности. Ребёнок рождается с предпосылками в развитии и если упустить данный период, то у ребёнка проявятся стойкие нарушения.

Возможность слухового восприятия у ребенка является залогом успешного речевого и интеллектуального развития. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.

Глухие дети дошкольного возраста - это неоднородная по составу группа, включающая:

глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, по уровню общего и речевого развития приближающихся к возрастной норме (дошкольники при раннем начале коррекционного воздействия);

глухих детей без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы, но имеющих перспективу сближения с ней (в дошкольном или школьном возрасте) при значительной систематической специальной поддержке;

глухих детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии(комбинации нарушений слуха с ЗПР, легкой умственной отсталостью, нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата, сочетающимися с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы, перспектива сближения с которой маловероятна даже при систематической и максимальной специальной помощи;

глухих детей с тяжелыми и множественными нарушениями (в том числе и умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью), развитие которых несопоставимо с возрастной нормой.

Психолого-педагогические параметры психофизических особенностей и индивидуальных возможностей глухого ребенка определяются в соответствии с возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, его потребностями, характером и выраженностью нарушений. Также на уровень общего и слухоречевого развития глухих дошкольников влияет ряд субъективных факторов: время выявления нарушения слуха, время начала коррекционного воздействия, его организации и эффективности.

К психолого-педагогическим параметрам психофизических особенностей и индивидуальных возможностей глухого ребенка относятся:

1. Особенности сенсорных систем (анализаторов) и высших психических функций (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное (осязательное), тактильно-двигательное восприятие, пространственные представления, в том числе о положении собственного тела в пространстве (проба при закрытых глазах), временные представления, внимание, память, мышление, сознание, рассудочная деятельность, речь и т.д.).

2. Особенности личностно-коммуникативного развития (поведение и деятельность в процессе обследования, воспитания и обучения, реакция на родителей и незнакомых людей, мотивационно-потребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, самосознание, коммуникативная сфера, типологические особенности высшей нервной деятельности, адекватная оценка окружающего мира и собственного «Я», способность улавливать взаимосвязь между одушевленными и неодушевленными объектами окружающего мира).

3. Сформированность деятельности в целом (целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности, способность сформулировать цель, для достижения которой выполняются те или иные действия, способность завершать начатое действие и дать словесный отчет).

4. Наличие задатков, индивидуальных особенностей интересов и предпочтений (любимые игры, игрушки, занятия; а также воспитатель, тьютор, учитель, с которыми ребенок может и предпочитает общаться; родители и другие близкие родственники, с которыми ребенок может и предпочитает общаться), индифферентное отношение к окружающему миру.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 156.