З а д а ч и д е я т е л ь н ос т и л о г о п е д а
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задачи деятельности логопеда, как специалиста сопровождения так-же чрезвычайно разнообразны. С одной стороны, ребенок с РАС может иметь и признаки фонетико-фонематического недоразвития, и иметь своеобразие звукопроизносительной стороны речи, что требует специ-альной, хорошо разработанной в логопедии коррекционной работы. С другой стороны речь такого ребенка чрезвычайно специфична. Это касается всех е сторон — от темпово-мелодической ее стороны — до трудностей понимания письменной речи.

Работа над просодической стороной речи, ее мелодическими и рит-мическими компонентами неотрывно связана с чтением. Мы хорошо знаем, что такой ребенок, даже если он читает достаточно бегло, его чте-ние обычно крайне монотонное, без соблюдения знаков препинания и границ предложения. Это является одной из причин трудностей пони-мания прочитанного и работа логопеда по формированию навыков ин-тонированного, осмысленного чтения в большой степени будет содейст-вовать учебной адаптации аутичного ребенка.

Помимо этого, работа логопеда должна быть направлена, не в по-следнюю очередь, на формирование коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу, уметь самому поддерживать диалог и даже инициировать его. Понятно , что над коммуникативной стороной речи будет работать не только логопед. Но именно он, по-началу, будет на своих занятиях способствовать созданию определенных коммуникативных стереоти-пов, которые в последующем ребенок с помощью психолога и учителя сможет переносить в более широкие коммуникативные ситуации.

Как и любой другой ребенок, ребенок с аутистическими расстройст-вами может иметь трудности дисграфического или дизорфоргафичес-кого характера, но чаще всего такой ребенок достаточно грамотно пи-шет, но никак не может применить правило в отношении даже уже пра-


58

 

вильно написанного слова или текста. Многие практические работники считают, что часто такие дети имеют так называемую врожденную гра-мотность и именно анализ правила, по которому написано то или иное слово или выражение оказывается для них крайне затруднительным. Здесь важно, чтобы логопед объяснил ситуацию педагогу, а тот, в свою очередь, не «переборщил» с правилами.

Безусловно, что при организации обучения детей с РАС в обычной школе необходимо предусмотреть и методическое сопровождение процес-са инклюзии и интеграции. К методическому сопровождению можно от-нести обязательное обучение педагогов (проведение обучающих семина-ров, консультирование, сопровождение деятельности специалистов ПМП консилиума школы, согласование направлений коррекционной работы дефектолога и психолога вне школы с задачами социальной и образова-тельной адаптации), и других взрослых участников педагогического про-цесса. Эти и другие схожие задачи могут взять на себя специалисты ок-ружных ресурсных центров по инклюзивному образованию.


59

 

7 . О п ы т Г Б О У ш к о л ы з д о ровья № 198 п о вкл ю ч е н и ю детей с РАС в среднее звено

 

С осени 2012 года Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №198 Юго-Западного окружного управления обра-зования с участием специалистов Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педа-гогического университета по заказу Департамента образования города Москвы начал реализацию Пилотного проекта «Создание модели обу-чения и социализации школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) на средней ступени». Проект был инициирован Депар-таментом образования города Москвы и инициативной группой роди-телей детей с расстройствами аутистического спектра.

В массовой школе был создан класс для детей со сложной структурой дефекта состоящий из 4-х человек, трое из которых имели расстройства аутистического спектра различной выраженности. Все дети, поступаю-щие в 5-й класс, были оценены с точки зрения особенностей овладения программным материалом начальной школы, особенностей поведения и наличия у них особых образовательных потребностей и способностей. По итогам оценки всем детям было рекомендовано совместное обучение в специально созданном для них классе (см. приложение 2).

До этого у мальчиков был разный опыт обучения в начальном зве-не. Кто-то обучался на надомной форме обучения, кто-то в шко-ле Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, был и опыт обучения в инклюзивном классе массовой школы. При этом все дети были знакомы между собой, посещали сов-местные внеурочные занятия в Региональной благотворительной об-щественной организации «Центр лечебной педагогик», собирались неформально.

В июне месяце специалисты Института проблем инклюзивного об-разования МГППУ провели цикл обучающих семинаров для учителей и специалистов школы, поскольку до этого периода в школе не было опыта по обучению детей с аутистическими расстройствами.

Для организации оптимального режима адаптации и обучения классным руководителем детей этого 5-го класса, имеющим опыт рабо-ты в классе ККО, проводится большая часть уроков по предметам нео-сновного цикла — история, природоведение, технология, а в первое вре-мя классный руководитель присутствовал практически на всех уроках. Постепенно такая стратегия сопровождения детей классным руководи-


60

 

телем замещалась самостоятельными уроками педагогов по русскому языку, литературе, математике и другим предметам. Следует отметить, что в классе постоянно присутствует тьютор, который сопровождает всех детей в случае необходимости.

Для детей было выделено отдельное помещение на первом этаже школы — так как в классе обучается еще и ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП), для которого затруднено само-стоятельное передвижение. Помещение класса специально «зонирова-но»: помимо собственно учебной зоны около доски, которая занимает основную часть помещения, есть зона отдыха и игр, зона для чаепития. Помимо этого было создано специальное расписание. Так, например, учитывая дальность проживания всех детей от школы, первый урок на-чинался в 9.30 утра. Это позволяло детям без ненужной суеты и излиш-ней спешки утром успевать на уроки. Также среда была создана как на-именее нагрузочный день с точки зрения тяжести предметов.

По прошествии первого месяца обучения педагоги, обучающие де-тей, и администрация школы провели педагогический консилиум сов-местно со специалистами ИПИО, целью которого стала оценка особен-ностей адаптации каждого ребенка за прошедший период, оценка его продвижения по программному материалу в разных предметных облас-тях. Помимо этого на консилиуме обсуждался вопрос о необходимости создания индивидуальных образовательных программ (ИОП) для каж-дого ребенка по различным предметам.

В октябре-месяце обучение продолжилось, дети посещали школу, за этот период они уже освоились в стенах и пространстве школы, демон-стрировали свой интерес к происходящим в школе общим событиям. А педагоги занимались разработкой ИОП по отдельным предметам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей по объективным причинам не могло быть организовано в самой школе, но, как мы знаем, все дети посещали Центр лечебной педагогики, где проводились заня-тия с психологом (индивидуальные), и занятия с логопедом, занятия по гончарному ремеслу, занятия спортом. Такая практика имеет право на существование, поскольку в Законе об образовании лиц с ОВЗ г. Моск-вы сказано, что если в образовательном учреждении находится менее 6-ти детей с ОВЗ, то их психолого-педагогическое сопровождение долж-но осуществляться в ППМС-Центре.

По итогам первой четверти все дети были аттестованы по учебным предметам. Территория их общения значительно расширилась — они общаются с детьми на переменах, в столовой, ходят на другие этажи. У мальчиков появились и друзья из других классов. Понятно, что для преодоления барьеров коммуникации потребовалось много усилий, как со стороны классного руководителя, так и со стороны других учителей среднего звена и директора школы.


61

 

 

7 . 1 . З а м е т к и кл а сс н о г о руководителя

 

« М о й кл а сс »

В этом учебном году первоклассников набрали только на один класс. И я осталась практически без основной работы. Так получилось… . Но, Галина Васильевна Милосердова, директор школы, сказала: «Не вол-нуйся, без работы не останешься. Есть очень интересный проект. Бу-дешь классным руководителем в новом особенном 5 «Б» классе. Наша школа входит в новую программу по развитию инклюзивного образова-ния». Что это такое на тот момент еще никто из педагогов не знал.

Галина Васильевна не только директор школы, а ещё и учитель геогра-фии на педсовете объяснила — в геологии есть такой термин «инклюзия», то есть вкрапление. Так стало немного понятней — в школу «вкрапляются» необычные дети: это три мальчика аутиста и девочка с ДЦП на коляске. Но не по одному ученику в какие-то классы, а отдельный класс из четырех че-ловек. Сразу возникла масса вопросов с кем, как, где они будут учиться? Могут ли они учиться в общеобразовательной школе? Как девочка на ко-ляске будет передвигаться по школе? Как это воспримут наши дети?

Оказалось уже идет ремонт на первом этаже — из тренажерного зала оборудуется класс со специальным съездом для коляски. Специалисты из Института инклюзивного образования прочитали несколько лекций для педагогов школы об особенностях работы с «особенными» детьми. Классным руководителям было поручено провести беседы с учениками о новом проекте, внедряемом в школе.

А во мне бушевали сомнения и волнения. Я совсем ничего не знаю про таких детей. Изучала, конечно, в институте коррекционную педаго-гику, но я не имею дефектологического образования (!), я всего лишь учитель начальных классов с небольшим опытом работы, несмотря на не очень молодой возраст. Как же я буду «классной мамой»? «Вот имен-но — мамой! — сказала Г.В., — опыт мамы у тебя есть, а в работе с таки-ми детьми это самое главное».

И я погрузилась в интернет… Некоторые статьи и фильмы пугали, другие объясняли и обучали. Я многое узнала, но отсутствие у меня спе-циального образования вызывало панику. Конечно, можно учиться и в мои 50 лет, но до встречи с детьми оставалось совсем немного времени. Я прочитала, что аутисты «люди без кожи». На эмоциональном уровне они все воспринимают не как мы, а намного острее. Их пугает неизвестность. Новое помещение, новый человек. Они очень тревожны. Они эмоционально незащищенные. Из-за этого погружаются в свой

мир и не идут на контакт, уходят от общения.

До 1 сентября оставалось несколько дней. Стать дефектологом за не-делю невозможно. Значит, буду действовать по интуиции, включая ма-теринский опыт и мой небольшой опыт учителя начальных классов.


62

 

29 августа прошло родительское собрание моего 5 «Б». Кроме роди-телей, даже кроме семей будущих учеников, потому что были, и мамы, и папы, и даже бабушки с сестрами. На собрании присутствовали и пред-ставители Института инклюзивного образования, администрация шко-лы и педагоги, которые будут работать с классом. Все познакомились и наметили план работы.

Оказалось, что родители детей уже давно дружат между собой. И это придало мне немного уверенности.

И вот наступило 1 сентября. Наша первая встреча уже сейчас про-изойдет. А вдруг я им не понравлюсь? А вдруг они испугаются большо-го скопления народа? Вдруг их напугает громкая музыка, которая раз-ливается на весь двор: «Не крутите пестрый глобус, не найдете вы на нем. Той страны — страны особой, о которой мы поем…»?

Так у нас принято: все классные руководители встречают своих де-тей у порога школы, а потом мы идем на спортивную площадку и там строимся по классам на торжественную линейку. Я стою у школьного крыльца с табличкой «5 “Б”»… Меня окружили мои бывшие ученики, мой любимый 4 «Б». На лицах удивление, радость, смятение:

— Татьяна Александровна, значит, Вы остались с нами? Ура!

— Нет, родные мои, эта табличка не для вас. У меня теперь другой класс. Особенный класс — потом все расскажу.

— Но они тоже пятый, почему мы не можем быть вместе?..

Мой 4 «Б» был классом компенсирующего обучения, всего 12 чело-век. В таком количестве легко работать и легко учиться. К концу обуче-ния в начальной школе дети компенсировались и их объединили с обычным классом в один пятый. А как было бы здорово, мелькнула у меня мысль, если бы объединить мой новый и мой старый классы. Мо-им «старым» детям было легче адаптироваться в новой взрослой жизни со «старой» мамой, ведь переход в среднюю школу всегда стресс. А мо-им «новым» детям было бы легче постепенно вливаться в настоящую школьную жизнь в уже сплоченном маленьком коллективе, ведь у меня очень хорошие дети — добрые и душевные.

И вот я вижу, на школьном дворе появляются уже знакомые мне ро-дители, а за ними весёлые шумные дети. Родители и дети между собой здороваются, обнимаются, радуются встрече. Очень симпатичные де-ти — Л., К. и Г. — с цветами. Перебивая друг друга, говорят мне слова по-здравления с 1 сентября, и мы идём на спортплощадку, там для нашего класса обозначено место. Пока мы движемся, Л. берёт меня за руку и моё волнение немного спадает. Меня не испугались. Меня приняли?.. Меня приняли.

Мы построились. Дети с интересом оглядываются вокруг. Разгляды-вают учеников школы, незнакомых взрослых. Никакого испуга или вол-нения я у них не замечаю. Только трудно скрываемая радость. Л., не об-


63

 

 

ращая ни на кого внимания, слегка подтанцовывает. Тут и В. подъехала, мальчишки кинулись её обнимать. Было заметно, что все они искренне рады встрече и всему происходящему вокруг. Кто-то из родителей ска-зал: «Ребята счастливы, ведь они так ждали, что как все дети пойдут 1 сентября в школу».

Первый урок. Точнее наш первый классный час. Рассказываю о шко-ле, о распорядке школьной жизни. Меня кроме В. никто не слушает. Ко-стик положил голову на парту, Л. раскачивается на стуле, повернув-шись ко мне спиной, и бормочет себе что-то под нос на английском, Г., подперев голову рукой, смотрит в окно. Очень для меня непривычная ситуация. Теряюсь… Вижу только ясные глаза В. Стараюсь смотреть только на неё. Своей улыбкой и участием она помогает мне закончить урок. Ура, звонок! Первое испытание позади. Получилось или не полу-чилось?..

И началась учёба. Начались поиски ведения уроков, поиск интерес-ных материалов к урокам. Начались бесконечные сомнения. А на уроке порой казалось, что разговариваешь сама с собой или рассказываешь только для В. Но потом на следующем уроке задашь вопрос на пройден-ную тему и вдруг кто-нибудь из мальчишек «возвращается на урок из своего мира» и даёт правильный ответ. Порой кажется, что погружаясь в себя они не слышат того что происходит на уроке. Но «возвращаешь их», и понимаешь что они каким-то чудесным образом в теме.

Удивительные дети. Конечно, их нестандартное поведение иногда выбивает «из седла», но берёшь себя в руки и стараешься им помочь. Помочь найти своё место в этом так пугающем их мире. Я считаю, что главная задача всех учителей, работающих с такими детьми, не «спро-сить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в на-шей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческого слова «педагог» — ведущий за руку.

 

М и х а л енкова Т а т ь я н а А л е к с а н дровна, у ч и т е л ь н а ч а л ь н ы х к л а сс о в Г Б О У С О Ш № 198


64

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 








Дата: 2019-07-30, просмотров: 210.