Особенности развития ребенка с аутистическими расстройствами, о которых мы говорили выше, особенности развития произвольный форм
53
деятельности, в частности произвольного или разделенного внимания (концентрации внимания на совместной деятельности), произвольного сосредоточения, трудности такого процесса как подражание создают не-обходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой ребенок испытывает множество трудностей — … «он моторно неловок, не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, “не видит” рабочего пространства страницы, не может распределить, скоординировать свои движения в нем. Он старается отвечать как мож-но более свернуто, эхолалично, так, чтобы только обозначить ответ, те-ряет сообразительность даже в тех областях, где самостоятельно дейст-вует успешно. Такой ребенок практически неспособен преодолевать трудности. Малейший сбой может спровоцировать его отказаться от дальнейших попыток работы» (О.С. Никольская, 1995). В этом случае на первых порах такой ребенок обязательно должен сопровождаться специалистом тьютором. Именно этот человек, не «приклеиваясь» к ре-бенку и не заменяя собой учителя помогает ребенку сориентироваться и в пространстве тетради и в последовательности необходимых дейст-вий, он повторяет инструкции педагога, снимая, тем самым трудности восприятия фронтальных заданий. Тьютор становится на первых эта-пах своеобразным проводником и переводчиком для ребенка, помогая в организации учебного поведения. В тоже время, определенными при-емами, позволяющие структурировать деятельность и тем самым фор-мировать учебные стереотипы, должен владеть и сам педагог. Эти при-емы общей организации деятельности должны быть им четко осозна-ваться и именно им должно уделяться специальное внимание. Самым простым примером такой деятельности может стать деятельность учи-теля с детьми, только что пришедшими в школу, когда каждый органи-зационный момент имеет огромное значение и именно основываясь на этих моментах учитель строит свою стратегию деятельности с малыша-ми в классе — …»здесь, как и в работе с маленьким ребенком, с дошколь-ником очень важно максимально использовать возможность непроиз-вольного обучения, усвоения новой информации, новых умений в нео-бязательной ситуации, в игровой форме, когда образец нового умения, новая речевая форма, новое знание даются ребенку точно в тот самый необходимый момент, когда он нуждается в нем. В этом случае ребенок чаще получает возможность самостоятельно использовать усвоенное, может переносить навык в другой контекст».
Для того чтобы такой ребенок постепенно мог приспособиться или адаптироваться к ситуации обучения, как мы уже говорили , она долж-на быть максимально структурирована. Эта структурированность (как основа организации определенных стереотипов) необходима не только на уроке, но и на перемене. Тут также трудно обойтись без помощи тью-
54
тора, который с одной стороны, организует проведение перемены для ребенка и других детей, а с другой стороны способствует формирова-нию стереотипов социального поведения — именно в этих ситуациях происходит знакомство с примерами социального поведения, коммуни-кации со сверстниками и взрослыми — от самых простых — как попро-сить тот или иной предмет, заинтересовавший ребенка, как ответить на заданный вопрос, самому спросить что-либо и т.п.
Как мы уже говорили, отдельная задача в организации учебной дея-тельности ребенка это работа над созданием внешних маркеров и пра-вил жизни в классе и на уроке в частности. Самый главный внешний маркер изменений последовательности действий — уроков — расписа-ние. Оно должно быть видно ребенку. Хорошо, если на стене около до-ски висит полное расписание уроков и занятий во второй половине дня на все дни недели. Это легко организовать в любом класса. Такая под-сказка делает жизнь ребенка с аутистическими расстройствами более предсказуемой, и сама по себе является организующим фактором в учебной жизни ребенка.
С помощью расписания может быть специально проработана последо-вательность подготовки к учебному дню, к уроку, если необходимо, со-ставлена наглядная схема организации рабочего пространства, набора не-обходимых учебных материалов, последовательность подготовительных действий. Это чрезвычайно важно, как мы уже говорили такому ребенку трудно воспринимать всю информацию на слух, а написанное имеет час-то «степень закона». Ему проще самому посмотреть на расписание и при-готовить нужны предметы к следующему уроку (иногда с помощью тью-тора), чем слушать длинную инструкцию учителя о том, какой будет сле-дующий урок и что надо оставить на парте. Не забываем, что фронталь-ные вербальные инструкции наш ребенок принимает плохо.
Помочь ребенку тьютор может и на уроке — разметкой парты, стра-ницы, наглядным указанием направления движения, включением в за-дание моментов, когда сам учебный материал организует действие ре-бенка Последовательность операций тоже должна быть представлена ребенку наглядно в виде схемы или пиктограммы.
Большие трудности в организации учебного поведения возникают у такого ребенка при появлении даже небольших неудач или трудностей. Здесь мы не будем описывать возможные поведенческие проявления ребенка, но все они будут характеризовать его возбуждение, тревогу и нежелание дальше работать. О.С. Никольская предлагает в такой ситу-ации следующий способ: … «сначала педагог помогает ребенку выпол-нить новое задание и создает у него впечатление успеха, убеждение, что это он уже может делать. Лишь после этого начинается собственно ра-бота обучения новому навыку, но представляется она как совершенст-вование того, что ребенок уже может делать».
55
Организации правильного учебного поведения помогают и опреде-ленные правила. Как и расписание многие простые и казалось бы оче-видные правила поведения также могут быть представлены в виде не-больших плакатов на стене около доски. Важно понимать, что ребенку проще понять если ему говорят — у нас есть правило № 4. А правило № 4 будет гласить, что во время урока без разрешения нельзя вставать и хо-дить по классу. Это ребенку усвоить проще, чем слушать увещевание учителя, что по классу во время урока нельзя ходить и трогать чужие ве-щи. Это правило должно касаться не только нашего особого ребенка. Оно не помешает и другим детям. Аналогичные правила могут касаться и других аспектов жизнедеятельности на уроке или даже перемене.
Особой специальной работы тьютора и учителя требует и развитие способности аутичного ребенка адекватно оценивать смысл происходя-щего и организовывать поведение в соответствии с этим смыслом. Сре-да, в которой живет и учится аутичный ребенок, должна иметь макси-мально проработанную смысловую структуру то есть ребенку необхо-димо дать понять для чего делается то-то и то-то. С ним ничто не долж-но происходить механически. «Расписание составляется для него преж-де всего осмысленно связно, много раз проговаривается, обсуждается. Любое его действие планируется для чего-то, что будет очень хорошо; любое совершающееся действие тоже комментируется, осмысляется; потом к нему возвращаются и оно оценивается снова с точки зрения его смысла, пользы, радости, которую оно всем доставило.
Любой навык осваивается осмысленно, для непосредственного прак-тического использования в жизни сейчас или потом, в будущем, когда ребенок вырастет. Так, читать можно научиться по текстам, специально составленным для каждого ребенка его родителями с напоминанием о чем-то личном, пожеланием, похвалой; научиться писать — записывая задание, рассказ родителям о том, что происходило с ребенком в школе; считать — моделируя ситуации практической необходимости совер-шить математический расчет.
В противном случае такой ребенок, даже усвоив знания, овладев на-выками, никогда не получит возможности использовать их практически».
Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.