В в е д е н и е п равил п о в е д е н и я н а у р о к е
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того, чтобы ваши ученики быстрее привыкли к новому режиму рекомендуется введение правил поведения на уроке. Для начала, необ-ходимо ввести общие правила для всего класса. Для этого надо проду-мать, какие правила вводить. Правил не должно быть много. Это долж-ны быть только актуальные на данный период времени правила. Проду-майте формулировку каждого правила. Фраза должна быть короткой, все слова в ней должны быть понятны. Желательно не использовать в формулировках частицу НЕ. Ваше правило должно показывать «к ак нужно себя вести».

Поскольку у детей с расстройствами аутистического спектра затруд-нено восприятие устной речи, рекомендуется сделать наглядное напо-


47

 

 

минание правил. Правила должны быть достаточно крупного размера. К каждой фразе можно добавить символ, для того, что бы постепенно убирая текст, для напоминания оставались только символы. Как прави-ло, такие напоминания располагают с боку от доски. По прошествии не-которого адаптационного периода, когда основные нормы поведения на уроке будут усвоены, могут понадобиться индивидуальные правила, ко-торые можно расположить на парте ученика.

 

В в е д е н и ер а с п и с а н и я

Как мы уже говорили создание расписания школьного дня является необходимым условием адаптации в школе ребенка с расстройством ау-тистического спектра. Расписание несет в себе не только организацион-ные, но и содержательные компоненты.

В первую очередь, необходимость введения расписания связано с тем, что различные явления окружающего мира и события, происходя-щие с ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными вре-менными рамками. У такого ребенка не формируется структура време-ни. В результате, оказывается несформировано понимание последова-тельности событий. Ребенок не знает когда и что можно делать, не мо-жет самостоятельно планировать собственное время, что часто приво-дит к нарушениям поведения.

Склонность к стереотипам обеспечивает определенную безопас-ность ученику с расстройством аутистического спектра. Именно для этой цели служит создание расписания, которое должно иметь опреде-лённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в со-знании ребёнка становится более упорядоченной, а спланированная жизнь поможет структурировать его поведение и избежать многих стра-хов. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий, для таких детей недостаточны.

Ввиду того, что детей с расстройствами аутистического спектра не-достаточно сформировано понимание речи, необходимо, что бы распи-сание было визуальным. Это могут быть карточки с названием предме-тов и режимных моментов, по которым ребенок сможет понять, что про-изойдет позже. Такие карточки могут сопровождаться символами.

Введение расписания важно еще и потому, что слово «нет» для таких детей представляет одну из самых больших проблем. Часто слово «Нет» звучит для них, как приговор и как окончательный отказ. Они не могут понять, что если сейчас ответ отрицательный, то немного позднее он бу-дет положительным. Карточки, выстроенные друг за другом, делают бо-лее позднее «да» зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет».

Введение подобного расписания поможет учителю: упорядочить де-ятельность детей на уроке и на перемене, уменьшить беспокойство и


48

 

страхи учеников, установить определенные правила поведения, обеспе-чить видимое средство ожидания смены деятельности.

В период обучения с использованием расписания необходимо по-мнить, о том, что расписание неизменно, и все пункты внесенные в него, должны быть выполнены. Не допустимо изменение расписания без ува-жительной причины. Однако, в процессе работы учителя часто встреча-ются с необходимостью внесения изменений в расписание, то есть «сло-ма» уже сформированного стереотипа. Например, ученики знают, что се-годня по расписанию у него рисование, а педагог Вам только сообщил о том, что заболел. Как же этот факт преподнести ученикам?

Во-первых необходимо ранее предусмотреть карточку, картинку или фотографию, которая будет символизировать подобные изменения («больной человек, лежащий в постели»; много машин, стоящих в ряд-«пробка» и т.д.). Необходимо отметить, что подобные «домашние заготов-ки» учителя должны предусматривать заранее и всегда иметь при себе.

Во-вторых, если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий, отличная от ранее составленного расписания, необхо-димо вместе с учениками внести корректировки:

— вынуть карточку события, которого не будет;

— найти карточку с изображением события, которое его заменит; — вместе с учениками внести изменения в расписание.

Все производимые действия по изменению расписания, учитель про-говаривает вслух.

 



Дата: 2019-07-30, просмотров: 163.