Ребенок с РАС в обычной школе не может быть социально адапти-рован если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь. Задачи деятельности психолога здесь много-образны.
Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также по-могает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать опре-деленную дистантность во взаимодействии.
56
Аутичный «ребенок готов привязаться к заинтересованному в нем, благожелательному взрослому, благодарен за понимание и поддержку и постепенно, хотя и с трудностями, усваивает правила взаимодействия с учителем в классе. Вместе с тем без специальной работы сложившиеся отношения могут в дальнейшем не развиваться.
Со сверстниками же самые простые отношения устанавливаются зна-чительно труднее. Даже при взаимной симпатии детей их общение не на-ладится само собой и в лучшем случае останется на уровне беготни и воз-ни, заканчивающейся общим перевозбуждением и дискомфортом.
Теоретически, идущий в школу ребенок с приязнью относится к дру-гим школьникам, хочет быть вместе с ними, но в реальности у него мо-гут возникнуть другие чувства. Дети быстро утомляют его, раздражают, кроме того, он не хочет делить с ними внимание и похвалу учителя. По-этому интенсивность контактов с другими учащимися сначала должна быть строго дозированной, а общение четко организованным в рамках стереотипа урока и перемены.
На первых порах важно просто не допустить возникновения стойких конфликтов и попытаться сформировать идеальные образы друг друга. Взрослым следует рассказывать ребенку о его одноклассниках, он дол-жен знать, что это — его друзья, что каждый из них имеет свой характер, свои достоинства, по-своему ему интересен и ценен.» (О.С. Никольская и др. «Вместе с учителем», 2006).
Лишь после того, как такие простые отношения с детьми и учителем станут возможны для ребенка в рамках достаточно повторяющихся си-туаций, то есть ситуаций урока и структурированной перемены, похода в столовую, можно постепенно пробовать расширить коммуникативные умения ребенка и переходить к попыткам организации общения детей на праздниках.
«Понятно — пишет О.С. Никольская — что психологическая под-держка в организации общения нужна не только ребенку с аутизмом, но и его обычным одноклассникам. Очень много зависит от их отношения к необычному ребенку. И если в младших классах оно определяется, прежде всего, позицией учителя (его настроенностью на помощь, ува-жением, стремлением подчеркнуть перед другими детьми достоинства странного ребенка), то в средней и старшей школе ситуация может из-мениться. Дети могут терять друзей, потому что общение с необычным ребенком подчас снижает статус в компании подростков. Надо сказать, что они тяжело переживают такие «предательства».
Надо учитывать, что без специальной поддержки обычные дети в младшем подростковом возрасте могут быть очень жестоки к своим ау-тичным одноклассникам, например, могут специально провоцировать их аффективные реакции и использовать их для манипуляции учителя-ми (срывать уроки и т. п.).
57
В старшем возрасте подростки обычно становятся менее агрессив-ными, но зато научаются стойко игнорировать аутичного ребенка: мо-жет возникнуть полная изоляция такого ученика, даже при его успеш-ной реализации в рамках учебного стереотипа. В разговоре с попавшим в такую ситуацию ребенком обычно выявляются переживания одиноче-ства, нереализованная потребность в дружеских отношениях со сверст-никами…»
Можно выделить основные направления деятельности психолога — это помощь в организации обучения; психологическая поддержка учите-ля; индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие; работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами; работа с соучениками ребенка.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 203.